Семинар-практикум Активные формы работы с родителями


Семинар-практикум на тему:
«Активные формы работы с родителями»
Методы работы с родителями.
Лекция
Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объём информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.
С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: «Влияние семьи на формирование личности ребёнка». Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились «это» как-то пережить. И здесь вы раздаёте листочки и просите ответить на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей современной семьи?». Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, на уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить – шутите. Цель данного приёма: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявит типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблему в своих знаниях и т. д.)
Дискуссия
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Приёмы организации дискуссии
«Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и  остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).
«Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины.
«Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.
«Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».
Метод исследования
Получение знаний на исследовательской основе противостоит распространённой в практике работы с родителями – манере констатирующего изложения материала – и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения («в класс пришёл новичок, дети его отвергают»; «как поднять авторитет класса» и др.) решаются на основе применения следующих схем организации исследования  во время  занятий с родителями:
- Встреча с проблемой ( 4 варианта). (см.  Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.).Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные «разогревающие» приёмы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.Эвристические вопросы
К ним относятся семь ключевых вопросов: «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?». Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто-чем? Существуют различные списки таких вопросов.
Интересные задания
Например, вы предлагаете родителям поговорить о любви: «Любовь – это…»
Согласны ли вы с утверждением «Любви все возрасты покорны»?
Заметен ли влюблённый человек?
Правда ли, что любовь – это самоистязание?
Есть ли разница между любовью и влюблённостью?
Всегда ли соседкой любви бывает ревность?
Верно ли, что любить может не каждый?
Как вы относитесь к высказыванию: «Не родись красивой, а родись счастливой»?
Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
Актуальна ли сейчас проблема Ромео и Джульетты?
Такие вопросы могут быть мостиком для установления атмосферы доверия, спокойствия и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить родителей нарисовать образ любви и провести обсуждение или привести интересные высказывания, попросить рассказать о своём к ним отношении, например:
«Любить – значит, утверждать неповторимое существование другого человека».                                                         С. Л. Рубинштейн
Мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»
«Парадоксальная ситуация» - приём, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо включить естественное любопытство к исследовательской деятельности.
Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении.
Психологический тренинг
Как показывает опыт, эффективным методом, позволяющим родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, является тренинг (активное социальное обучение). Он требует от педагога-психолога не только профессиональных знаний и коммуникативных умений работая с группой, ему важно соблюдать условия и принципы построения взаимодействия с родителями, помнить, что на эффективность контактов с ними влияют его умения и навыки правильно выбрать интонацию, грамотно говорить, использовать профессиональную терминологию, а также жесты, мимика, манера держаться перед публикой, вкус в одежде и др.При проведении тренинга, как правило, применяются приёмы, которые содержат:
процедуру знакомства;
интерактивные игры;
ролевую игру;
групповую дискуссию;
тренировку поведенческих навыков;
психогимнастику;
анализ ситуаций;
элементы психодиагностики и т. п.
Цель социального обучения родителей в том, чтобы помочь им усвоить как можно больше типов взаимодействия, основанных на принципах социально-педагогического партнёрства и равенства между детьми и взрослыми.
Психологические игры
Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.
Функции игры:
- познавательная;
- коммуникативная;
- разрешающая;
- объединяющая;
- организующая;
- развивающая;
- настраивающая;
- психотерапевтическая.        
В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.
Ситуационно-ролевые игры
Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: «Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия…»
Разогревающие игры
Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно. Разогревающих игр очень много. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся «мостиком» к обсуждению серьёзных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы.
Диагностика
Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом рассуждений и переживаний, побуждая к самоанализу. Тест – это, прежде всего, инструмент диалога.
Детско-родительские мероприятия
Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.
Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать  родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также  через сравнение с другими  точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Хотя мы говорим о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём, чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у детей. Это положение необходимо объяснять родителям. 
Как с помощью активных форм работы с родителями вовлечь их в совместное решение проблем ребенка?
       Вовлечение родителей в совместное решение проблем ребенка это одна из наиболее сложных задач при работе с родителями. Для того, чтобы решить данную задачу педагогу-психологу нужно не только заинтересовать родителей, но и уметь правильно преподнести им информацию. Просветительская работа, проводимая с родителями в школе (лекции, семинары, рекомендации) позволяет сделать два неоднозначных вывода:
1. Родители владеют большим количеством психологических   и педагогических знаний, и поэтому они могут не воспринимать вашей  информации, потому что им "все известно и так", "ничего нового  не скажут", "легко вам говорить, а вот попробуйте сами…"
2. Знание не облегчает проблемы, а иногда даже их создает. Порой так и говорят: "Прочитала много книг и совсем запуталась", "Мне кажется. Я неправильно воспитываю ребенка, вроде все делаю так, как в книгах написано..."
       Следовательно, работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не от вас, а друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным психологом или педагогом.
       Использование активных форм работы с родителями повышает интерес к мероприятиям в школе, улучшает отношение к учреждению в целом и к педагогу, в частности.
       Проговаривая свои проблемы по предложенной теме, родители смогут выделить наиболее злободневные и сами же их решить, разрабатывая свои рекомендации. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
       Безусловно, все проблемные вопросы можно обсудить и в режиме дискуссии. Но, как известно, простое обсуждение всегда менее эффективно, чем включение прорабатываемого материала в деятельность. В этом смысле незаменимой формой работы является деловая игра.
       Ее суть заключается в том, что активизируется мышление участников, повышаются их самостоятельность и креативность – те качества, которые обеспечивают необходимую ответственную позицию по отношению к ребенку.
       Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется педагогом. Удобство ее процедуры заключается в том, что в эту форму можно облечь любую педагогическую ситуацию.
В общем виде алгоритм этой работы с родителями включает в себя следующие этапы:
Приветствие
Вступительное слово на тему встречи. В нем кратко раскрываются основные проявления, причины и последствия тех феноменов, о работе с которыми речь пойдет ниже.
Упражнение, способствующее формированию навыка экспресс-диагностики того или иного явления
Проигрывание психолого-педагогических ситуаций
Краткое сообщение о путях психолого-педагогической коррекции данных проявлений, о важности психологической поддержки ребенка, создания ситуаций успеха, стимулирования раскрытия личностного потенциала ребят, предъявления к ним адекватных требований
Апробация конкретных методических приемов и рекомендаций на себе
Обратная связь.
       В данной работе я хочу привести примеры методических приемов и упражнений, которые педагоги могут использовать в групповой активной работе с родителями.
Практикум для родителей.

      1. Упражнение "Давайте познакомимся"(участник называет свое имя и что бы он мог сказать о себе, исходя из первой буквы своего имени)
       2. Упражнение "Ладошки"(на нарисованных на бумаге ладошках написать свое имя и пять важных качеств, характеризующих человека, а также имя своего ребенка и его важные качества. В процессе обсуждения можно сравнить, похожа ли ладошка моего ребенка на мою ладонь, нравятся  или не нравятся указанные качества, положительные они или отрицательные)       3. Упражнение "Инструкции"(необходимо пройти сквозь шеренгу участников и выполнить все даваемые инструкции. По окончании упражнения обсудить, что чувствовал человек, проходя через шеренгу, отметить сходство с жизнью ребенка)       4. Упражнение "Все равно ты молодец"(задача ответить ребенку, пришедшему к вам со своей неудачей. Отвечая, вы можете и пожурить ребенка, и выразить свое одобрение или неодобрение его действиям, но в вашей речи должна прозвучать фраза "Все равно ты молодец", то есть вам нужно найти то за что ребенка в данной ситуации можно и похвалить.)       5. Мини - лекция. Дети идут к родителям как к защитникам, к друзьям, к опоре, надеясь, что папа и мама в любом случае их поймут, поддержат и помогут (если не делом, то хотя бы словом). И поэтому, даже если хвалить ребенка (казалось бы) не за что, все равно необходимо найти что-то заслуживающее поощрения. Лучше не ругать за то, что не получилось, а похвалить за мизерный успех.
       Несмотря на все прилагаемые родителями и ребенком усилия, у него может и не быть особых успехов в учебе, из-за этого может возникнуть чувство неуверенности в своих силах, чувство неполноценности, а это, в свою очередь, подчас приводит к отгороженности от других людей, к одиночеству. Поэтому необходимо помочь ребенку раскрыть свои способности, склонности, пусть даже не касающиеся учебы. Это поможет ему самоутвердиться, повысить свою самооценку, а в дальнейшем – найти свое место в жизни. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. (можно предложить упражнение "Маяк" – релаксация с визуализацией. Представьте маленький скалистый остров…вдали от континента…на вершине острова высокий, прочно поставленный маяк… Вообразите себя этим маяком… Ваши стены толстые и прочные…, что даже сильные ветры не могут покачнуть вас… Из окон вашего верхнего этажа и днем и ночью, и в хорошую погоду, и в плохую, вы посылаете мощный луч света, служащий ориентиром для судов… Помните об этой энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану… Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник свет в себе… Света, который никогда не гаснет.)
       6. Упражнение "О ком я забочусь"(необходимо составить список людей, о которых на данном этапе своей жизни заботится участник. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение)
       7. Упражнение "Охапка обязанностей"(Одному из участников, желающих пройти по линии, начерченной на полу, даются в руки коробки , символизирующие разного рода обязанности, которые должен выполнить родитель. С охапкой этих обязанностей пройти по линии очень сложно.)       Интерпретируя эту аллегорию, можно прийти к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, "зашумляет" воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности. (Можно предложить упражнение "Мои ценности" Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например новый автомобиль, дружба с кем-либо, любовь ребенка, и все что угодно. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите их по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук – для самого дорогого. Сундуки поменьше – для вещей менее дорогих" )       8. Упражнение "Лавина"Ф.Зимбардо ("Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получит помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпрепровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио". После того, как работа завершена, задается вопрос – "Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?)         9. Обсуждение, обратная связь. Использование притч, коротких афоризмов. ( можно для заключения разговора предложить притчу "Все в твоих руках" - Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный изних однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.