Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных действий через проектную деятельность в начальной школе


Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных действий через проектную деятельность в начальной школе
Учитель начальных классов
СОШ п. Сосновка
Стребкова Марина Владимировна
Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных действий через проектную деятельность.
Метод проектов помогает научить детей мыслить, правильно организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. Приучать детей к самостоятельной поисково-творческой деятельности начинаю с первого класса. Это сложный вид деятельности. Поэтому работа сводится к системе небольших проектных заданий, ориентированных на получение результата и развитию метапредметных действий. Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Главными целями проектной технологии в начальной школе являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять свои мысли и доносить до заинтересованной аудитории;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Выделяю следующие этапы проектной деятельности:
1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.
Представлю подробнее каждый из них.
Мотивационный. Ученики погружаются в проект. Обсуждают, предлагают собственные идеи. Определяются тема и цели проекта, задачи. На этом этапе формируются такие регулятивные универсальные учебные действия как умение ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. В первом классе дети учатся этому в тесном сотрудничестве с учителем, но по мере взросления становятся более самостоятельными.
Планирующий. Разрабатывается план действий, критерии оценки результата процесса, способы совместной работы. На этом этапе происходит формирование следующих познавательных универсальных учебных действий учащихся: умение предполагать, какая именно информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, ЭОР.
Информационно – операционный. Ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками. Деятельность учителя на этом этапе сводится к консультированию по содержанию проекта, помощи в систематизации и обобщении материалов, разъяснению правил оформления проекта, отслеживанию деятельности участника, оценке промежуточных результатов. Учащиеся на этом этапе выполняют такие познавательные действия как сопоставление  и отбор информации, полученной из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет), анализ, сравнение, выводы, представление информации в виде таблиц и схем. Формируются коммуникативные умения: взаимодействие в группе, предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
Рефлексивно – оценочный. Ученики оценивают проекты. Деятельность учителя сводится к помощи в разработке отчета, подготовке к устной защите, отработке умения отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Также учитель анализирует проделанную работу, оценивая вклад каждого из исполнителей.
Классификация проектов, выполняемых моими учащимися:
по конечному продукту: поделки (игрушки, книжки-малютки,
костюмы, модели, сборники сказок, диктантов и т.д.); мероприятия (спектакли, викторины, игры, конкурсы и т.д.);
по количеству детей: индивидуальные; коллективные
групповые; смешанные - персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
по продолжительности: краткосрочные, выполняемые в течение 1
урока, долгосрочные – от нескольких дней до месяца;
по видами деятельности: проектно-исследовательские, творческие,
учебно-познавательные. Также я выделяю учебные проекты (по предметам начальной школы) и внеурочные.
Проект может выполняться в классе или дома.
Как учу младших школьников писать проект?
Представлю алгоритм организации работы в своём классе.
Мотивационный этап. Выбор темы во внеурочной деятельности можно организовать таким образом.
Ученику задаю вопросы: что тебе интересно больше всего? Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-нибудь такое, чем ты особенно гордишься? От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы, поэтому я помогала ученику сформулировать тему, сделать ее интересной и увлекательной, оригинальной и доступной.
Темы у нас разные:
проектно-исследовательские - «Что для лисы хорошо, а что плохо», «Какие по цвету бывают листья у деревьев?», «Почему скрипит снег?»; «Волшебница-вода», «Моё дерево»; «Война 1941 года», флора и фауна «ХМАО-Югры».
учебно-познавательные - «Сложим два слова – получим одно», «Газета о здоровом образе жизни», «Моя первая энциклопедия», «Фразеологизмы моей семьи», «Город будущего», «Ручка будущего»;
творческие - «Моя первая сказка», «Мой северный край», «Энциклопедия слова», «Играем вместе», создание спектакля по сказке С. Маршака «Про козла», фильм «Чудеса моей малой родины».
На проектных уроках ребята не определяют тему, так как работают с учебными проектами.
Определение цели. Учу детей, что определить цель проекта – значит, ответить на вопрос, зачем ты его проводишь. «Если мы сделаем это, то получится то».
2. Планирующий этап. Включение детей в поиск вариантов решения
темы, проблемы (вопроса) и сбор материала. В 1 классе я указывала малышам все пути, ведущие к достижению цели: подумай, какие книги, словари, энциклопедии нужны тебе по теме.
3. Информационно – операционный. Обработка результатов. Следует заметить, что для учащихся начальной школы этот этап сложный. Полученную информацию надо проанализировать, обобщить, выделить главное, а такие умения пока недостаточно развиты у детей в 7-10 лет. Наши действия:
- выделяем основные понятия и их изучаем;
- классифицируем основные процессы и явления;
- выявляем и обозначаем все замеченные парадоксы;
- ранжируем основные идеи по важности;
- делаем выводы и умозаключения;
- распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.,
- готовим текст доклада; делаем схемы, коллекции.
Результатом такой работы является представление и защита проекта.
5. Рефлексивно – оценочный. Ученики и учитель оценивают проекты. Для меня это сложный этап. Мне не всегда удаётся выстроить процесс оценки и рефлексии так, чтобы у каждого участника появилась позитивная мотивация к дальнейшей проектной деятельности.
В помощь учащимся я разработала опору для составления и оформления учебного проекта. Они ей пользуются с 1 класса.
Для формулировки проблемы и темы:
1. При выполнении … я встречаюсь с трудностями… Поэтому тему своего проекта сформулировал так: …
2. Во время изучения темы … я заинтересовался… Оказалось, я очень мало знаю про… Для расширения собственных знаний…
Для формулировки цели работы
1. Цель моего проекта я считаю следующее: …
2. В результате реализации проекта я постараюсь достичь следующие цели…
Для формулировки задач
1. Задачи своего проекта я сформулировал так:…
2. Мне необходимо решить следующие задачи…
Для формулировки результата проекта
1. В результате моей работы будет…
2. После проекта появится …
Для формулировки анализа работы
1. В результате реализации проекта я …
2. Я могу сделать вывод, что все задачи …
Как оцениваем результаты?
Решая существующую сегодня проблему отслеживания метапредметных результатов, разработала собственную квалиметрическую шкалу, что помогает мне и детям оценить развитие УУД при выполнении проектов.
Квалиметрическая шкала
«Уровни сформированности коммуникативных действий»
Уро-веньОсновной диагностический признак Балл
Уровни сформированности коммуникативных действий 1 Ученик не высказывает свои мысли.
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в общении. 0
2 Ученик затрудняется в оформлении своих мыслей в устной и письменной речи.
У ученика возникают конфликты в общении со сверстниками. 1
3 Ученик сам оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
Ученик уважительно относится ко всем участникам проекта. 2
Уровни сформированности регулятивных действий 1 Ученик предъявляемое требование осознаёт частично. Быстро отвлекается. 0
2 Ученик принимает цель, сохраняет при выполнении учебных действий и регулирует процесс их выполнения под руководством учителя. 1
3 Ученик сам ставит новые учебные задачи; самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. 2
Уровни сформированности познавательных действий. 1 У ученика интерес к работе практически не обнаруживается. 0
2 Ученик принимает и осознаёт познавательную задачу. Возникшая цель крайне неустойчива. Испытывает затруднения в поиске и выделении информации.
Ученик работает под руководством учителя, лидера. 1
3 Ученик сам предполагает, какая именно информация нужна, отбирает необходимые словари, энциклопедии, справочники, ЭОР. Владеет действиями как сопоставление  и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, сравнение. Сам делает выводы, представление информации в виде таблиц и схем. 2

Степень овладения метапредметными действиями по данной диагностике отслеживается 1 раз в четверть. Динамика развития действий наблюдается у каждого ученика.
Источники:
Дик Н.Ф. Кацирис А.Н. Лучшие проекты, олимпиады и классные часы в 3-4 классах. Ростов на Дону: Феникс, 2009.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Формирование коммуникативных умений школьников: SpbSchool21.ru›