Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению Математика — царица наук!
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-х классов по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2010 года №373;
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Издательство Москва, Вентана – Граф, 2013 год, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ « СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой;
- учебным планом МКОУ «СОШ им.А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой.;
- Положением о рабочих программах МКОУ «СОШ им. А.Ю. Байсултанова» с.п. Яникой (ФГОС),
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п.Яникой.
Рабочая программа рассчитана на преподавание во 2-х классах в объёме 70 часов.
Количество часов в год – 70часов.
Количество часов в неделю – 2 час.
1 четверть – 16 ч.
2 четверть – 16 ч.
3 четверть – 22ч.
4 четверть - 16 ч.
Учебно – методический комплект
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.)
2. программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой.
3. Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. М.: Знаток, 2009.
4. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. М. : ВАРСОН, 2010. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
Дополнительные информационные ресурсы
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. Минск : Фирма «Вуал», 1993.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Математические игры:
«Весёлый счёт» игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) двусторонние карточки: на одной стороне задание, на другой ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол. часов
Теория
Практи-ческие
занятия
1
Числа. Арифметические действия. Величины
12
12
2
Математические игры
20
20
3
Мир занимательных задач
14
14
4
Геометрическая мозаика
15
3
12
5
Работа с конструкторами
9
2
7
Итого:
70
5
65
Поурочно - тематическое планирование
2 класс (1 полугодие)
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
план
факт
1.
Математика – это интересно
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается покомандам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 Ч 3 клетки).
2.
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-полненной работы.
3.
Путешествие точки
1
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
4.
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-дого два кубика). Взаимный контроль.
5.
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениекартинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-ненной работы.
6
Волшебная линейка
1
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-новения линейки.
7
Праздник чисел
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.
8
Конструирование многоугольников из деталей танграма
1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.Проверка выполненной работы.
9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 Ч 5) не по порядку, а разбросаны по всейтаблице.
10
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-дого два кубика). Взаимный контроль.
11-12
Конструкторы лего
2
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-венному замыслу.
13
Весёлая геометрия
1
Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.
14
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10».
15-16
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-ной работы.
17
Задачи-смекалки
1
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения.
18
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
19
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20».
20
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
21-22
Математическая карусель
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-ловоломки, занимательные задачи.
23
Уголки
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственномузамыслу.
24
25
26
27
Игра в магазин. Монеты
4
Сложение и вычитание в пределах 20.
·
1
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениефигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-ной работы.
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль.
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-вый ученик из числа вычитает 3; второй прибавляет 2, третий вычи-тает 3, а четвёртый прибавляет 5. Ответы к четырём раундамзаписываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 112-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.
28
Математические игры
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
29
Секреты задач
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
30
Математическая карусель
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
31
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
32-34
Математические игры
3
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,«Вычитание в пределах 20».
35
КВН
«Математика – Царица наук»
1
2 класс (2 полугодие)
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
1.
«Удивительная снежинка»
1
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
2.
Иrpa«Крестики-нолики»
1
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20
3.
Математические игры
1
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
4.
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
5.
Секреты задач
1
Решение нестандартных
и занимательных задач. Задачи в стихах.
6-7
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
8.
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
9.
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).
10.
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
11.
Геометрия вокруг нас
1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
12.
Путешествие точки
1
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
13.
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
14.
Тайны окружности
1
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
15.
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй прибавляет 18, третий вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37
16-17
«Новогодний серпантин»
2
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
18
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
19.
«Часы нас будят по утрам...»
1
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.
20.
Геометрический калейдоскоп
1
Задания на разрезание и составление фигур.
21.
Головоломки
1
Расшифровка закодированных слов.
22.
Секреты задач
1
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.
23.
«Что скрывает сорока?»
1
Решение и составление ребусов,
24.
Интеллектуальная разминка
1
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
25.
Дважды два четыре
1
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
26-27.
Дважды два четыре
2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
28.
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
29.
Интеллектуальная разминка
1
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
30.
Составь квадрат
.
1
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей
31-33
Мир занимательных задач
3
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..
34
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
35
Математическая эстафета
1
Решение олимпиадных задач
3 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
план
факт
1.
Интеллектуальная разминка
1
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2.
«Числовой» конструктор
1
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ,90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.
3.
Геометрия вокруг нас
1
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
4.
Волшебные переливания
1
Задачи на переливание.
5-6
В царстве смекалки
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информациии выпуск математической газеты (работа в группах).
7
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркетыи мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-струирование».
8-9
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненнойработы.
10
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
11-12
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
13
Математические фокусы
1
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобыв ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.
14
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонкис зонтиками» (по выбору учащихся).
15
Секреты чисел
1
Числовой палиндром число, которое читается одинаково слева на-право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)тремя одинаковыми цифрами.
16
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-зеты, детские журналы), для составления задач.
17
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-рой прибавляет 180, третий вычитает 160, а четвёртый прибав-ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль.1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 ++ 150= 670
18
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотоекольцо» России, города-герои и др.
19
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-слового кроссворда (судоку).
20 -21
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
22
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи надоказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
23
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов.Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображенияна части; заданного в уменьшенном масштабе.
24
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
25
Разверни листок
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
26-27
От секунды до столетия
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит заодну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успеваетсделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своихродственников.
28
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-слового кроссворда (какуро).
29
Конкурс смекалки
1
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
30
Это было в старину
1
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
31
Математические фокусы
1
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначноечисло. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
32-33
Энциклопедия математических развлечений
2
Составление сборника занимательных заданий. Использованиеразных источников информации (детские познавательные журналы,книги и др.).
34
Математический лабиринт
1
Итоговое занятие открытый интеллектуальный марафон. Подго-товка к международному конкурсу «Кенгуру».
4 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
план
факт
1.
Интеллектуальная разминка
1
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
2.
Числа-великаны
1
Как велик миллион? Что такое гугол?
3.
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4.
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
5
Римские цифры
1
Занимательные задания с римскими цифрами.
6
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-слового кроссворда (судоку, какуро).
7
Секреты задач
1
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
8
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
9
Математический марафон
1
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
10-11
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
12
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояниямежду городами и сёлами.
13
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
14
Математические фокусы
1
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколькопоследовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
15-17
Занимательное моделирование
3
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-эдр (по выбору учащихся).
18
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-зеты, детские журналы), для составления задач.
19
Какие слова
спрятаны в таблице?
1
Поиск в таблице (9 Ч 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
20
«Математика наш друг!»
1
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных.
21
Решай, отгадывай, считай
1
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядомстоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,можно использовать скобки.
22-23
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).
24
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
25-26
Мир занимательных задач
2
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.
27
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
28-29
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
30
Блиц-турнир по решению задач
1
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.
31
Математическая копилка
1
Математика в спорте. Создание сборника числового материала длясоставления задач.
32
Геометрические фигуры вокруг нас
1
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 Ч5 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?(Работа с набором «Танграм».)
33
Математический лабиринт
1
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
34
Математический праздник
1
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
13PAGE 15
13PAGE 143015
15