Семинар-практикум для классных руководителей
Северо-Казахстанская область Есильский район с.Николаевка
КГУ «Средняя школа имени Аскара Игибаева»
Семинар-практикум для классных руководителей
«Взаимодействие социально-психологической службы и классных руководителей»
Педагог-психолог: Нысанбаева Айнур Каирбаевна
2016-2017 учебный год
Семинар-практикум для классных руководителей
Цель: активизировать работу классных руководителей с социально-психологической службой школы .
Задачи:
указать правильные пути общения с родителями;
научить видеть в каждом ребенке индивидуальность;
находить решения из любых трудных ситуаций путем обращения за помощью к социально-психологической службе.
Приветствие. Все участники встают в одну шеренгу, по счету 1,2 делятся на 2 команды. 1 команда «Бумба», 2 команда «Юмба». Команда «Бумба» здоровается с командой «Юмба» потеревшись носами, команда «Юмба» здоровается с командой «Бумба» потеревшись спинами.
Упражнение «Здравствуйте!»
Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария Ивановна»
Среди участников выбирается 5 человек, которые будут «классными руководителями» и произносить предложенную фразу так, как написано у них в карточке. Задача еще 5-ых - они«родители «группы риска»: отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Многие педагоги говорят: «Чувства родителя, эмоции родителя А у меня тоже есть чувства и хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!». Сообщать родителю о чувствах, испытываемых педагогом, можно как эффективно, так и не эффективно. Различие станет понятным, если уяснить разницу между конструкциями: «ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».Формула «Я-сообщение» оказывается более эффективной, поскольку она реализует доверие и уважение, давая родителю возможность сохранить хорошее самочувствие и желание и дальше взаимодействовать с педагогом.
ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!
забыть о прошлых неудачах родителя,
помочь родителю обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
позволить родителю начать с нуля, опираясь на то, что педагог верит в него, в его способность достичь успеха,
помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
Каждый участник получает карточку с изображением солнца. Задание: на кружочке написать свое имя, а на лучиках – свои качества и умения, которые помогают/помогут вам эффективно взаимодействовать при общении с родителями . По желанию написанные качества зачитываются всем
Упражнение «Снежки»
Участникам предлагается из газет сделать путем активного «сминания» 3 снежка. Затем группа делится на две подгруппы, которые выстраиваются в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 2 метров. Ведущий отмечает линию между шеренгами, за которую переходить нельзя и объявляет задание: участники будут играть в «снежки», игра проходит в три тура по 30 секунд каждый, в течении которых командам необходимо перекинуть как можно больше «снежков» на сторону противника, поднимая при этом «снежки» противника на своей стороне и перекидывая их обратно. По сигналу ведущего игра прекращается и подсчитывается количество «снежков» на стороне каждой команды.
Итог
«Представьте себе человека, который стоит на одной ноге. Проходит некоторое время, и мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Человек едва удерживает равновесие, но продолжает стоять на одной ноге. Вскоре начинает болеть уже все тело. Боль становится нестерпимой, и человек взывает о помощи. Естественно, находятся люди, которые пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам лечебного искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Многие советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее», и все решают, что надо подождать до утра.Но ничего не помогает, и боль не утихает. Советы исчерпываются, вчерашние доброжелатели стараются незаметно уйти, а оставшиеся пребывают в растерянности. Наконец появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге, когда у тебя их две? Выпрями другую ногу и встань на нее».
Трудностей и проблем много, советчиков еще больше, но помогают далеко не все и не всё. Ведущий признается, что очень не любит «знающих, как надо», что всегда предпочитает не поучать, а помогать педагогам для решения собственных проблем найти собственные же ресурсы. То есть встать на все имеющиеся ноги.
Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»
Первый участник подходит к любому из остальных, пожимает ему руку со словами: «Спасибо тебе за сегодняшнее общение» и остается с ним за руку. Затем второй участник вместе с первым (за руку) подходит к любому из остальных и тоже пожимает руку с теми же словами и так далее, пока все участники группы не окажутся «связанными» рукопожатиями. В завершении ведущий благодарит всех педагогов за работу и предлагает всем вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и сплачивающее классных руководителей, например: «Вместе мы – сила!».
15