Методическая разработка урока по биологии на тему Энергозатраты человека и пищевой рацион (8 класс ФГОС)
МБОУ Приаргунская СОШ
Тема: Энергозатраты человека и пищевой рацион
Составила: Якимова Татьяна Ильинична
Учитель биологии МБОУ Приаргунская СОШ
Первая квалификационная категория
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Предмет Биология
Класс
8 «в»
Ф.И.О. учителя
Якимова Татьяна Ильинична
Тема урока
Энергозатраты человека и пищевой рацион.
«Мы живем не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить»
Образовательные ресурсы
Программа В.В.Пасечника
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.Учебник. Биология. 8 класс.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь.Биология. 8 кл.Москва,2015 г
Тип урока
Комбинированный
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия.
Изучаемая тема «Обмен веществ и энергии»
1. Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов.
2. Витамины.
3. Энерготраты человека и пищевой рацион.
Учебная задача
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию
Овладеть теоретическим знанием в области обмена веществ и пищевого рациона и способами его использования
познакомиться с понятиями «энерготраты человека» и «рацион питания», выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого.
Основные понятия
Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Энергозатраты организма. Насыщенные жирные кислоты.
Цели:
предметные
научатся: составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать общий и основной обмен, нормы питания. Устанавливать зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена
Метапредметные
Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач. Концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.
Обучающиеся сформируют представление о значимости сохранения здоровья, бережном к нему отношении, значимости режима питания и здорового образа жизни, здорового питания
Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт работы с информацией из различных источников литературы, интернет,
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;
- знают основные закономерности обмена веществ и его значение для человеческого организма;
- могут осуществлять интеграцию химических и биологических и субъектного опыта для решения контекстных заданий;
-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением
- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);
- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;
- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности
Планируемые результаты
Предметные
Иметь представление об ос
новом и общем обмене, энер
гетической емкости питатель
иных веществ, энергетическом балансе между энергозатратами и энергетической емкостью и качеством пищи, роли питания в поддержании здоровья
Метапредметными участие в разрешении проблемной
ситуации;
Регулятивные:
Анализировать собственную Работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы, находить ошибки
аргументировать полученные результаты лабораторной работы; извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента
Коммуникативные
планировать учебное сотрудничество
Личностные
Выполнение функционал-ной пробы с задержкой дыхания на максимальный срок до и после нагрузки, использовать эту пробу для самоконтроля своего здоровья.
Составлять рацион своего питания с учетом возраста и потребности в белках, жирах и углеводахостный результат
Актуализация опорных знаний
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку
Подготовка к учебной деятельности.
Мотивация
«Определение заболевания по признакам авитаминоза и назначение лечения»
1 вариант
Каждый правильный ответ-1-б максимальное количество баллов-5б
При недостатке каких витамин (А, В1, В2, С, Д) возникают следующие заболевания:
А) рахит;
Б) «Куринная слепота»
В) малокровие;
Г) паралич, судороги ( «бери-бери»);
Д) цинга.
2вариант
В каких продуктах содержаться следующие витамины: А, В1, В2, С, Д.
1) шиповник;
2) черная смородина;
3) капуста;
4) яблоки;
5) укроп;
6) печень;
7) рыбий жир;
8) яичный желток;
9) сливочное масло;
10) зеленый горошек;
11) гречневая крупа;
12) зерновые злаки;
13) белый хлеб;
14) молоко;
15) почки;
16) сыр.
2. игра «Витаминное лото»
- Что такое витамины?
-Авитаминоз. Что это такое?
- Как сохранить витамины в пище?
- Каким образом витамины попадают в организм человека?
- Как помочь человеку предотвратить заболевание рахитом без витамина?
Вывод
1) Какова роль витаминов в организме?
2) Каковы признаки дефицита витаминов?
3) Вы употребляете пищу, содержащую витамины?
-.
взаимопроверка
слайд № 1
Слайд№2
Проверь:
А------ 6, 9, 16
В1------10,11,12
В2-------6,14,15
С--------1,2,3,4
каждый правильный ответ добавляет один балл
Создание проблемной ситуации
Вы уверены, что вы правильно питаетесь?
Что такое «правильное сбалансированное питание»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемного вопроса, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.
. Целеполагание и планирование
Вы сегодня завтракали?
Что вы кушали на завтрак?
В течение дня вы будете есть те же самые продукты?
Вывод: что человек каждый день употребляет разнообразный набор продуктов. Каким словосочетанием можно назвать суточный набор продуктов для 1 человека?
(пищевой рацион)
Ребята, вы уже знаете, что с пищей вы получаете энергию. На что тратится эта энергия?
Всё это называется одним термином - энерготраты. Вот мы с вами и определили тему сегодняшнего урока: Энерготраты человека и пищевой рацион. Сформулируйте цель нашего занятия.
Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Поиск способа решения проблемной ситуации
Предложите собственные варианты достижения цели.выслушиваем предложения обучающихся.
Поиск алгоритма достижения цели урока и решения проблемного вопроса.
Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Работа с новыми терминами.
Давайте запишем в тетрадь определения новых терминов
Что такое обмен веществ?
«энергозатраты» и общий обмен веществ одно и тоже?
Какие виды обмена?
Что такое пищевой рацион – это...
Скажите, в результате какого важнейшего процесса, который вы изучили на предыдущих уроках, человек получает энергию?
Рассказ о видах обмена веществ ( мультимедийная презентация)
Об интенсивности обмена веществ можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени. Единицей измерения тепла является джоуль. Однако в физиологии и медицине используют другие единицы – калорию или килокалорию (1 ккал =4, 19 Дж). В 1890 году учёный-биолог Башутин В.В. первым измерил тепловой баланс у человека. Для этих целей была сконструирована камера-калориметр.
Как называется это измерение?
От чего зависит основной обмен?
Как вы думаете различается ли основной обмен у женщин и мужчин, у взрослых людей и подростков?
И так: основной обмен – это интенсивность обмена веществ при соблюдении стандартных условий.
А в обычной действительности сколько человеку нужно энергии больше или меньше?
Обратитесь к вашему учебнику, чтобы узнать, как называются фактические энерготраты?
От чего зависит общий обмен?
При различных видах деятельности тратится разное количество энергии.
Лабораторная работа
.«Установление зависимости между нагрузкой уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки»
Самостоятельно дают определение новым терминам, записывают их в тетрадь.
Используют стр. учебника 243-244
Отвечают на вопросы учителя.
Слайд №3
Межпредметные связь (физика)
Самостоятельная работа с учебником.
(маршрутный лист)
Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.
Стр.243 учебника
Анализ таблицы стр243
Анализ таблицы стр.243 учебника
Выполнение лабораторной работы» стр. 246 учебник-инструкционная карта отчет задание №177 стр.86 р.т.
Делаем вывод, сравнивая результаты с результатами таблицы стр.247 учебник
«Составление пищевого рациона и расчет калорий».
Инструкционная карта
Пищевой рацион – суточное количество пищи для одного человека, сбалансированный по основным питательным веществам.
Работа выполняется по группам: первая группа – завтрак, вторая – обед, третья – полдник, четвертая – ужин.
Используя выданные таблицы калорийности пищевых продуктов, энергетической потребности, суточной нормы белков, жиров и углеводов, составьте свой суточный пищевой рацион, посчитайте калорийность, содержание белков, жиров и углеводов, данные внесите в таблицу, сделайте вывод о суточном потреблении калорий белков, жиров и углеводов, сравните со стандартными данными, приведенными в таблице.
Решение задач (работа в парах).
Самостоятельная работа подгруппам
«Используя таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийность»
Работа в группах
Делают вывод о суточном потреблении калорий, белков, жиров, углеводов
3. Рефлексивно – оценочный
Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Путешествие по основным понятиям
Ситуация оценки результатов
у каждого на парте карточка с советами по питанию.
Выберите вредные и полезные советы и разделите их. Напишите номера полезных и вредных советов в таблице.
Основной обмен, общий обмен, энергозатраты, калорийность, нормы питания, режим питания
Ответим на главный вопрос: «Что такое правильное сбалансированное питание?»
Давайте вернемся к цели урока. Ребята, мы достигли цели урока?
Комментирование, анализ успехов и недоработок.
Отмечаем активность отдельных ребят
Ребята, а чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
Оцените: А как работал ты?
Если вам понравился сегодняшний урок, то отразите это
Индивидуальная работа «Составлению советов по правильному питанию» с последующим обсуждением.
Дают определение ключевых понятий темы
Совместное обсуждение с использованием полученных знаний.
Анализ собственной деятельности и оценивание товарищей.
Домашнее задание
§38 № 178 р.т. стр. 87 составить режим своего питания с учетом ваших энергетических затрат стр 245 учебник
Маршрутный лист
Тема: «Энергозатраты человека и пищевой рацион»
«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того чтобы жить»
1. Актуализация опорных знаний
Задание №1
Каждый правильный ответ-1б максимальное количество баллов-5
При недостатке каких витамин (А, В1, В2, С, Д) возникают следующие заболевания:
А) рахит;
Б) «куриная слепота»
В) малокровие;
Г) паралич, судороги (бери-бери);
Д) цинга.
В каких продуктах содержаться следующие витамины: А,В1, В2, С, Д.
1) шиповник;
2) черная смородина;
3) капуста;
4) яблоки;
5) укроп;
6) печень;
7) рыбий жир;
8) яичный желток;
9) сливочное масло;
10) зеленый горошек;
11) гречневая крупа;
12) зерновые злаки;
13) белый хлеб;
14) молоко;
15) почки;
16) сыр.
(взаимопроверка слайд №1)
2. «Витаминное лото» (игра каждый правильный ответ добавляет один балл)
- Что такое витамины?
-Авитаминоз. Что это такое?
- Как сохранить витамины в пище?
- Каким образом витамины попадают в организм человека?
- Как помочь человеку предотвратить заболевание рахитом без витамина?
3. Изучение нового материала
знаю
Хочу знать
1) Обмен веществ: основной, общий
Задание: используя текст учебника стр. 241-242 выполните задание №175 стр.85 рабочая тетрадь (Презентация слайд№1)
Ответьте на вопросы:
Какие условия называются стандартными?
Какой обмен называется основным от чего он зависит?
Как определяют интенсивность обмена веществ? Какая единица измерения тепла в Физике?
Единица измерения тепла в биологии?
(Об интенсивности обмена веществ можно судить по количеству тепла, выделяемого организмом в единицу времени.
Единицей измерения тепла является джоуль. Однако в физиологии и медицине используют другие единицы – калорию или килокалорию (1 ккал =4, 19 Дж). В 1890 году учёный-биолог Бажутин В.В. первым измерил тепловой баланс у человека. Для этих целей была сконструирована камера-калориметр.)
В: Куда тратиться энергия?
Анализ таблицы учебник стр.243
Лабораторная работа: стр.86 раб тетрадь
«Установление зависимости между нагрузкой уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки» (стр. 246 учебник-инструкционная карта)
Инструкционная карта
1) В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максимальный срок. Включите секундомер (предварительно глубокое дыхание перед опытом не допускается!)
2) Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. Запишите результат. Отдохните 5 мину.
3) Встаньте и сделаете 20 приседаний за 30 с.
4) Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.
5) Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запишите результат.
6) Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите.
7) Сделайте в тетради расчеты по формулам, приведённым в пунктах 3 и 5 протокола (Процентное отношение второго результата к первому: B/A x 100%. Процентное отношение третьего результата к первому: С/A x 100%)
Сравните свои результаты с таблицей (стр.247 учебник) и определите, к какой категории вы смогли бы отнести себя
Ответьте на вопросы:
1) Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?
2) Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается не произвольно?
Энергозатраты и пищевой рацион это одно и тоже?
Задание: используя таблицу «Состав пищевых продуктов и их калорийность выполните задание №176 стр85 раб .тетрадь
Работа по группам
Задание 1
Составить суточный пищевой рацион, подсчитать калорийность пищи, сравнить со стандартными данными, внесите данные в таблицу
Инструкционная карта
Пищевой рацион – суточное количество пищи для одного человека, сбалансированный по основным питательным веществам.
Работа выполняется по группам:
первая группа – завтрак,
вторая – обед,
третья – полдник,
четвертая – ужин.
Используя выданные таблицы калорийности пищевых продуктов, энергетической потребности, суточной нормы белков, жиров и углеводов, составьте свой суточный пищевой рацион, посчитайте калорийность, содержание белков, жиров и углеводов, данные внесите в таблицу, сделайте вывод о суточном потреблении калорий белков, жиров и углеводов, сравните со стандартными данными, приведенными в таблице.
Качественный состав пищи
Аминокислоты:
А) незаменимые;( перечислить стр.245 )
Б) заменимые;
Закончить предложение:
Ненасыщенные жирные кислоты - это---------
Они содержаться-------------------------------
Вывод:
Б) Калорийность пищи (слайд №2)
и углеводов.
Задание: кратко сформулируйте основные положения правильного питания
Общие основы правильного питания:
1. Пища должна быть свежей. При хранении неизбежно ухудшаются диетические качества. Приготовленную еду нельзя оставлять надолго. В ней начинают идти процессы брожения и гниения. Лучше кушать еду сразу после приготовления.
2. Правильное питание должно быть разнообразным и сбалансированным.
3. В рационе должны присутствовать сырые овощи и фрукты. В сырых плодах сконцентрирована живительная сила, в них сохраняется значительно больше витаминов и микроэлементов, чем в вареных. Сырые овощи и фрукты повышают скорость обменных процессов. Для людей с избыточным весом, флегматичным, склонным к депрессивным состояниям очень хорошо включать в рацион сырые овощи и фрукты, для повышения скорости обменных процессов. Людям же с повышенной возбудимостью лучше есть овощи и фрукты, приготовленные на пару или в духовке.
4. Сезонность питания. Весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой, напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами.
5. Ограничение в питании.
6. Определенное сочетание продуктов. Нельзя есть несовместимые блюда, и это обязательное правило.
7. От пищи мы должны получать максимум удовольствия. Прежде всего, надо отказаться от спешки во время еды, от неприятных разговоров и от чтения.
И так: правильное питание, как образ жизни – это разнообразная, свежая пища в умеренных количествах, съедаемая в удовольствие.
Picture 2ЛђЗаголовок 5Заголовок 715