Конспект урока по теме Причастие как особая форма глагола


Урок по русскому языку в 7 классе.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».

Цели:
познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора;
развивать орфографические умения и навыки.

Задачи: 1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи; 2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор; 3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:
Организационный момент.
Проверка наличия учебного материала: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка.
- Ребята, на своих столах вы видите листы самооценки, с которыми вы поработаете в конце урока.
-А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для темы урока.

Синтаксическая пятиминутка
- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске

Запись на интерактивной доске:
ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
- Как вы понимаете эти слова?

- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Выполните морфологический разбор причастия.
-Сравните свои записи с разбором на интерактивной доске.
Запись на интерактивной доске.

-В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии).
- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)
- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
- Назовите теперь тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)
- Запишите ее на оставленной строке. (Записывают тему урока на оставленной строке.)
- Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: (Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.
Дополнительная информация
Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ

Запись на интерактивной доске:
Стихотворение:
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразные дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.

- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.

Дома вы должны были повторить его.

IV. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Запись на интерактивной доске
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);
- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
- зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
- прилагательное в сравнительной
· или
превосходной степени ( не громче,
не красивейший).

V. Объяснение нового материала.
- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?

Запись на интерактивной доске:
Ощибка не замечена Негодующий взгляд
Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка
Не замеченная учеником ошибка

Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно.)

- Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.
Запись на интерактивной доске:
Слитно
Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)



- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)

VI.Закрепление материала.
-Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:
Запись на интерактивной доске:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

-Выполните самостоятельно.
Запись на интерактивной доске
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

-Проверьте друг друга в парах. Сравните с эталоном на доске.

Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

- Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку.
- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.

VI.Подведение итогов урока
- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

Слитно
Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание)
2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь)
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)
2.С краткими причастиями (не прочитана книга)
3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача)
4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)



- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.
Запись на интерактивной доске
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
(Работают с листами самооценки )

Домашнее задание.