Статья «Информационно – коммуникационные технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка»

Тема: «Информационно – коммуникационные технологии
как средство развития эмоциональной сферы ребенка»
«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся - показывает.

Великий – вдохновляет».

Винсент Ван Гог.

21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней человек и общество, в котором он существует. В наше время бытует мнение, что развитие сети Интернет, доступность компьютера большинству учащихся, делает наших детей рабами виртуального мира. Они перестают читать, чувствовать, размышлять, не умеют высказывать свою точку зрения, уподобляются расчетливым машинам, с которыми они общаются.  А нельзя ли использовать достижения информационных технологий для развития эмоциональной сферы ребенка и направить их на формирование духовных, нравственных ценностей? 
Эта идея и легла в основу моей педагогической деятельности. Ведь широкие возможности информационно-коммуникационных технологий замечательным образом помогают создать ту самую положительную ауру, без которой урок искусства может просто не состояться. Предмет «хоровой класс» имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Ввести ребенка в мир, где царят чувства, эмоции замечательно помогают информационно-коммуникационные технологии, особенно в условиях отдаленности нашего города, когда ребята ограничены в посещении театров, филармонии, музеев, картинных галерей.
Качественная аудиозапись остановит внимание слушателя на музыке, а не на шипении ,а качественная репродукция поможет окунуться в то состояние, которое вложил в произведение живописи художник.  Мои самые непоседливые ученики замирают, наблюдая за тем, как на их глазах, кто-то невидимый, разбирает скрипку на составляющие ее части, и им раскрываются секреты создания «королевы» симфонического оркестра. Педагог должен научить своих воспитанников добывать и обрабатывать информацию, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве инструмента для получения новых знаний.
Применение информационных технологий на занятиях мотивировано тем, что они: - позволяют представлять учебную информацию в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; - оказывают эмоциональное воздействие; - повышают интерес школьников; - активизируют познавательную деятельность учащихся; - развивают творческий потенциал учащихся; - развивают художественный вкус; - осовременивают урок. Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на разных этапах обучения.
При этом для ученика компьютер выполняет функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.  Используемые мною программы можно разделить на следующие группы: - информативные – «Энциклопедия классической музыки», «Большая энциклопедия живописи», «Музыка от эпохи Возрождения до XX века», «Шедевры музыки», «Шедевры русской живописи» ;
- обучающе-развивающие: «Азбука искусств», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Культура стран Древнего и средневекового Востока»;
- фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, стилям, исполнителям;
- фонограммы песен, разучиваемых учащимися. 
При проведении занятий я в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:
1.Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.
2.Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
3.Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства; материалы из мемориальных музеев.
4.Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса.
5.Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»).
6.Литературный ряд: доступные информативные тексты, отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, эмоциональный словарь, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
7.Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Проектная деятельность учащихся предполагает создание мультимедиа презентаций, где ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Например, активно в работе учащихся используются такие задания, как создание клипов к песням и классической музыке, проекты о творчестве великих исполнителей, о культуре народов . Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
В ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.», занятия дополнительного образования тесно связаны с учебными дисциплинами. Активно внедряются в практику циклы интегрированных уроков искусства и хореографии по темам: «История народных танцев», «Историко-бытовые танцы», «История развития Татарстана и культуры татарского народа», «Бальная танцевальная музыка». Учащиеся знакомятся с зарождением танцев, народными костюмами, национальным своеобразием, культурными традициями, проводится взаимосвязь между географическим положением, бытом, обрядами народов, а также характером музыки и движениями. Учащиеся получают биографические сведения об основателях танцев, на уроке звучат стихи А.Пушкина, М.Лермонтова. Реализовать столь обширный теоретический и практический материал помогают информационно-коммуникационные технологии. На таких уроках учащиеся испытывают радость творческого открытия, потребность заниматься творчеством, из наблюдателя превращаются в активного участника; проявляется любознательность, активно вносятся оригинальные элементы собственного труда. Ученик, освоив движения, переходит к созданию собственных композиций, учится самостоятельно применять систему знаний и умений на практике, вносить новые элементы, оригинальность и индивидуальность. Просмотр видеозаписей танцующих, исполнение танцев самими учениками активизирует рефлексивную деятельность, рождает собственные суждения о музыкальных явлениях, о вечных проблемах в искусстве.
Большой интерес у учащихся вызывают уроки, когда необходимо сделать сравнительный анализ музыкальных произведений. Дети работают в микрогруппах, затем делятся друг с другом полученной информацией. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.
Говоря об использовании ИКТ нельзя забывать и о технологии создания электронного портфолио ученика или педагога, включающего в себя индивидуальные достижения в различных видах деятельности. Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, готовиться к урокам, т.е. идти в ногу со временем.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
15