Публичное представление опыта. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность.


Публичное представление
собственного педагогического опыта
учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №39»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Тумайкиной Валентины Константиновны.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Повышается научный интерес сегодня  к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированые специалисты. Согласно ФГОС  «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойти нельзя.Современный ученик учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Именно поэтому с 2013 года я работаю над проблемой «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников».
Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных технологий с целью создания условий для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формирования познавательной активности, нравственных черт личности, коммуникативных навыков, закладки основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Главная задача учителя - организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Таким образом, перед учителем ставятся задачи:
Научить получать знания (учить учиться)
Научить работать и зарабатывать (учение для труда)
Научить жить (учение для бытия)
Научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Теоретическая база опыта.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. Уучастников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы». Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. Во все времена школа выполняла задачу - подготовка поколения к самостоятельной жизни в обществе. Современное общество нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать проблемы, которые обладают коммуникативными навыками, т.е. являются конкурентоспособными. Организация учебного процесса должна быть направлена на развитие творческих способностей и навыков исследовательской и проектной деятельности. Школьный проект –новая технология в педагогике ,которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания. Ученик получает исследовательские навыки ориентирования в потоке информации. Учится анализировать её, обобщать, сопоставлять факты и как следствие выпускнику будет легче адаптироваться в современном обществе, он правильно сориентируется в выборе профессии.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Как сформировать коммуникативные Универсальные учебные действия через проектную деятельность?
В своей работе я использую следующие технологии формирования УУД.
Технологии формирования коммуникативных УУД:
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное – уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Такой подход требует применения соответствующих образовательных технологий – технологий деятельностного типа.
Технологии Деятельность
учащихся
Проблемно-диалогическая технология Учатся решать проблемы, извлекать информацию, делать логические выводы.
Технология оценивания Самостоятельно оценивают результат своих действий, контролируют себя, находят и исправляют собственные ошибки; мотивация на успех.
Проектная технология Активная совместная  учебная  деятельность   учащихся  в  раз-ных   ситуациях,  в  которых каждый  отвечает  не  только  за  результат  своей  ра-боты,  но,  что  особенно  важно,  за результат всей работы.
Проблемно-диалогическая технология,  прежде всего, формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена, прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий:  за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Работа над проектами  направлена на достижение конкретной цели, конечный результат. Работа над проектами начинается  в первом классе  с простых, краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные), объясняя ученикам принцип создания проекта, этапы и правила работы над ним. Постепенно переходим к более сложным, индивидуальным проектам. Дети особенно увлечены мини-проектами, которые можно реализовать в процессе урока. Это даёт возможность раскрыться и показать те способности, которые нельзя увидеть в ходе обычного урока. Например, на уроках чтения сочинение сказки, загадки, театрализация прочитанного произведения. На уроках технологии – изготовление масок, декораций (работа в группах) с последующей театрализацией. Работа над проектом – процесс достаточно сложный. Самое сложное для учителя – это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика и учителя в их тесном сотрудничестве.
Внеурочная деятельность гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Кроме этого, обеспечивает развитие коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Процесс развития коммуникативных навыков обучающихся долгий, поэтому его можно разделить его на три этапа.
I этап – аналитический («Предшкола» и 1класс). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
II этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей ребенка через специально организованные групповые виды деятельности: учебную и внеклассную.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Итак, реализацию работы над проблемой «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность» веду по следующим направлениям:
1. Преподавание внеурочного курса «Учусь создавать проект» авторов Р.И. Сизова, Р.Ф.Селимова.
Работа по данным пособиям позволяет сделать каждый урок – исследованием. На каждом уроке формируется самостоятельность ребёнка, способность к самообразованию и саморазвитию. На уроках ученик учится видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
(Приложение 1. Технологическая карта урока. Внеурочное занятие по курсу «Учусь создавать проект». Тема «Предположение. Гипотеза. Решение задач.
Задачи  уроков направлены на создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу. Одним из результатов деятельности занятий является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. Занятия помогают учащимся в формировании собственного мнения и позиции,  строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. А также повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению. На занятиях мы не только создаем свои проекты, но и активно участвуем в сетевых проектах, конкурсах.Каждое занятие построено таким образом, что соблюдается принцип от простого к более сложному.Осуществление метода проектов  происходит в несколько этапов, на которых решаются  разные коммуникативные задачи. Рассмотрим этапы на примере проекта «О чем может рассказать фамилия». На первом этапе - постановка проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукта деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагается  план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.  На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование  необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, с помощью которых учащиеся будут решать учебную задачу. Учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками. На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат, т.е. готовый продукт. В данном случае это словарь фамилий класса, семьи, школы. На этом этапе решаются коммуникативные УУД: установление интерактивного взаимодействия: умение слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать.
Содержание проблемной ситуации Действия ученика Развиваемые УУД
Кто из вас знает, сколько фамилий в вашей семье? А знаете ли вы, что обозначают эти фамилии, как они образовались? Слушают, активно  обсуждают (в группах), отвечают на первый вопрос, на второй затруднение. Формулируют учебную задачу.       Коммуникативные УУД:                                        - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;                       - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Какой продукт мы можем получить в результате нашего проекта? Обсуждают, отвечают. Коммуникативные УУД:       готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности                                
На четвертом этапе подготовки к презентации продукта решаются коммуникативные УУД такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах,  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно-деятельного подхода.Рассмотрим формирование коммуникативных УУД через проектную деятельность во время учебных занятий на примере урока русского языка. Тема «Правописание приставок с глаголами». 
Этап урока/ деяельность учителя Деятельность  ученика Развиваемые УУД
Итог занятий, рефлексия деятельности. Ребята, каков результат работы на уроке? Хорошо, давайте возьмем  мини-проект. А какой результат можно получить в результате?  Молодцы! В каждой группе есть конверт (в конверте заготовка схемы, разрезанная по словам, стрелки), вы можете его открыть и приступить к работе. В конце работы, защита проекта.      
Слушают, активно  обсуждают (в группах), предлагают написать тест, или сделать мини-проект.
Схему-подсказку. Открывают конверт, обсуждают, и собирают схему. Когда схема готова, обсуждают, как ее защитить. Защищают.    Коммуникативные УУД:умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности        
 2.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами надпредметного курса «Мир деятельности» Л. Г. Петерсон.
Курс «Мир деятельности» полностью построен в соответствии с технологией деятельностного метода. Особое внимание в данном курсе уделяли коммуникативной линии. Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. Формируются представления и положительный опыт культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего. Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим. Как научиться «слышать» собеседника. Роль мимики и жестов в процессе общения. У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия, при этом учащиеся знакомятся с новой ролью − «критика». Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Секреты успешного выступления. Новая роль в структуре коммуникации: критик. Что такое «диалог». Правила ведения диалога. Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия − ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс. Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию. Новая роль в структуре коммуникации: организатор. Новая роль в структуре коммуникации: арбитр. Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу. При изучении данных тем, активно используются групповые проекты.
Первыми в цикле занятий по коммуникативной линии являются занятия по теме «Учимся дружно. Работа в парах», «Учимся дружно. Диалог». Рассмотрим основные структурные элементы урока «Работа в парах»:
1. Задание на пробное действие. Учащимся предлагается поработать в парах по заданию. Задание было следующим: Чебурашка и Крокодил Гена работали в паре и строили дом Дружбы (учитель зачитывает детям текст. Задача учащихся – понять, что делали герои неверно, и выбрать правила, которые помогут им получить хороший результат. Правила вывешиваются на доске. Дети обсуждают в парах, какие, на их взгляд, правила пригодились бы героям. Затем учитель предлагает ученикам назвать правила работы в парах. Учащиеся выбрали разные варианты.
У.: Вы выбрали разные варианты правил, а чей же ответ точный, правильный? Д.: Мы не можем сказать, чей ответ самый точный, не можем определить верные отве- ты. (Звучат ответы «мой», «наш». Но обосновать, почему, учащиеся не смогли.) У.: В чем ваше затруднение?
Д.: Мы не можем точно определить верные варианты ответов.
2. Фиксация затруднения. На вопрос учителя, почему возникло затруднение, учащиеся отвечали: «Мы считаем, что выбрали нужные правила, но объяснить не можем».
3. Фиксация причины затруднения. У.: Чего вы не знаете? Д.: Мы не знаем правила работы в паре.
4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся ставят перед собой цель (узнать, какие правила нужно выполнять, когда работаем в парах) и определяют тему урока (правила работы в паре). Дальше дети выводят новое знание – четыре основных правила парной работы: Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял – переспроси. Фиксируют его в речи с помощью эталона. В течение следующей недели на предметных уроках системно организовывали парную работу и использовали для ее оценки «Копилку достижений».
Технология деятельностного метода обучения является прекрасной основой для системной организации работы в парах, а в последующем и в группах. Парную работу можно организовывать на этапах актуализации знаний, реализации проекта, при первичном закреплении или включении в систему знаний. Это позволило систематически и целенаправленно формировать у учащихся умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. В дальнейшем также велась работа и на занятиях по теме «Учимся дружно. Работа в группе», я провела для учителей школы и студентов МГПИ им.Евсевьева открытый урок на тему «Учимся дружно. Диалог». (Приложение 2. Технологическая карта урока).Таким образом, на занятиях по курсу «Мир деятельности» учащиеся самостоятельно строили основные правила работы в паре и группе, основанные на законах коммуникации, доброжелательности, взаимоуважении. А на предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода обучения, приобретали положительный опыт их применения для получения высокого учебного и образовательного результата.
Таким образом, знания о способах выполнения коммуникативных универсальных учебных действий, которые учащиеся приобрели на уроках по курсу «Мир деятельности» и по курсу «Учусь создавать проект» применяются и отрабатываются на разных предметных уроках.
Анализ результативности.
           Итогом работы по проблеме «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность» на основе системно – деятельностного метода обучения» является следующее: дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. 
       Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:
Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
Формирование личностных качеств ученика,
Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
   Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.
Результаты работы показывают, что работа над проектами развивает у обучающихся умение находить необходимую информацию, они овладевают алгоритмом деятельности при решении проблем, учатся анализировать объекты, сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед товарищами. И родители отмечают, что улучшилось общение между детьми, стали более самостоятельными стали контролировать свое поведение, дети стали самостоятельными, рассудительными, появилась заинтересованность узнавать и находить что-то новое.Таким образом, я делаю вывод: работа над проектом формирует коммуникативные универсальные учебные действия,  что и требуют новые образовательные стандарты.
 За четыре года работы с ребятами над проектами я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную личность. Хочется вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Ведь действительно, дети – это прирожденные исследователи, старательные и неутомимые, только нужно по-настоящему увлечь их.
В нашей школе ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ учащихся начальных классов. Учащиеся демонстрируют свои проекты и исследовательские работы. На этом мероприятии присутствуют родители, ведь они являются помощниками юных проектантов и исследователей. Здесь проходит отбор лучших работ. Мои ученики являются победителями и презерами школьных, городских конкурсов проектов и учебно-исследовательских работ . (Приложение 3).
Включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки, и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников. 
Приложение 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
ФИО Тумайкина Валентина Константиновна
Место работы г.о.Саранск МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»
Должность учитель начальных классов
Предмет курс «Учусь создавать проект»
Класс 3
Тип урока ОНЗ
Оборудование урока: компьютеры у учителя, презентация у учителя, рабочие тетради у учащихся Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» 3 класс. Часть 1, стр.32-36, памятки для детей, иллюстрации с изображением предметов, карточки.
Цель урока: создать условия для формирования умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.
Планируемый результат
Предметные: формировать позитивное отношение к проектно-исследовательской деятельности, овладение учебными действиями с языковыми единицами проектной технологии и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Регулятивные УУД. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Коммуникативные УУД :Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.
Познавательные УУД.Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. 
Технологии урока: ИКТ, системно-деятельностный подход, игровые, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность.
Структура и ход занятия.
Этап урока
задачи
Деятельность учителя. Деятельность
обучающихся Активный метод обучения.
1. Мотивация
к учебной деятельности
Развивать познавательную активность.
Инициация.
Девизом занятия сегодня будут слова, которые написаны на слайде.
- Прочтите высказывание.

! ихепсу еишьлоб ястюаничан ичаду йокьнелам СВключаются в деловой ритм внеурочного занятия
Уч-ся пытаются прочитать, обозначают проблему. Метод организации начала урока «Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
 Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднения в пробном учебном действии.
Подготовить учащихся к открытию нового знания.
Вхождение в тему. - Смогли вы сразу прочитать?
С чем столкнулись? (проблемой) С какой?

- Поделитесь, пожалуйста, своими рассуждениями Высказывают свои предположения о том, как найти выход из проблемной ситуации.
Определяют, в каком порядке нужно прочитать, чтобы получилось высказывание.
С малой удачи начинаются большие успехи!
«Мозговой штурм».
3. Выявление места и причины затруднения.
Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
- Как только возникает проблема, мы начинаем высказывать самые разные предположения по поводу того, что видим, слышим, чувствуем. В результате попыток поиска ответов на собственные вопросы рождаются ГИПОТЕЗЫ.
4. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулировать тему и поставить цель урока, разработать план учебных действий.
Вхождение в тему. - Итак, ребята, попробуйте определить тему нашего занятия. (Карточку ГИПОТЕЗА на доску)
- Все слушали меня внимательно, ответьте, как вы понимаете слово ГИПОТЕЗА?
- Для тех, кто сомневается на парте в помощь Советы Дельфина.
- Наклейте карточку в печатную тетрадь.С 9
Определяют тему занятия
Учащиеся предлагают варианты.
Карточка-словарик в печатную тетрадь вклеить.
«Цветик- семицветик». В середине цветка записана тема урока.
5. Реализация построенного проекта.
Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий.
Приём «Провокация»
- Ребята, на каждом уроке мы ставим цель: чему должны научиться.
- Но сегодня я предлагаю не ставить цели нашей деятельности, т.к. это сделали уже ребята с другого класса.
- Согласны?
- Раз моё предложение вас не устроило, тогда определите для себя цель занятия.

Учащиеся не соглашаются, объясняя, тем, что чужая цель – это чужой результат. Если мы не определим цель учебной деятельности, мы не сможем увидеть результат своей деятельности. Да и к чему тогда стремиться?
«Светофор». во время дискуссии  поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора
6.Физ. минутка. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Формировать навык применения изученных способов действий.
Интерактивное обучение. Вспомните, что такое цель. (Цель - это твоё стремление, то, что надо, желательно осуществить, решить)

Дети: учиться высказывать предположения, на возникшие проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.
-В этом нам помогут занимательные упражнения и работа с текстом.

- Приступим.

А) Упражнение на обстоятельства

Рассмотрите картинки.

-При каких условиях предметы будут очень полезны?

- Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезны два или более из этих предметов?

- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?


Б) Найдите возможные причину данного события.
«Медведь зимой не заснул, а бродит по лесу».
- Ребята, скажите, знаете ли вы причину этого события?

- Запомните, делая предположения, мы используем следующие слова

-Назовите 2- 3 самых логичных, правдоподобных предположения.

- Придумайте 2 самых фантастических, неправдоподобных объяснения.

ПЕРЕМЕНА. Игры со спичками (по группам).
- Переложите 2 спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону.







Учащиеся выполняют работу

Тренировка способности и в помощь вырабатывать гипотезы и провокационные идеи
Высказывают своё мнение (Нет)

Повторяют:
- может быть;
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если…
Для решения этой головоломки вам понадобятся спички ( у нас полоски картона)







« Магазин». Кто больше назовёт условий.

«Парный выход». Работа в паре. Дети друг другу называют предположения. Один ученик называет правдоподобные предположения, другой, фантастические неправдоподобные.
8.Самостоятельная работа
с проверкой
по эталону.
Формировать действия самоконтроля.
Проработка содержания. В) Работа с текстом (с.9)

- К нам пришло письмо от двух братьев, Тиграна и Георгия – братьев близнецов. Их часто путают. Вот они и решили исследовать, одинаковы ли их вкусы в отношении еды.

- Познакомимся с текстом из проекта двух братьев.

- В чём заключается ваше задание? (Должны написать несколько задач для данного проекта).

- Прочтите сначала совет Мудрого Дельфина.
(задача проекта – это выбор путей и средств для достижения цели)
Работают в печатной тетради с. 9
Работа с инструкцией.


«Творческая мастерская». Дети делятся на группы и каждая группа составляет мини- проект. «Ульи» - обсуждение в группах.
9. Включение нового знания в систему знаний.
Проработка информации. - Как вы думаете, пригодится ли вам умение предполагать, выдвигать гипотезы в учебной деятельности?
- Да, для поисков ответов, решений, чтобы размышлять, задавать вопросы.
10. Рефлексия.
- Если вы довольны своей работой на уроке, считаете, что занятие прошло с пользой, поднимите зелёный фонарик, если
- Молодцы! Хорошо потрудились! Поаплодируем себе.

- В качестве подарка от Мудрого Дельфина тест
Самооценка учебного действия.
1.Делая предположения, используй слова:
1. требуем, чтобы…;
2. предположим;
3. очень хотим, чтобы…;
2.Если не знаешь ответа на вопрос:
1. признайся, что у тебя недостаточно информации;
2. не признавайся, что у тебя недостаточно информации;
3. начинай сочинять ответ
«Итоговый круг».
Дети задают друг другу вопросы по изученной теме и отвечают .Приложение 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО Тумайкина Валентина Константиновна
Место работы г.о.Саранск МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»
Должность учитель начальных классов
Предмет курс «Мир деятельности»
Класс 3
Тип урока ОНЗ
Цели урока сформировать представление о «диалоге»;
построить правила ведения диалога и сформировать положительный опыт их применения.
Планируемые результаты - составление эталона «Учусь вести диалог»;
- формирование умения применять правила ведения диалога в учебной деятельности;
- контроль и самооценка этого умения на основе применения эталона;
Формы организации деятельности учащихся на уроке - фронтальная;
- групповая;
- парная.
Межпредметные связи (если есть) литература
Основные структурные элементы урока:
1.Новое знание: основные условия, которые надо выполнить, чтобы диалог состоялся (единая тема, смена ролей, взаимопонимание).
2. Задание на пробное действие: «Назови основные условия ведения диалога».
3. Фиксация затруднения: «Я пока не могу назвать основные условия ведения диалога».
4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю основные условия ведения диалога».
5. Цель деятельности учащегося: «Узнать основные условия ведения диалога».
6. Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, где зафиксированы условия ведения диалога.
В итоге учащиеся выбирают три правила:
единая тема;
смена ролей;
взаимопонимание.
Тема урока «УЧИМСЯ ДРУЖНО. ДИАЛОГ»
№ Этап урока ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 2 3 4 5 6
1 Мотивация к учебной деятельности.
Слайд.
Высказывание Чарльза Франклина КеттерингаСлайд.
Шаги учебной деятельности Смайлика. Шаги «фиксирую затруднение» и «определяю причину затруднения» закрыты.
Слайд.
Кроссворд.
Слайд.
Слайд.
Слайд.
Слайд.
Слайд. Картинки с изображением смайликов: Болтушки и Шустрика.
Слайд. Знак «?». — Посмотрите на доску, прочитайте высказывание, как понимаете смысл этого высказывания?
-Как это высказывание связано с темой, над которой вы работали в течении недели, «Секрет понимания»?
-Давайте обратимся к нашей «Лесенке успеха». Вспомните ситуации, когда вы были в роли понимающего и вам надо было понять текст, устный или письменный. Отметьте, насколько хорошо вам удавалось применить алгоритм «Секрет понимания».
-Подводим итоги самооценки.
-Как высказывание Чарльза Кеттеринга может помочь вам в сегодня на уроке?
-Сегодня у нас урок открытия нового знания. Посмотрите на шаги, которые проходит ученик на уроке открытия нового знания.
-Назовите пропущенные шаги «Смайлика».
-Сегодня во время урока мы потренируемся правильно их фиксировать и выполнять.
-Для того чтобы узнать, какое новое знание на уроке вы будете сегодня открывать, я вам предлагаю отгадать кроссворд.
-Посмотрите на кроссворд. Ключевое слово расположено по вертикали. Чтобы его отгадать, нужно записать слова по горизонтали. Вы уже можете отгадать первые два слова, которые как раз и обозначают пропущенные шаги Смайлика.
Вписываю слова «затруднение» и «причина».
Для того чтобы отгадать следующие два слова по горизонтали, определите, в какой роли находится ученик, если его цель - правильно передать свою мысль.
Впишем слово «автор».
-В какой роли находится ученик, если его цель – правильно понять автора.
Вписываем слово «понимающий».
-Добавьте недостающую букву в колонку по вертикали и прочтите слово, которое позволит вам узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
- Назовите получившееся слово.
-Итак, вы сегодня будете открывать новое о диалоге.
-А помогут вам сделать открытие, то есть разобраться с возникшими вопросами, наши смайлики- Шустрик и Болтушка.
Пожелайте удачи друг другу.
Читают высказывание, объясняют своё понимание смысла.
Варианты ответов учащихся.
Дети используют наклейки Смайликов из «Набора наклеек» в учебном пособии и приклеивают наклейку на выбранную ступеньку.
-Нам нужно не просто узнать новое, но и понять открытое правило.
-Фиксация затруднения и определение причины затруднения.

-В роли автора.
-В роли понимающего.
- Диалог.
«Мы вместе, значит, у нас всё получится». - учебно-познавательная мотивация (Л); 
- самоопределение (Л); 
-умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи (К)
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Актуализация знаний о диалоге.
2)Актуализация знаний о правилах работы в паре.
2)Актуализация знаний о правилах автора и о правилах понимающего.
4) Мотивация к пробному действию.
5)Задание
на пробное действие.
Слайд для проверки 7.
Эталон «Правила работы в паре»
На доске, эталон «Я -автор. Я – понимающий».
Слайд 8.
Анимация 1-5.
Слайд9. Основные условия ведения диалога. -Сначала давайте вспомним, какое определение диалога вы знаете?
-Где вы можете уточнить определение диалога?
-Прочитайте определение диалога в учебном пособии.
-Подумайте, какие эталоны вам надо повторить, если вы будете узнавать что-то новое о диалоге.
-Молодцы. Я, как организатор вашей деятельности, предлагаю оставит только эталоны « Правила работы в паре», и «Я – автор. Я – понимающий».
-Первое задание: в задании №1 учебного пособия допишите те правила работы в паре, которые вы будете применять при ведении диалога.

-Вы определили, что в диалоге участвуют два человека. Какие роли они будут выполнять?
-Мы сегодня, и на прошлых уроках говорили об авторе и понимающем.
-Предлагаю поработать в паре. Поочерёдно называйте друг другу правила автора и понимающего.
-Поднимите руку, кому приходилось быть в роли автора и применять данные правила?
-Поднимите руку, кому приходилось быть в роли понимающего и применять данные правила?
-Обобщите, что вы повторили.
-С какой целью я предложу вам пробное действие?
-Умение правильно и убедительно говорить, вести диалог с собеседником ценилось во все времена. Недаром древние мыслители возвели умение вести диалог в ранг науки и искусства. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением с множеством людей, это способность стала необходима каждому человеку.
-Как вы думаете, а ученику необходимо умение вести диалог? Приведите примеры, когда вам приходилось вести диалог или вступать в диалог.
-Чтобы диалог состоялся, важно соблюдать основные условия ведения диалога.
-Попробуйте назвать основные условия ведения диалога.
-Выполните задание №2 учебного пособия.
-Что, на ваш взгляд, должно быть выполнено, чтобы диалог состоялся?
-Поднимите руку, у кого нет результата.
-В чём ваше затруднение?
-Поднимите руку, кто выполнил задание? Можете ли обосновать свой результат? Не забывайте, обосновать- это значит предъявить эталон.
-Зафиксируйте своё затруднение.
-У вас возникло затруднение.
-Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением?
-Над чем будете думать? -Диалог – это разговор двух лиц.
-В словаре.
Читают определение диалога в учебном пособии.
Эталоны «Правила работы в паре», «Я - автор. Я – понимающий», «Секреты успешного выступления», «Секрет понимания».
Называют дописанные правила.

-Роль автора и роль понимающего.
Работа в паре.
Приводят свои примеры.
-Что такое диалог, правила работы в паре, цели и правила автора и понимающего.
-Чтобы мы смогли понять, что мы не знаем.
-При работе в парах, при обсуждении вопросов с товарищем, с родителями.
Выполняют задание в учебном пособии.
-Я пока не могу назвать основные условия ведения диалога.
-Нет.
-Я пока не могу обосновать, что верно назвал основные условия ведения диалога.
-Надо остановиться и подумать.
-Над причиной затруднения.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); 
- структурирование знаний (П); 
–повышение мотивации (Л);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); 
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); 
- волевая саморегуляция (Р) 
- подведение под понятие (П); 
3 Выявление причины затруднения.
-Почему вы не смогли выполнить задание №2?
Зафиксируйте причину затруднения. -Я не знаю основные условия, которые надо выполнить, чтобы диалог состоялся. - смыслоообразование (Л); - волевая саморегуляция (Р); - постановка и формулирование проблемы (П); 
4 Построение проекта выхода из затруднения. Цель фиксируется на доске.
Тема урока записывается на доске.
Слайд 10.
Слайд 10, анимация 1-3. -Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель и зафиксируйте её.
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Какими средствами вы можете воспользоваться для того, чтобы узнать основные условия ведения диалога?
-Молодцы, вы предложили разные средства для достижения цели. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжеты, в которых беседуют ученики. Ваша задача будет посмотреть и сказать, какие условия точно нарушили ученики. Если это условие нарушено, диалог не состоялся, значит, для успешного ведения диалога оно должно быть.
-Открываю только первый пункт плана работы с сюжетами.
-Я открыла вам только первый шаг плана. Как вы думаете, какие шаги будут следующие?
Открываю полный план.
План:
Посмотреть.
Проанализировать.
Выбрать.
Зафиксировать.
- С чего начнёте свою работу?
-Что будете делать потом?
-Какой следующий шаг?
-Прошу ответственных групп подойти и взять материалы для работы. (рабочая карта и маркеры).
-Итак, у вас есть план, по которому вы будете действовать, и рабочая карта, в которой вы будете отвечать на вопросы и фиксировать результаты своей работы. Работать вы будете в группах. Для выполнения работы вам даётся 10 минут. Действуйте смелее. Я желаю вам удачи. -Надо проанализировать предложенные сюжеты, выбрать основные условия ведения диалога, затем зафиксировать эти условия, то есть составить эталон.
-Сначала внимательно посмотрим ситуации.
-Затем проанализируем диалоги и выберем условия ведения диалога.
-Сделаем вывод и зафиксируем условия, которые надо выполнить, чтобы диалог состоялся.
Ответственные групп взяли рабочие карты.
Работают в группах. - постановка познавательной цели (П); - планирование, - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование учебного сотрудничества (К); 
5 Реализация построенного проекта. Слайд 11,анимация 1.
на слайде появляется эталон. Демонстрация видеосюжетов.
-Какие условия ведения диалога вы смогли вывести?
-У вас получился эталон «Учусь вести диалог», который вы будете использовать не только на уроках, но и вне школы – при общении с родителями, со сверстниками, с взрослыми.
-Преодолели вы затруднение?
-Вклейте в эталон наклейки с названием условий ведения диалога в учебном пособии. Выполняют шаги плана, отвечают на вопросы по каждому сюжету и фиксируют маркером в шаблоне рабочей карты условия ведения диалога.
Представители групп прикрепляют результат работы на доску, объясняют свои варианты, дополняют друг друга, выбирают согласованный вариант эталона.
-Нужна единая тема, смена ролей и взаимопонимание.

Наклеивают наклейки и ещё раз озвучивают эталон. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - сравнение, аналогия, (П); - волевая саморегуляция (Р); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); 
6 Первичное закрепление во внешней речи. Слайд 12 анимация 1–3.
Слайд 12, анимация 4-9. -Какую цель вы ставили?
-Достигли цели?
-Какой следующий шаг?
-Поможет нам в этом задание №4 учебного пособия.
-Узнать, какие условия надо выполнять, чтобы диалог состоялся.
-Да, мы узнали, какие условия надо выполнить, чтобы диалог состоялся.
Будем учиться применять новое знание.
Выполняют задание по первому тексту фронтально. С текстами №2 и 3 работают в парах. Проверяют задание по образцу слайда 12, анимация 4-9.
- волевая саморегуляция (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - планирование учебного сотрудничества (К); 
7 Самостоятельная работа с самопроверкой.
Слайд 13, анимация 1-4.
Слайд 13, анимация 5-6. -Найдите в учебном пособии задание №5.
-Какое задание надо выполнить?
-У кого есть ошибки?
-Почему они появились? Исправьте их.
-Кто всё выполнил верно?
-Оцените свою работу. Читают задание. Самостоятельно выполняют.
Проверяют свою работу по слайду.
- сравнение, (П);
 - использование знаково-символических средств (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - познавательная инициатива (Р); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); 
8 Включение в систему знаний. -Только ли на уроках вы будете использовать данный эталон?
-Выполним задание №6 учебного пособия.
-Проверим, какие диалоги вы составили. Свободные ответы детей.
Выполняют задание.
Разыгрывают диалоги. - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); 
9 Рефлексия деятельности на уроке. -Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
-Какую цель вы сегодня ставили на уроке?
-Вы узнали эти условия?
-назовите условия, которые должен выполнять каждый участник диалога.
-А теперь посмотрите в учебном пособии на «Лесенку успеха».
-Кто хочет объяснить свой выбор?
-Наш урок заканчивается. Дома, на уроках по другим предметам вы будете учиться выполнять условия ведения диалога, которые вы сегодня открыли. Спасибо за активную работу.
Ответы детей.
Дети самостоятельно оценивают свои знания
Ответы детей. - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); 
13.Ресурсы :доска, компьютер, экран, рабочая карта, учебное пособие, разрезной материал.
Приложение 3.
Ф. И уастниковОбщеобразовательная организация Муниципальный уровень Республиканский уровень Российский уровень
Биряева С. Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ среди учащихся МОУ СОШ №39.
Проектно-исследовательская работа «Моя малая Родина».- Гран-при. (2014 г) Биряева С. Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» (2014 г) –участник.
Проектно-исследовательская работа «Моя малая Родина». Биряева С. Межрегиональный конкурс исследовательских работ среди учащихся по эколого- этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» (2015 г) –диплом II степени.
Колесникова А.
Ашимова Л.
Криворотова А.
Биряева С. Школьная научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения». Групповой проект: «Мордовская кухня»- победитель.
Колесникова А.
Ашимова Л.
Криворотова А.
Биряева С. Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей».Групповой проект: «Мордовская кухня».- призёры. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через проектую деятельность серьёзная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня теоретических знаний, хорошего владения технологиями деятельностного типа, умения владеть ИКТ. Учитель должен уметь грамотно и профессионально спроектировать урок, быть целеустремленным, должен владеть методами и средствами на уроках для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС, в общем, учитель должен быть многофункциональным и мобильным. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Поэтому я систематически работаю над повышением своего профессионального уровня.
Для осуществления работы в этом направлении:
освоила содержание программы и принципы системы развивающего обучения «Гармония», курса математики по учебнику «Учусь учиться» системы «Школа 2000…» Л.Г.Петерсон через самообразование, активное участие в творческой группе учителей школы и города;
внедрила курс «Учусь создать проект», авторов Р.И.Сизова, Р.Ф.Сизова.
освоила и применила на практике технологию деятельностного метода обучения;
в рамках эксперимента веду апробацию курса «Мир деятельности»;
систематически провожу мониторинг достижений планируемых результатов и сравнительный анализ их достижения;
использую индивидуальные консультации для разрешениятворческих задач.
Систематически работаю над повышением своей профессиональной квалификации:
МРИО, 2015 г. Краткосрочное обучение по программе «Актуальные вопросы преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (72 ч.)
МРИО, 2015 г. «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» (72 ч.)
Участие в работе учебного модуля КПК по теме: «Метапредметные результаты обучения», проводимого Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «учебный центр «Методист», 2013 г.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Это выступления на научно-практических конференциях, педчтениях, семинарах, секциях; проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий, размещение публикаций на различных педагогических сайтах. Я веду активную общественно – педагогическую деятельность, участвую в профессиональных конкурсах.
Публикации:
Российский уровень: 5
Публикации на сайте российского методического центра NUMI.RU
Публикация на сайте PEDGAZETA.RU
Публикация на сайте ИНФОУРОК.
Публикации на Дистанционном образовательном портале «ПРОДЛЁНКА»
Международный уровень: - 1
Публикация на сайте Педсостав.ру.
Выступления:
Общеобразовательный уровень.
Выступление на методическом объединение школы по теме «Итоговая аттестация выпускников начальной школы». 28.09.16 г.
Республиканский уровень.
Выступление на республиканском методическом семинаре «Организация системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся начальной школы в образовательной организации» по теме «Использование различных форм текущего оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов»» (2016 г).
Российский уровень.
Выступление на региональном научно-практическом семинаре «Научно-методические основы воспитания гражданина России в условиях поликультурного социума» по теме «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами театрализованной культурно-досуговой деятельности» (2015 г).
Международный уровень.
Выступление на международной научно-практической конференции «Воспитание детей младшего возраста в условиях поликультурного социума»
Открытые уроки, мастер – классы:
Муниципальный уровень.
Открытый урок эрзянского языка по теме «Сырнень сёксь», в рамках семинара-практикума учителей мордовских языков (2011 г).
Мастер-класс на семинаре учителей мордовского языка «Методы и приёмы совместной работы учителя и учащихся на уроках мордовского языка для успешного достижения метапредметного результата обучения» по теме «Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении эрзянского языка и её роль в развитии метапредметных умений» (2015 г).
Республиканский уровень.
Открытое внеурочное занятие по теме «Проблемно-диалогическое обучение детей младшего школьного возраста» на КПК учителей начальных классов «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях».(2015 г).
Профессиональные конкурсы:
Муниципальный уровень:
Фестиваль школьных педагогических сообществ «Копилка успехов» VII городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие» - призёр, 2011г.
Межрегиональный конкурс «Навеки с Россией»,посвящённый 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства и развитию родного языка и культуры мордовского народа.(Благодарность Главы Республики Мордовия)
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности:
Муниципальный уровень: участие в опытно-экспериментальной площадке по теме: «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа» в инновационном модуле, предназначенном для общеобразовательных школ, приказ 01 – 02/223 от 23.11.2011г.

Российский уровень: участие в Федеральной экспериментальной площадке «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа», договор № 137 от 31.10.2011г., приказ №03-10/228 от 02.09.2013г., приказ №03-10/149 от 01.09.2014г; приказ №03-10 договор №107 от10.09.15 г.Общественно-педагогическая активность педагога:
Муниципальный уровень.
Участие в работе комиссии по проверке контрольных работ по русскому языку учащихся 2-4 классов муниципальных общеобразовательных учреждений. (2013-2014 уч.год)
Республиканский уровень.
Участие в организации и проведении республиканского «Литературно- музыкального марафона», посвящённого Всероссийскому Дню мордовских языков».
Член Союза эрзянских женщин «Литова».