Статья. Современные подходы к преподаванию в школе «Основ эволюционного учения – дарвинизма».


Современные подходы к преподаванию в школе «Основ эволюционного учения – дарвинизма».
В последние годы на уроках биологии при изучении положений дарвинизма стали возникать вопросы, идущие вразрез с эволюционными взглядами – это и понятно, мы живем в век компьютерной информированности, которая, умножаясь на юношеский максимализм, все подвергает сомнению и опровержению.
В предыдущее десятилетие все было проще – раз есть государственная программа по биологии и в ней есть соответствующий раздел, раз положения дарвинизма расписаны в учебнике в добром десятке параграфов – значит так должно быть, значит вес правильно.
Но шло время, менялась идеология, менялись взгляды и только дарвинизм остался неизменным. Его и преподносят до сих пор как теорию, введенную в ранг учения. Но учащиеся все чаще и чаще задают «неудобные» вопросы учителю, ответы на которые дарвинизм не дает.
Что, например, ответить девятикласснику, который прочитал, что сам Чарльз Дарвин никогда ничего не утверждал по поводу происхождения видов, и мало того, в конце жизни от своих взглядов практически отказался. Продолжать утверждать, что дарвинизм – единственно верное учение об эволюции природы, как марксизм-ленинизм - о человеческом обществе?
На наш взгляд учащимся при изучении этого раздела необходимо предполагать и другие мнения на историческое развитие или его отсутствие, например, взгляды креационистов, которые включены в материалы ЕГЭ. Учитель не должен бояться задавать проблемные вопросы, предлагать спорные взгляды по этой темы:
Если жизнь возникла случайно в виде первичных одноклеточных гетеротрофных прокариотов, то почему случайно не возник холодильник или какой иной агрегат, ведь они значительно проще этих организмов?
Мог ли произойти внеклеточный синтез белка определенной первичной структуры и свойства, если это происходит на рибосомах клетки при известных условиях?
Как с позиции дарвинизма объяснить возникновение сознания человека?
Как эволюционно возник глаз человека и внутреннее ухо?
Почему большинство горных пород в земной коре имеет не слоистое расположение в соответствии с палеонтологическим возрастом и определяющими следами жизни, а все останки органического мира равномерно перемешаны?
Компьютерный расчет показал, что молекула белка могла бы собраться за 1024 лет, а клетка возникнуть за 1040 лет, но эволюционисты утверждают, что возраст Солнечной системы 8-10 млрд лет, а жизни – 3,5 млрд.
И, наконец, почему дарвинизм объясняет абсолютно все в возникновении и историческом развитии жизни без всяких исключений и спорных моментов?
Учитель высшей категории ГБОУ СОШ №415 города Москвы Шевчук Н.Н.