План-конспект на тему Энергозатраты человека и пищевой рацион.(8 класс)
_____ Дата ______ 8 класс
Тема: Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Цель: Обобщить знания по теме обмен веществ и витамины; сформулировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи и рациональном питании;
Задачи: разъяснить роль питания в поддержании здоровья;
научить проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.
Оборудование: установка мультимедийного проектора, секундомер, калькулятор.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Постановка цели урока перед учащимися.
3.Проверка знаний:
А) работа у доски (вызвать учащегося)
1.Установите правильную последовательность органов пищеварения: рот, пищевод, глотка, прямая кишка, желудок, слепая кишка, толстая кишка, тонкая кишка.
2.Разделите продукты на содержащие витамин А и содержащие витамин С. (Подготовить рисунки: капуста, зелень, морковь, перец, апельсин, помидор).
б) фронтальная работа
1.Как вы понимаете понятие пластический обмен?
2.Как вы понимаете понятие энергетический обмен?
3.Как в организме происходит обмен белков?
4. -обмен жиров?
5. -обмен углеводов?
6. Почему витамины необходимы организму?
7.Какие витамины относятся к водорастворимым, а какие к жирорастворимым?
8.Что называется гиповитаминозом?
9.Что называется авитаминозом?
10.Недостаток, какого витамина вызывает «куриную слепоту»?
11.Недостаток, какого витамина приводит к рахиту?
4. Изучение нового материала:
1) Основной обмен и общий обмен, энергетическая емкость пищи.
В зависимости от работы, от времени, прошедшего с момента приема пищи, от температуры окружающей среды обмен веществ и энергозатраты организма постоянно меняются.
Существуют стандартные условия обмена веществ, это когда исключить все белковые продукты в течение трех дней, за сутки от измерения должно провестись голодание, при температуре когда не жарко и не холодно, человек должен находится в состоянии психического покоя ( не писать, не читать и даже не спать) При этих условиях интенсивность обмена веществ называется основным обменом.
Фактические энергозатраты, совершаемые человеком за единицу времени, называются общим обменом. Они значительно превышают основной обмен, потому что часть энергии расходуется на работу мышц, на борьбу с жарой или холодом, переваривание пищи и т. д.
Чтобы представить себе в результате чего происходит расход энергии, приведем следующие данные:
( мультимедиа - энергетическая ценность)
Усваивая белки жиры и углеводы, организм получает не только необходимые вещества, но и энергию, которая в этих веществах содержатся. Молекулы углеводов, аминокислот и глицерина с жирными кислотами – обладают довольно большой энергией ( мультимедиа Калорийность).
При сжигании 1г жира выделяется 9ккал, 1г. Углеводов 4ккал1г. Белка 4ккол. На упаковках продуктов почти всегда имеется информация о том, сколько калорий содержится в 100гр. Продукта.
Причем энергия потребления потребности людей разная:
Девушки от13-15 лет-2800ккал Юноши от 13-15 лет 3300ккал. Мужчины занятые физ.раб. 4000ккал. Женщины занятые физ.раб. 3200 беременные женщины 2800ккал пожилые люди 2300ккал.
Помимо энергоемкости пищи необходимо учитывать ее качественный состав и соответствие физической и умственной нагрузки. Так давайте зададим вопрос: « Как же нам питаться?». Правильно, должно быть правильное, т.е рациональное питание,
Рациональное питание – одно из самых главных условий сохранение здоровья человека. Наш организм нуждается в регулярном поступлении определенного количества калорий и питательных веществ. Продукты должны содержать белки, жиры, и углеводы. Кроме того человеку ежедневно необходимо употреблять витамины и минеральные вещества
Питание ребенка должно отличаться от питания взрослого человека, т.к. в молодом организме происходит процессы интенсивного роста и развития (мультимедиа Питание и возраст)
Как же рационально питаться? ( Обучающиеся высказывают свое мнение). Учитель: Существует ключ к разгадке этой тайны, смотрим (мультимедиа Ключ к рациональному питанию)
А также 8 шагов к хорошему самочувствию и отличному здоровью: (мультимедиа Правила рационального питания) 1.Разнообразно питаться(дефицит какого-либо вещества приведет к заболеванию).
2.Предупреждение ожирения
3.Молоко
4.Рыба и птица в качестве источника белка
5.Овощи и фрукты.
6.Умеренное потребление углеводов
7.Меньше соли
8.Замени, белый хлеб на хлеб грубого помола и обязательно завтракайте утром.
Самое главное, меньше употребляйте консервантов и других добавок ( мультимедиаКонсерванты и другие добавки)
Лабораторная работа:
Цель работы: провести функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.
1.Время задержки дыхания в состоянии покоя (Вдохните и замерьте, сколько по времени вы можете задержать дыхание, запишите результат). А
2.Время задержки дыхания после 20 приседаний (сделайте 20 приседаний вдохните и замерьте, повремени, запишите результат).В
3. А теперь посчитаем процентное отношение результатов по формуле
В/А*100 %
4. Пока вы считали, ваше дыхание восстановилось (измерьте еще раз дыхание при вздохе). С
5.Посчитайте процентное отношение третьего результата к первому по формуле: С\А * 100% сравните результаты с таблицей на стр.197.и определите, к какой категории вы бы отнести себя.
5. Подведем итог урока.
Как мы понимаем общий обмен? ------------ основной обмен?
Что мы подразумеваем под понятием энергетическая ценность?
В чем она измеряется?
Какие продукты нужно употреблять для здорового питания?
Как вы понимаете «Рациональное питание»
К какой категории людей вы себя отнесли замерев дыхание и сравнив по таблице?
6. Оценки за урок
7. домашнее зад. П.38, подсчитать количество продуктов, съеденных за день, и зафиксировать это в тетради и свою деятельность за этот же день
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415