Тематическое планирование уроков русского языка с описанием УУД (5 класс)
№ Тема раздела, урока Количество часов Основные виды деятельности учащихся Формирование УУД.
Предметные знания и умения.
1. Введение. Русский язык – один из богатейших языков мира. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Роль языка в жизни общества 1 Слушают лекцию учителя, элементы беседы. Л: формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека.
М/п: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Пр.: расширять представление о русском языке, развивать эстетические чувства; создавать письменное высказывание - рассуждение на лингвистическую тему на основе исходного текста.
Повторение изученного ( 11 часов)
2.
2. Р/Р. Устная и письменная форма речи.
3. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова.
4-5. Правописание гласных в приставках
6. Правописание гласных И, А, У после шипящих
7-8. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
9. Правописание непроизносимых и удвоенных согласных.
10. Контрольная работа
11. Анализ контрольной работы.
12. Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разборСинтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы
Практикум, самостоятельная работа Л.: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала и работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
М/п: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять речевые действия; применять методы информационного поиска, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания текста-рассуждения и в ходе выполнения лингвистических задач.
Пр.: научиться применять алгоритм проведения синтаксического и пунктуационного разбора.
3. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 13. Самостоятельные и служебные части речи.
14. Имя существительное
15. Имя прилагательное
16. Р/Р Что такое диалог или монолог?
17. Глагол.
18-21. Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов
22-23. Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах
24. Р/Р. Как вести беседу?
25. Наречие.
26. Местоимение. Личные местоимения.
27-28. Служебные части речи. Предлоги и союзы.
29. Частицы. Правописание частиц.
30. Контрольная работа по теме «Морфология и орфография».
28 ч. Практикум, самостоятельная работа Л.: формирование познавательного интереса к предмету исследования.
М/п: владеть монологической и диалогической речью в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка, определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Пр.: освоить алгоритм проведения комплексного анализа текста.
4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
31. Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений.
32. Р/Р. Что такое текст?
33. Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
34. Невосклицательные предложения и предложения восклицательные.
35. Р/Р. Что значит писать и говорить на тему?
36-37. Члены предложения. Главные члены предложения.
38-39. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
40. Р/Р. Обучение написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул».
41. Второстепенные члены предложения.
42-43. Определение, дополнение, обстоятельство как второстепенный член предложений.
44. Повторение по теме: «Второстепенные члены предложения».
45. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
46. Словосочетания. Подчинительные и сочинительные словосочетания.
47. Предложения с однородными членами.
48-49. Знаки препинания в предложении с однородными членами.
50. Обобщающее слово в предложении с однородными членами.
51. Р/Р Основная мысль текста.
52-53. Обращения. Предложения с обращениями.
54-55. Предложения с вводными словами.
56. Сложные предложения: союзные и бессоюзные.
57-58. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
59-60. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.
61. Контрольная работа по теме «Сложные предложения».
62. Р/Р. Для чего нужен план?
63-64. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
65-66. Прямая речь. Диалог.
67. Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
68. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
69. Анализ контрольной работы.
70. Р/Р. Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте?
40 ч. Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы
Практикум, самостоятельная работа Л.: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности(анализу).
М/п: сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, то есть формировать операциональный опыт, объяснять языковые явления, процессы, связи и устанавливать рабочие отношения , эффективно отношения , выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Пр.: научиться применять алгоритм проведения фонетического разбора.
5. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.
71. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи.
72. Звуки речи и буквы. Алфавит.
73-74. Гласные и согласные звуки. Правила переноса слов. Ударение.
4 ч. Практикум, самостоятельная работа Л.: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
М/п: формировать навыки речевых действий, осознавать себя как движущую силу своего научения объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.
Пр.: научиться производить словообразовательный и морфемный анализ сов.
6. ОРФОГРАФИЯ
75-76. Типы орфограмм. Правописание безударных гласных в корне слова.
77-78. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.94-96.
79. Гласные буквы И-Ы после Ц.
80. Р/Р. Параллельная связь предложений в тексте.
81. Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначения на письме.
82. Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.
83. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
84-85. Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
86-87. Систематизация и повторение изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Правописание суффиксов глаголов.
88. Основные нормы литературного произношения. Звукопись как выразительное средство устной речи.
14 ч. Практикум, самостоятельная работа Л.: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности
М/п: : формировать навыки работы в группе ,формировать ситуацию саморегуляции , объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий.
Пр.: научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слова и производить морфологический анализ слова и полученные результаты использовать при объяснении орфограмм.
7. МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ
89. Основа слова и окончание.
90. Корень слова. Исторические изменения в составе слова.
91. Приставка.
92. Суффикс.
93. Р/Р. Функциональные стили речи. Разговорный стиль.
94. Чередование согласных звуков.
95-96. Чередование гласных и согласных звуков в корне слов. Полногласные и неполногласные сочетания.
97. Морфемный разбор слова.
98. Р/Р. Подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове.
99. Р/Р. Книжные стили. Характеристики научного стиля.
100. Правописание корней с чередованием гласных А-О, в корнях ЛАГ/ЛОЖ.
101-102. Правописание гласных А-О в корнях КАС-КОС, РАСТ/РАЩ/ - РОС.
103-104. Правописание гласных А-О в корнях –ГОР-/-ГАР-, -ЗОР-/ -ЗАР-.
105. Р/Р. Художественный стиль. Метафора как средство выразительности.
106. Правописание корней с чередованием
Е-И, -А(Я)/-ИМ/ -ИН-.
107. Контрольная работа по теме «Чередования гласных в корне слова».
108. Анализ контрольной работы.
109. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставка С-.
110-111. Правописание приставок, оканчивающих-ся на –З(-С), РОЗ(РОС-)-РАЗ(РАС).
112. Буква –Ы- после приставок, оканчивающих-ся на согласный.
113. Р/Р. Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустов ский «Первый снег».
114-116. Правописание приставок –ПРЕ- и –ПРИ-.
117. Р/Р. Типы речи.
28 ч.
Написание творческой работы (по заданиям упр.48) Пр.: уметь выполнять разные виды лингвистического разбора, объяснять языковые явления и процессы, описывать произведения живописи, элементами анализа текста.
8. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
118. Основные способы образования слов.
119. Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.
120. Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография».
121. Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
122. Р/Р. Повествовать – значит рассказывать.
5 ч. Написание, работа над ошибками. Л.: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности
М/п: : формировать навыки работы в группе ,формировать ситуацию саморегуляции , объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения , выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий.
Пр.: научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах, научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах
12. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
123-124. Лексикология как раздел науки о языке. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.
125. Однозначные и многозначные слова.
126. Прямое и косвенное значение.
127-128. Омонимы.
129-130. Синонимы.
131. Антонимы.
132-133. Р/Р. Описание предмета.
134. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Жаргонизмы.
135-136. Устаревшие слова. Неологизмы.
137-138. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления.
139-140. Фразеология как раздел лексикологии.
141-142. Р/Р. Подготовка к сочинению о любимом животном.
143. Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».
144. Р/Р. Текст как речевое произ-ведение. Выбор языковых средств в зависимости от типа. Лексичес-кие средства связи предложений в тексте.
22 ч. Лексический состав языка. Лексические нормы
Работа с текстом, работа с учебником. Л.: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности
М/п: : сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, то есть формировать операциональный опыт, объяснять языковые явления, процессы, связи и устанавливать рабочие отношения , эффективно отношения , выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста.
Пр.: научиться определять и выделять композиционн0-языковые признаки текста
13. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
145-147. Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом предложении.
148-151. Правописание гласных и согласных в корне.
152-155. Правописание имен существительных.
156-159. Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи.
160-162. Правописание приставок.
163-164. Контрольная работа по теме «Повторение».
165-166. Анализ контрольной работы.
168-169. Защита проектов.
170. Подведение итогов года
17 ч. Работа с учебником, составление своего диалога на определённую тему. Л.: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности
М/п: :представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, объяснять языковые явления, процессы, связи и устанавливать рабочие отношения , эффективно отношения , выявляемые в ходе конструирования диалога.
Пр.: научиться строить диалог и оформлять реплики.