Лабораторный практикум по физике на тему Магнитные свойства вещества

Задание группе № 1 «Гипотеза Ампера»

1. Положите модель магнита перед собой на столе.
2. Проведите прямым магнитом над моделью несколько раз (рис.1).








Рис. 1.
3. Обратите внимание на порядок расположения стрелок (молекулярных токов).
4. Расположите два магнита по обе стороны модели так, как показано на рис.2.





Рис. 2.
5. Обратите внимание на расположение стрелок.

Подготовьте выступление (2 мин.) перед классом по плану:
о проделанном опыте (по рисунку);
ответы на вопросы (зачитать и отвечать).

(ВЫСТУПАЕТ 1 УЧАЩИЙСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОПОЛНЯЮТ)
ВОПРОСЫ:
1. Почему на рис.1 модель представляет вещество, не являющееся магнитом, а на рис.2 являющееся магнитом? При ответе применить понятие «молекулярные (атомные) токи».
2. В чём заключается гипотеза Ампера?




Задание группе № 3 «Магнитная проницаемость».

1. Собрать схему (или проверить её правильность) по рис.1.








Рис. 1.
2. Замкните цепь.
3. Держа за нить поочередно поднесите к катушке различные предметы из Al, Cu, Fe. Обратите внимание на их поведение.










Рис. 2.
4. Повторите опыт.
5. Разомкните цепь. Обесточьте её.

Подготовьте выступление (2 мин.) перед классом по плану:
о проделанном опыте (по рис.2);
ответы на вопросы (зачитывать и отвечать).

(ВЫСТУПАЕТ 1 УЧАЩИЙСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОПОЛНЯЮТ)
ВОПРОСЫ:
1. Какое из исследуемых веществ является ферромагнетиком? Какое не является ферромагнетиком?
2. Чем создаются поля у ферромагнетиков? Что такое спин?

Задание группе № 3 «Температура Кюри»

1. Подготовить оборудование для проведения опыта (рис.1).









Рис. 1.
2. Поставьте спиртовку (сухое горючее) так, чтобы гвоздь попал в наиболее горячую часть пламени.
3. Добейтесь ярко-красного каления гвоздя.
4. Когда гвоздь повиснет (упадёт), погасите пламя спиртовки (сухого горючего), накрыв колпачком.

Подготовьте выступление (2 мин.) перед классом по плану:
о проделанном опыте (по рисунку).
ответы на вопросы.

(ВЫСТУПАЕТ 1 УЧАЩИЙСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОПОЛНЯЮТ)
ВОПРОСЫ:
1. Из какого материала сделан гвоздь? Как изменится ход опыта, если гвоздь будет из никеля? кобальта?
2. Почему гвоздь не отрывается совсем от магнита?











Задание группе № 4 «Применение ферромагнетиков»

1. Подготовить оборудование для проведения опыта (рис.1).



















Рис. 1.
2. Расположите гвоздь так, чтобы он не касался магнита (зазор 0.5 – 1 см).
3. Вносите в промежуток между магнитом и гвоздем поочерёдно пластинки из стекла, дерева, Cu, Al. Последней внесите пластинку из железа.
4. Повторите опыт.

Подготовьте выступление (2 мин.) перед классом по плану:
о проделанном опыте (по рисунку);
ответы на вопросы (зачитать и отвечать).

(ВЫСТУПАЕТ 1 УЧАЩИЙСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОПОЛНЯЮТ)
ВОПРОСЫ:
1. Почему данный опыт носит название «Магнитная защита»?
2. Кем были выполнены первые детальные исследования магнитных свойств ферромагнетиков?
3. Благодаря чему существуют постоянные магниты? Где они применяются?
























Задание группе № 5 «Температура Кюри»
1. Подготовить оборудование для проведения опыта (рис.1).








Рис. 1.
2. Добейтесь того, чтобы скрепка не касалась магнита.
3. Подставьте спиртовку (сухое горячее) так, чтобы скрепка попала в наиболее горячую часть пламени.
4. Добейтесь ярко-красного каления скрепки (старайтесь не пережечь подвес).
5. Когда скрепка отпадёт от магнита, погасите пламя спиртовки (сухого горючего), накрыв колпачком.

Подготовьте выступление (2 мин.) перед классом по плану:
о проделанном опыте (по рисунку);
ответы на вопросы (зачитать и отвечать).

(ВЫСТУПАЕТ 1 УЧАЩИЙСЯ, ОСТАЛЬНЫЕ ДОПОЛНЯЮТ)
ВОПРОСЫ:
1. Что называют температурой Кюри? Почему она имеет такое название?
2. Как изменится ход опыта, если скрепка будет касаться магнита?

S

N

-

+



Al

Cu

Fe

+

-

4.5 В

5 см

0.5 – 1 см

S

1

2

3

0.5 см



15