Рефлективный отчёт об использовании модуля «Новые подходы в преподавании и обучении: диалогическое обучение»
Рефлективный отчёт об использовании модуля «Новые подходы в преподавании и обучении: диалогическое обучение»
При прохождении практики в школе, после первого этапа «Лицом к лицу», поняла, что работать по-старому уже нельзя. Моей целью является создание необходимых условий для того, чтобы заложить прочный фундамент. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.
При этом я хотела, чтобы мои учащиеся самостоятельно учились мыслить, искать пути решения проблем, работать с различными информациями, общаться в письменной и устной форме. Для решения этих целей выбирала такие методы и ресурсы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, развивать речь, память, мышление, составляла задания с учётом возрастных особенностей и склонностей каждого ученика. Идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении: диалогическое обучение» является взаимодействие, во время которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь.
Почему мною был выбран диалоговое обучение? Потому что через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки. В календарном планировании первого класса на период практики выпал раздел «Растение». Цель моей работы была: сформировать у учащихся знания о роли растений в природе и в жизни человека. В своей работе изменила собственную практику преподавания, уделяя особое внимание диалогическому обучению.
Как организовать деятельность учеников на уроке, чтобы диалоговое обучение было эффективным? Задавала себе этот вопрос несколько раз, происходило то, что у моих детей, речь была плохо развита. На какие моменты мне нужно обратить особое внимание, чтобы достичь успеха в этой работе?
С чего начала урок? При планировании серии уроков, для создания коллаборативной среды на уроках, сплочения между учащимися, доброжелательных отношений, направленных на успех, проводила игры «Подари комплимент», «Подари подарок», «Улыбка», « Удача» (Приложение 1, рис.1).
И у меня получилось. Потому что с помощью этой позитивной ноты, направила детей на то, чтобы каждый из них чувствовал себя свободно и безопасно в процессе обучения, так как считаю, если мои дети будут дружными как один коллектив, то смогут раскрыться, без стеснения говорить, делиться мыслями. С помощью создания атмосферы сотрудничества развивала диалог. Барнс утверждал: «то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников» [1.с.145] Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использова-ния вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации.
Почему делила на группы? На мой взгляд, чтобы в группе оказались те ученики, которые не общались друг с другом, но совместная работа в группе и диалоговое общение сыграло важную роль. В группах оказались дети с разным уровнем обучения, разными возможностями.
Что не получилось? Вначале учащиеся чувствовали неловкость, стеснялись в общении. Проблемы возникали на первом уроке в организации класса, много времени ушло для сплочение класса, объяснения работы в парах, группах.
Что происходило? Происходило, то что постепенно на каждом из последующих уроков организация класса становилась более организованной, атмосфера стала более доброжелательной и открытой для общения. Что сами распределяли свои роли в группе.
Л. Выготский характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процесс социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучаются более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействиями с окружающей культурой и средой. [1, с. 144]
Кроме того, чтобы повысить стимул учеников к активной деятельности на уроке, сразу объяснила критерии самооценивания и взаимооценивания, которых нужно придерживаться на протяжении всего урока.
Рассаживая детей, по группам не объявляю тему и цели урока по темам, при планировании серии уроков, предлагала: задание «Загадочная поляна» надо было отгадать загадки и соотнести стрелками, найти правильный ответ. Учащиеся работают в парах, выполняют работу в карточке, слушают друг друга, находят правильный ответ. А затем мы вместе проверяли и оценивали правильность выполнения задания. И говорили ученики, кто раньше отмалчивался на уроке. Так, при выполнения задания ….. на втором уроке по теме ….
Заметила, что на первом уроке не все ученики вступали в обсуждение, боялись высказывать своё мнение перед классом. И как утверждает Александер (2004), беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. [1. с. 145 ]
На следующем этапе, на проверке домашнего задания: проводила игру «Кубик» в групповой форме вопросы разного порядка, где учащихся участвовали в обсуждении, отвечали на вопросы. «Заполни таблицу» тоже в групповой форме, надо было написать сухие, сочные плоды. Ответить на вопрос. Как распространяются семена растений? Здесь учащиеся заполняли таблицу, определяли, где сухие и сочные плоды. На четвёртом уроке правила игру в «Умный мячик» ученики встали в круг. По просьбе учителя включаются в деятельность: повторяя движения за учителем, задают вопросы по пройденным материалам друг другу. (Приложение 1, рис.2)
Наблюдая за этими работами конечно, ответы более правильно предоставляли средние и сильные ученики класса. Слабые же учащиеся старались, что-то сказать но у них иногда получалась, эти дети как К. и А., которые были под наблюдением мною с первого урока. Потому что, на каждом этапе старалась поощрять и подбадривать учащихся. Чем больше похвалы, тем увереннее чувствует себя ребёнок: ему комфортно, удобно на уроке с учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным обращениям относятся: улыбка, обращение по имени. Убеждаю детей, что их мнение важно для меня, рассуждаю с ребятами вместе над проблемами, обсуждаю разные варианты их решения. Ученики знают, что последнее слово будет за учителем, но их мнения будут выслушаны и проанализированы.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, доказать свою точку зрения. При планировании серии уроков, использовала: приём «Делегирование» первая группа - читает плоды, вторая группа – читает семена, третья группа – читает овощи. Читают индивидуально, затем в группе обсуждают, задают вопросы, дополняют ответы друг друга. (Приложение 1, рис.3). Это прием помог детям, благодаря обсуждению в группах, не просто научиться сравнивать, сопоставлять плоды, семена, овощи, но и вести беседу. Как показали мои наблюдения, велась во всех трех группах коммулятивная беседа.
В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности.
Что происходило всего самому обучиться, обучая других, когда всем учащимся даётся возможность оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе по теме. Диалогическое обучение готовит учащихся к поиску самостоятельного решения. Основной особенности этой технологии, является, то, что новые знания не даются в готовом виде. Учащийся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно.
При планировании серии уроков, на этапе осмысления следующее задание было направлено на то, чтобы учащиеся в группе выполняли следующее задание: «Выберите картинки» в этом задание, надо было ответить на вопрос: Какие условия нужны для жизни растений? Обсудите в группе. Не забывая о правилах работы в ней. Наклейте те картинки, которые необходимы для жизни и роста растений. Дети участвуют в обсуждение вопроса, устанавливают различия в картинках, а также клеят те картинки, которые были нужны для развития растений. (Приложение 4, рис. 4) (Приложение 4.1, рис. 4.1)
При завершение работы, им надо было презентовать работу. Учащиеся, совещаясь, предлагали идеи друг другу, капитан выбирал одного. Здесь происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения. Вот здесь когда они совещались с группой, было очень трудно выбрать одного спикера, все отказывались, боялись чего то. С первой и со второй группы выходили сами лидеры, а с третьей группы вышла та девочка Д., который выбрал капитан, но она вначале терялась, но затем рассказала хорошо. Дети других групп, внимательно слушали выступление, задавали вопросы, если где-то не было понятно. Кода они задавили вопросы, мне было очень интересно, при этом приятно, что есть какие, то продвижения. После защиты работы группы оценивались формативно, через устное взаимооценивание методом дополнений и комментариев.
Прежде в диалоге ученики, (а так же их учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». [1. с. 145 ]
Следующее задание было направлено на то, чтобы учащиеся в группе создали постер. Каждая группа, получает задание нарисовать растения своей группы. (деревья, кустарники, травы) (Приложение 5, рис.5)
При выполнении учащимися задания на постерах, наблюдала за изменениями, произошедшими в учениках со слабой мотивацией, за К. и за А. Они активно пытались вступить в беседу, предлагая свои идеи, небезуспешно пытаясь быть нужными для своих групп. Что меня конечно порадовало. По итогам групповой работы я предложила учащимся выпонлить взаимооценивание с помощью смайликов, анализировать и оценивать работу другой группы, передвигаясь по часовой стрелке.
Вот здесь дети тоже затруднялись оценить работу другой группы, были споры между собой ,спрашивали у меня. Предлага им ещё раз подумать с группой и оценить работу. В планировании серии уроков предложила игру «Пазлы», которая проводилась работа в группах. Дети подходили, выбирали конверт из трёх цветов, затем в группе собирали картинки овощей и фруктов клеили на формате А 4. После окончание работы, предложила презентовать презнтовать свою работу по плану.
1.Овощ или фрукт?
2.Цвет, форма.
3.Вкус.
4.Где растёт (в саду или в огороде)?
5.Как применяют? Что можно приготовить? Что у вас лишнее и почему?
Учащиеся, совещаясь, предлагают идеи друг другу, капитан выбирает одного ученика. Докладчик защищает презентацию своей работы и рассказы-вает по плану. Взаимооценивают группы методом дополнений и коммен-тариев. При этом задавала вопрос: Почему нужно употреблять в пищу разные овощи и фрукты? Заметив что с сильной мотивацией, учащиеся участвовали в обсуждении вопроса, формулировали собственное мнение и аргументировали их. Но с более низким уровнем знаний, они нервничали, не хотели работать. Таким образом, чтобы вовлечь детей, задавала более им понятные, легкие вопросы, которые помогли бы им в устранении проблем и ответить на вопросы. Диалог используется мной на протяжении всего урока, в который вовлечен ученик – учитель и ученик – ученик. Очень важно направлять обучение учащихся на него. Когда помогают понять, что разговор – это способ решения проблемы и инструмент обучения, так как развить речевые навыки, то качество обсуждения и групповой работы улучшается и, таким образом, улучшаются личные результаты обучения
В результате научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [1. с. 144 ]
На следующем этапе при планировании серии уроков провожу рефлексию.
Подвожу анализ полученной информации. Задаю детям три вопроса устно или письменно в опросном листе. Два из которых ориентированы на то, что усвоили дети, какие знания пригодились, третий вопрос оценивает эмоциональное состояние и деятельности детей. Предлагаю заполнить таблицу «Сегодня на уроке я…», «Светофор» с помощью смайликов, «Лесенка». Происходило то, что все дети были вовлечены в работе, проявляли заинтересованность и увлеченность, как сильные, так и слабые ученики. Каждый стремится находить собственный ответ на вопрос, и доказывать этот ответ разумными доводами, сознавая, что могут быть и другие ответы для решения предлагаемого задания. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу. Учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей.
На уроке познания мира по разделу «Растения», цель моей работы было достигнута, дети в исследовательской беседе определяли, как размножаются растения, какие группы, органы растения есть, определяли плод растений. Они прислушивались к мнению друг друга, выдвигали свои аргументы, сравнивали, анализировали и делали выводы. Таким образом, что при диалоге дети учатся мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующих информации, взвешивать информации, взвешивать мнения, принимать продумывать решения, общаться с другими.
Сделав вывод, при работе совместной групповой, парной работе, ученики могут приобрести знания, достигнуть понимания, а также сформулировать значения при рассмотрении и оценке того материала, который они получили, сформулировать вопросы, рассмотреть варианты и развить чувство вовлеченности и ответственности за свое личное обучение.
Подводя итоги, хочу сказать, что на практике при планировании уроков начала использовать семь модулей обучения Программы и внедрять новые идеи, новые подходы в обучении, чтобы дети свободно общались и свободно выражали свое мнение, умели отстоять свою точку зрения. Потому что поняла, что современные подходы в процессе образования требуют пересмотреть свои взгляды в традиционной педагогической деятельности. В своём работе и в будущем, продолжу работу по этой методике. Потому что считаю, что учителя начальных школ должны улучшить качество знаий учеников.
Приложение 1
Рис. 1 «Найди пару» «Умный мячик»
(Приложение 3, рис.3) (Приложение 3.1, рис.3.1)
Приём «Делегирование»
(Приложение 4, рис. 4)
«Выберите картинки»
«Создание постера» « Взаимооценивание смайликами» с комм
Используемая литература.
1. И.Вознесенский “Учебный диалог и его организация на уроке”
2. С.Поздеева “Как организовать учебный диалог в начальной школе”
3. Руководства для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. 2012г.
4. Интернет ресурсы http://www.erudition.ru/referat/printref/id.19110_1.html5. Проблемно – диалоговое обучение на уроках в начальных классах sc0004.bulandy.akmoedu.kz/index...