Целеполагание как проблема современного урока (выступление на педсовете)


Журавлёва Светлана Степановна, учитель начальных классов МБОУ « НОШ № 3» Мастер-класс по теме «Целеполагание как проблема современного урока» Начать свой мастер – класс хочу с вопросов: «Что знаете о целеполагании? Есть ли проблемы?» (заслушать несколько мнений). В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания. В чём суть проблемы? (заслушиваю мнения коллег) Актуальность педагогического целеполагания в процессе изучения учебного предмета школьниками связана со следующими обстоятельствами. Современному человеку необходимо владеть умениями: ставить конкретную цель в деятельности (в действиях), прогнозировать возможную ситуацию, намечать шаги по достижению цели в виде плана для целенаправленной и продуктивной организации и осуществления своей деятельности. Определимся в понятиях. Целеполагание выпускника школы можно рассматривать как ключевую и универсальную компетенцию современного человека, связанную с его личностными качествами: целеустремленностью и целенаправленностью, характеризующими человека с деятельной жизненной позицией как профессионала и как гражданина. ФГОС основного общего образования, ориентирует учителя организовывать процесс преподавания таким образом, чтобы учащиеся в системе овладели метапредметными умениями целеполагания: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, с тем, чтобы у учащихся формировалась ключевая компетенция целеполагания. Обозначим некоторые аспекты данной проблемы: целеобразование и целеполагание в сфере образования? Сущность педагогического целеполагания в образовательном процессе? Технологии педагогического целеполагания? Способы и техники целеполагания к учебному занятию и на занятии? Диагностичность цели на учебном занятии? Специфика целеполагания в условиях реализации ФГОС основного общего образования? Принципы педагогического целеполагания и др. Различные аспекты педагогического целеполагания являются предметом педагогического исследования в деятельности современных ученых: теоретическое осмысление педагогических целей (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, O.E. Лебедев и др.); цель как компонент профессиональной деятельности (С.П. Иванова, Н.В. Кузь мина, Ю.Н. Кулюткин, Л.M. Митина, Г.С. Сухобская); цель как необходимая составляющая личностно-ориентированного образования (И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, O.K. Лебедев, Л.M. Перминова, В.Е. Радионов и др.); цель как предмет целостного системного изучения (Н.Я. Корыстылева). В педагогике различают общественные цели образования и педагогические (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов). А.В. Хуторской применяет понятие образовательное целеполагание. Цель урока принято рассматривать как общий идеальный ожидаемый результат (предвосхищаемый результат) урока. Задачи же конкретизируют цель в обучении применительно тех возможностей на конкретном уроке, которые имеются для воспитания, развития, обучения учащихся при изучении данной темы. Педагогу важно помнить, что «задача – это своего рода ступенька на пути достижения цели. Она включает в себя требования (направленность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходимо из средств), и отвечает на вопросы: что конкретно сделать, как конкретно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. Только цель и конкретные задачи к уроку создают возможность ставить цели конкретные, достижимые, поддающиеся диагностике, то есть, вполне реалистичные. Цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому при формулировании целей нужно выполнять ряд требований. Их можно прочесть на слайде. Скажу так: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: понятны, реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности). В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Прошу Вас, уважаемые коллеги, указать порядок определения целей урока: (выданы листы, на которых работают присутствующие): Цель данного урока, цель обучения, цель предмета, цель темы раздела(главы), цель на каждом этапе урока. А. В. Хуторским определены они так: Итак, целеполагание – это самая важная часть конструирования урока. Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять цели воспитания и развития личности. Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным. Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания. Какими приемами пользуетесь Вы, уважаемые коллеги? (Называют) Спасибо. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. Предлагаю Вам рассмотреть некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках. Вам предложены некоторые темы уроков. Прошу Вас определить, какой приём целеполагания вы можете использовать. ( Выдаются карточки с темами уроков: "Как изменяются имена существительные?», «Склонение имён существительных», «Треугольник», «Трёхзначные числа», «Будущее время глаголов» и т.п.) Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока "Как изменяются имена существительные?" построили план действий:
Повторить знания об имени существительном.
Определить, с какими частями речи сочетается.
Изменить несколько существительных.
Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока «Склонение имён существительных». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Треугольник», «Словосочетание».
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагают детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.Например: тему урока «Разделительный мягкий знак в именах существительных» можно рассмотреть на классификации слов: вьюнок, деньки, деньги, вьюга, соловьи. Урок математики в 2 классе по теме «Трёхзначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 334, 12, 17, 257, 46, 998, 21, 72, 347».
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
ПовторимИзучимУзнаемПроверим
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
2. На урок русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаю детям ряды слов: писать – писал – пишу - …; рисовать – рисовал – рисую - …3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».
(87+3):10
48: (15 – 9 *2)
(56 – 14 + 6):89* (6 – 4 *2)
Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову). Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– самостоятельное решение;– коллективная проверка результатов;– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;– постановка цели урока. Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Например, на уроках русского языка и литературного чтения можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«На понимание и синтез»:
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.
«На понимание и применение»:
Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились гости города. Давайте отрефлексируем. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны! (Вручение буклетов).
Источники информации
http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
Использованная литература
Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /
М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский педагогический университет им. И.Н.Ульянова» г. Ульяновск, E-mail: nownad@mail.ru Педагогическое целеполагание как современная Научно-прикладная проблема
Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.