От слова — к познанию. Современные подходы к преподаванию литературы
Прежде чем рассказать о том, как я работаю, я хочу сказать два слова о том, зачем я работаю. Вопрос, о котором сейчас много спорят – зачем учить литературе. Чтобы владеть понятиями и терминами? Чтобы развить интерес к чтению? Но почему дети не любят читать? Во-первых, потому, что во многом не понимают того, что читают, и в этом, на мой взгляд, одна из главных задач учителя – научить всматриваться и вслушиваться в текст, чтобы найти в нем главное, проникнуть в авторский замысел. Зачем? Потому что писатель - и в первую очередь русский писатель – стремился найти в реальной жизни то главное, что касается каждого, и попытаться дать обобщенную оценку данному явлению жизни. Не случайно «поэт в России больше, чем поэт», да и писатель больше, чем писатель. Но увидеть себя в романе, поэме, повести может только подготовленный человек, духовно зрелый, культурно компетентный, и потому главная цель курса литературы, на мой взгляд - способствование самоопределению ученика в системе нравственных ценностей путем приобщения к национальной языковой и художественной культуре.
Отсюда – задачи, которые решаются на каждом уроке -
Уроки литературы должны стать инструментарием для создания культурного поля подростка.
Каким образом достичь этого? Путем ежеурочной работы со словом. Красной нитью через мои уроки проходит мысль о том, что в настоящем произведении искусства нет ничего лишнего, второстепенного, на что не стоило бы обращать внимания. Чем больше мы заметим, тем точнее будут наши представления о герое и той атмосфере, в которой он существует. Пример такой работы – начало чтения повести «Капитанская дочка». Отметив эпиграф к повести, приступаем к чтению. Даю следующее задание. 1. Прочитайте фрагмент, поставив на полях вопросительные знаки там, где вам что-либо непонятно. 2. Подумайте, как характеризуют семью Гриневых следующие факты.
Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку в 17..году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли в младенчестве.
Таким образом, мы готовы к дальнейшему восприятию семьи Гриневых как типичной мелкопоместной семьи, но с глубокими представлениями о чести и нравственности, которые оказываются выше даже огромнейшей любви к единственному сыну. При этом мы получили представление о жизни русского дворянства конца 18-го века, и отметили важнейшие нравственные ценности, которые должны быть близки и нам по прошествии двух с половиной веков.
Однако ошибкой было бы думать, что современная литература более понятна школьнику, поскольку ему ближе и понятнее современные реалии. Особенность современной литературы в том, что она опирается на жизненный, культурный и литературный опыт читателя, который у школьников очень и очень невелик. Современная литература – это сплошь цитата из мировой культуры, и наша задача – приобщить к этой культуре ученика, сделать мировую культуру – его культурой.
В пример такой работы приведу урок внеклассного чтения по рассказу Олега Павлова «Конец века». Рассказ небольшой, поэтому читаем его прямо на уроке. Чтению предшествует работа над заглавием рассказа, настраивающая школьников на восприятие текста, дающая ключ к его пониманию.
Век – период в сто лет (обычно исчисляемый от рождества Христова); почему от рождества? – потому что его рождение ознаменовало начало новой эпохи в истории человечества. Он искупил своей смертью грехи, что позволило человечеству существовать далее, начать жизнь с чистого листа.
Век – исторический период, эпоха (каменный век, железный век);
Век – жизнь, чье-либо существование (окончил свой век)
Вывод – автор обыгрывает все значения слова век, допуская многозначность смыслов, то же происходит и в рассказе, его можно трактовать по-разному. Таким образом начинается серьезный разговор о духовном и нравственном, началом которому послужило Слово.
15