Доклад.Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Вафина Л.И.
доклад на тему:
«Духовно-нравственное воспитание учащихся
на уроках русского языка и литературного чтения
в начальной школе»
В настоящее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, так как самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования планирует достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде(экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Системы учебников УМК «Перспектива» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В воспитательном потенциале УМК «Перспектива» особенное место занимает «Русский язык», который несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивает уважение и интерес к творческой работе. (слайд 7)
Учебник «Литературное чтение» содержит литературные тексты мастеров
художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.
С первых уроков обучения грамоте, опираясь на материал учебника, дети параллельно с изучением русского языка познают основы нравственности:
Мир, окружающий нас (природа) – творение Божие;
Россия – Родина моя.
Труд – основа жизни.
Каждый день даётся в дар для добрых дел. (слайд 8)
Читая стихи русских поэтов о Родине, о природе, дети учатся любить родную землю, родной свой край, Отечество:
И. Никитин. «Русь»
И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…»
Знакомясь с произведениями о маме, школьники постигают любовь к ближнему:
Р. Рождественский. «На земле хороших людей немало…»
Ю. Энтин. « Песня о маме»
Б. Заходер. «С папой мы давно решили»
А. Барто. «Перед сном»
Ясные и живые повествования о том, «что такое хорошо и что такое плохо», дают почувствовать детскому сердцу красоту и достоинство добродетельных поступков, а порок, напротив, представляют в его недостойном виде.
С этой целью особенно полезно чтение библейской истории из детской православной художественной литературы, в которой прекрасно изображено состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения пред Богом, равно как наказания за непозволительное любопытство, ненависть, неуважение к почтенной старости и т. п.
Это жития Святых, произведения русских писателей и устного народного творчества:
Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить»
Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
В. Осеева. «Просто старушка»
А. Гайдар. «Совесть»
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Нанайская сказка «Айога» и др.
В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами:
М.М. Пришвин. «Ребята и утята»
В.В. Бианки. «Хитрый Лис и умная Уточка»
Саша Чёрный. «Жеребенок» т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Это даёт благодатную возможность приоткрыть детям православные странички жизни А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.Н. Носова и многих других авторов.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. (слайд 9)
При анализе прочитанного произведения постоянно использую пословицы, которые выражают идею произведения, раскрывают характеры героев, содержат мудрый совет или предостережение. Дети соотносят пословицы, данные в книге для чтения, с содержанием произведения, подбирают другие, выражающие эту же мысль.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Всё что спрятал, то пропало, всё что отдал, то твоё.
Всякое умение трудом даётся.
Без терпенья нет уменья.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Лад и согласие – первое счастье.
Не спеши языком, торопись делом.
Работа с пословицами продолжается и на уроках русского языка с целью решения не только воспитательных, но и учебных задач:
- привитие любви и интереса к изучению русского языка;
- формирование каллиграфического навыка;
- развитие орфографической зоркости;
- расширение и обогащение словарного запаса;
- развитие речи. (Слайд 11)
Достижению этих же целей способствует использование текстов духовно-нравственного содержания, а также о природе – красоте Божиего творения. Тексты и отрывки из них включаются в упражнения, способствующие закреплению нового материала, выработке умений и навыков грамотного письма.
Песня о дружбе
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку. С. Михалков
– Назови синоним к слову верный.
– Напиши по памяти первую часть стихотворения.
– Устно составь текст из 4-5 предложений на тему «О моём друге (подруге)».
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
– Как понимаешь значение слова доброта?
– Подбери к слову доброта антоним.
– Запиши однокоренные слова к слову доброта.
Проводятся следующие виды упражнений:
Чистописание.
А руки, брат, великий клад:
Для дел даются руки.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
За правду стой горой, и Господь с тобой.
Будь осторожен на слова. За всякое пустое слово дашь ответ Богу.
Ласковое слово, что весенний день.
Себялюб никому не люб.
Не говори ложь, иначе не поверят и на грош.
Орфографическая зарядка.
– Найди и обозначь изученные орфограммы:
Ошибся, что ушибся: вперёд наука.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Дождь вежлив как никто другой:
без стука к людям ни ногой.
Выборочный диктант.
– Запишите имена существительные в начальной форме.
– Определите род, склонение.
Нет в России пальм зелёных,
Всё берёзоньки да клёны
И пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Мы несём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Ставим ветки у икон.
- Спишите пословицы. Подчеркните антонимы — имена прилагательные.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
С малого начинай, достигнешь большого.
Новых друзей наживай, а старых — не забывай.
Письмо по памяти.
Слава святому труду!
Бедность и труд честно живут
С дружбой, с любовью в ладу.
Слава святому труду!
– Какие слова с парными согласными на конце надо проверить?
– Для какого слова в стихотворении есть проверочное слово? Найди его.
Комплексный анализ текста:
тема, главная мысль, ключевые слова, орфография, пунктуация.
У солнца руки горячи,
Работают с охотой.
Всю землю кисточки-лучи
Покрыли позолотой.
А серый дождик – озорник
Тихонько подошёл
И всё зачиркал – чик, чик, чик –
Простым карандашом. А. Шибаев
Накануне православных, народных праздников включаю в уроки русского языка строки, посвящённые этим событиям. (Науруз, Сабантуй, Сюмбель, Рождество, Пасха, Масленица)
Курбан Байрам
Вновь Курбан Байрам священный!Угощенье на столах!Пусть к семье твоей бесценнойБудет милостив Аллах!Будь здоровым и богатым!Только лишь не позабудьПоделиться счастьем с братом,Чтобы светлым был твой путь!
Пасха
Христос воскрес! Опять природа
Встречает новую весну.
И православному народу
Подарит неба синеву!
Любить, прощать Христос зовёт.
Пусть огонёк свечи пасхальной
Все души к Богу повернёт!
Спишите название православных праздников. Сколько звуков в этих словах? А сколько букв?
Пасха, Рождество, Крещение Господне.
«Быть человеком – значит победить в себе то, что мешает существованию добра на земле: лень, страх, страсти, немощи. Быть человеком – значит воспитать в себе все лучшее, высшее, любить добро, делать его, стремиться к нему».