Интерактивное обучение, как средство развития познавательных УУД в урочной и внеурочной деятельности
Интерактивное обучение, как средство развития познавательных УУД в урочной и внеурочной деятельности
Слайд.2
Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь.
С позиций сегодняшнего дня задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления.
Разнообразная познавательная деятельность учащихся – вот неотъемлемая составляющая современного урока и развития.
Слайд.3
В педагогике различают несколько моделей обучения:(вы можете видеть на слайде)
1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать).
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Каковы основные характеристики “интерактива”?
Слайд.4
Что такое интерактивное обучение вы можете видеть на слайде.
Интерактивное обучение – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Эти формы работы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.
В структуре интерактивного процесса обучения можно выделить следующие этапы:
Слайд.5
Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов.
Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов.
Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
Интерактивная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках и во внеурочной деятельности организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Слайд.6
Технологии интерактивного обучения. (вы можете видеть на слайде)
1)Работа в парах.
2)Ротационные (сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское движение.
9) АМО «Дерево решений».
10)Суд от своего имени.
11)Гражданские слушания.
12)Ролевая (деловая) игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Очень нравится моим детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Активный метод обучения (АМО) «Книга решений» – класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи в своей «книге» , потом группы меняются местами и дописывают в книгах соседей свои идеи.
Часто использую и такую форму интеракции, как, «Да и Нет».
Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках использую такой приём, как МЯЧ. По кругу передаётся мяч, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Формами интерактивного обучения являются:
1.работа в статичных парах или парах сменного состава;
2.работа в малых группах;
3.игровое сотрудничество.
Слайд.7
Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной деятельности младших школьников.
Форма работы Зона применения
Работа в парах Уроки всех типов. Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.
Работа в малых группах Комбинированные уроки. Уроки ознакомления с новым материалом. Уроки обобщения знаний. Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.
Игровое сотрудничество Уроки всех типов. Этапы формирования устойчивых умений.
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Слайд.8
Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках и вовнеурочной деятельности в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.