Технологическая карта урока. Математика+технология. Геометрические фигуры и лоскутное шитьё
МБОУ Засижьевская СШ
Технологическая карта интегрированного урока
Математика- технология (2 часа)
5 класс
Учитель Базуева Надежда Александровна
2016 г.
Раздел программы: «Художественные ремесла»
Тема: «Лоскутное шитьё» Часов на изучение темы: 2
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие с применением знаний о геометрических фигурах; прививать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества Создание условий для активного повторения по теме: «Декоративно-прикладное искусство», изучения темы «Лоскутное шитьё» и закрепления знаний о геометрических фигурах.
Задачи урока: Образовательные -ознакомить с лоскутным шитьём как с древним и современным видом декоративно-прикладного творчества;
-закрепить первоначальные знания о геометрических фигурах;
-показать необходимость знаний одного предмета при изучении другого;
-создать условия для усвоения обучающимися знаний преимущественно в форме деятельности.
Развивающие -развивать познавательный интерес к предметам, творческие способности, образное мышление;
- формировать геометрические и пространственные представления; развивать навыки моделирования из плоскостных фигур;
- развивать умения самостоятельно добывать знании.
Воспитательные - формировать способность к позитивному сотрудничеству;
-воспитывать культуру общения;
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
-формировать эстетического наслаждения от выполненной работы.
Методы обучения: проблемный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: Групповая работа, работа в парах, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения:
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
Презентация: «Лоскутная техника»;
Раздаточный материал:
- печатные тексты: «Виды декоративно-прикладного творчества» (Пр.1);«Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия в лоскутной технике» (Пр.2);
-шаблоны геометрических фигур для построения узоров;
- инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление эскиза лоскутного изделия».
Виды учебной деятельности:
Работа в группах
Работа с текстом
Ведение диалога, объяснение
Выполнение практической работы
Планируемые результаты:
Личностные: -эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства;
-осознание практической значимости изученного материала по математике, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности.
МетапредметныеПознавательные Регулятивные Коммуникативные
- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;
- Самостоятель-ное решение творческих задач;
- Выбор способа выполнения задания, аккумулирование нужной информации;
- Умение строить логическую цепочку рассуждений;
- Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;
- Прогнозирование результата труда;
- Умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
- Ответственное отношение к практической деятельности; - Умение осуществлять учебное сотрудничество;
- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;
- Умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;
- Умение вести диалоговую беседу;
Предметные: - понимание и определение понятий: «Декоративно-прикладное творчество», «Лоскутное шитье».- умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач;- овладение способами эстетического оформления изделия.
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Оценка результата деятельности ученика
1.Организационно-мотивационный
(3мин.) Включение учащихся в учебную деятельность.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
Создаёт эмоциональный настрой на совместную работу.
Сообщает структуру урока.
Проверяют готовность своего рабочего места
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Личностные:
- эмоциональный настрой на урок;
- самоорганизация;
Регулятивные:
- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке; Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны.
2. Актуализация знаний
(20мин) Подведение к восприятию темы. Организует работу учащихся в парах по повторению . Организует диалог, пошагово подводящий обучающихся к формулированию темы и цели урока.(Сл.1;2;3; пр.1) Работают в парах. Делают мини сообщения по темам: вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество с демонстрацией изделий.
Дополняют друг- друга, отвечают на вопросы. Личностные:
- активизация имеющихся ранее знаний;
- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;
Регулятивные:
- умение поставить учебную цель;
Познавательные:
- умение анализировать, структурировать знания;
- умение выделять и формулировать задачи;
Коммуникативные:
- умение слушать, выражать свои мысли в устной форме;
Предметные:
- закрепление знаний по предыдущей теме. Активное участие в самостоятельной работе.
3.Физминутка
(3мин.) Укрепление здоровья обучающихсяПоказывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у обучающихся. Выполняют упражнения Личностные:
- формирование понимания ценности здорового образа жизни; Активно участвуют.
4. Введение новых знаний
(14мин.) Обсуждение ситуации, порождающей проблему
Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу.
(Сл.4)
Контролирует и подтверждает правильность выводов.
Сообщает новые знания(Сл.5;6;7);
Обобщает полученные результаты(Сл.8;9). Формулируют тему урока
и его цель.
Записывают тему урока. Осмысленно отвечают на вопросы Личностные:
- проявление интереса к новому содержанию;
- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;
- активное погружение в тему;
Регулятивные:
- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- умение работать с различными источниками информации;
- выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;
Предметные:
- умение давать определения новым понятиям темы;
- характеризовать особенности «Лоскутного шитья», лоскутного изделия; Самостоятельность в формулировании темы урока.
5. Первичное закрепление нового материала
(5+15мин) Закрепление теоретических знаний по изученной теме и геометрического материала. Актуализирует полученные на уроке новые знания.
Предлагает самостоятельно сделать выводы об узорах, построенных из геометрических фигур(10;11;12;13;14).
Предлагает .продолжить фразы:
«Я не знал, что……»
«Я понял, что……»
«Теперь я смогу……» Организуют рабочее место.
Слушают учителя.
Работают с фигурами. Обобщают новые знания.
Познавательные:
- умение выделять необходимую информацию;
-построение логической цепочки рассуждений;
-умение анализировать.
Коммуникативные:
- умение точно и полно выражать свои мысли. Самостоятельное участие в выполнении заданий.
6. Применение знаний на практике
(20мин.) Научиться технике лоскутного шитья;дополнить имеющиеся ззания обучающихся по мате матике новыми;. Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы(Сл.15; пр.2;3):
-сообщает название работы;
- разъясняет задачи работы;
- знакомит с образцом.
Контролирует выполнение практической работы.
Проводит заключительный инструктаж:
- организует выставку выполненных эскизов;
- анализирует выполнение самостоятельной работы;
- организует разбор типичных ошибок.
Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы.
Выполняют практическую работу: «Изготовление эскиза для лоскутного изделия».
Представляют получившиеся узоры из геометрических фигур.
Обсуждают результаты, выявляют недостатки,обсуждают причины и способы устранения.
Личностные:
- осознание своих возможностей;
- мотивация на творческую деятельность;
- проявление самостоятельности.
Регулятивные:
- умение планировать свою деятельность;
- умение осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;
- умение применять методы художественного оформления изделий; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение находить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
- применение знаний на практике по составлению эскиза лоскутного изделия с использованием геометрических фигур и знаний по цветовой гамме. Активно выполняют задание.
7. Рефлексия
(3мин) Учить самооценке и взаимооценке. Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда на уроке.
Мотивирует обучающихся на рефлексию о достижении целей урока.
- Проводят самооценку и
оценивают работу одноклассников. Личностные:
- умение провести самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные:
- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников. Ответственны за свои действия.8. Домашнее задание
(2мин) Инструктирует по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку с использованием рекомендаций (Пр.4): для желающих Сл.16..
Слушают инструктаж, записывают домашнее задание в дневник; Личностные:
Внимательны, сосредоточенны.
Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3
Работа в группах.
Приложение 4. Изготовление эскиза лоскутного изделия
Шитьё из полос
При шитье из полос чаще всего используются схемы «Елочка» («Паркет»), «Колодец» («Сруб»).
Для работы нужны заготовки из ткани, выкроенные в виде квадратов и полос. Ширина полос обычно выбирается от одной трети до половины стороны квадрата. Полосы заранее не выравниваются, а отрезаются во время сборки. Полосы соединяются по изнаночной стороне вручную швом «назад иголкой» или на швейной машине стачным швом вразутюжку. Шитьё из квадратов
Для работы необходимы квадраты из ткани, одна из сторон которых выкроена по долевой нити. Раскрой проводится по шаблону. Вариативность схем шитья из квадратов определяется цветовым решением. Последовательность сборки схемы «Шахматка» представлена на рисунке. Квадраты соединяются по изнаночной стороне вручную швом «назад иголку» или на швейной машине стачным швом вразутюжку.
Приём «Паркет или Ёлочка»
Приём «Шахматка»
Приём «Диагональная полоска»
Приём «Сруб или Колодец»
Шитьё из треугольников (прямоугольных)
Для работы необходимы равнобедренные прямоугольные треугольники, один из катетов которых выкраивается по направлению долевой нити. Раскрой проводится по шаблону. Одна из схем сборки представлена на рисунке ниже. Треугольники из тонких тканей соединяются по изнаночной стороне вручную швом «назад иголкой» или на швейной машине стачным швом вразутюжку. При шитье из плотных тканей используется техника лоскутной мозаики: все элементы выкраиваются без припуска на шов и соединяются по лицевой стороне встык зигзагообразными или отделочными швами. При выполнении лоскутного изделия из меха и толстых тканей, треугольники сшиваются вручную по изнаночной стороне швом «через край». Шитьё в свободной технике
Изделия, сшитые из разноцветных маленьких лоскутков, напоминают мозаичные картинки. Называют такое шитьё по-разному: «спираль», «карусель», «лабиринт», «крейзи».
Лоскутки узора «спираль» нашиваются на основу – отрез тонкой светлой ткани.
В «спирали» используют обрезки тканей самой различной формы. Начинают работу от центра изделия и сразу с помощью швейной машины (или вручную) пришивают лоскуток к лоскутку, двигаясь по часовой стрелке.
Центральный лоскут называют «зрачком» и подбирают для него кусочек ткани яркого цвета.
Центральную часть изделия заполняют сначала мелкими лоскутками, а по мере увеличения полотна присоединяют всё более крупные.
Приём «Мельница»
Приём «Спираль»