Мастер класс Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Мастер-класс «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе».
Цель: создать условия для повышения мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Актуализировать понятие и классификацию «рефлексии» для педагогов.
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Ход мероприятия
Подготовка к мастер-классу.
Конверты с буквами «Р Е Ф Л Е К С И Я»
Раздать всем участникам карточки: «Солнышко» и «Тучка».
Раздать таблицы: «Понятие. Знаю. Узнал. Хочу узнать».
Раздать листочки, ручки (карандаши) для составления синквейна.
– Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
– Покажите свое настроение соответствующей карточкой «Солнышко или тучка». (Зафиксировать количество).
- Как и мои ученики, я очень люблю играть. Возьмите, пожалуйста, конверты и достаньте содержимое. Есть такая игра «Буквы рассыпались». Предлагаю составить из них слово. Что получилось? Рефлексия.
- Как Вы думаете, какая тема мастер-класса?
Слайд 1. Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии на уроках в начальной школе».
Работа в группах. Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, запишите, пожалуйста, в первую графу «Понятие» - Рефлексия и во вторую графу «Знаю» - что знаете по данной теме и отложите.
Моя цель: Слайд 2.
- создать условия для повышения мотивации учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
А какова Ваша цель? (ответы)
Слайд 3.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя:
Слайд 4 - любимым, Слайд 5 - нужным, а главное, Слайд 6 - успешным.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
Слайд 7. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. - Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (В словаре С. И Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Он помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 8.
физическую (успел – не успел, легко-тяжело);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно - скучно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
По способу проведения рефлексия может проводиться устно или письменно. Это могут быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок, мини-сочинение, эссе и другое.
По форме деятельности рефлексия бывает: Слайд 9
а) фронтальная (выборочная)
б) индивидуальная – когда формируется реальная самооценка (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
в) групповая – когда акцент делается на деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал .(имя)?» «Какую помощь в работе оказал (имя)?»).
г) коллективная.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Слайд 10 Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Слайд 11. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Слайд 12. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
В начальной школе у учащихся формируются необходимые рефлексивные умения: Слайд 13.
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.
Слайд 14. Исходя из функций рефлексии существует определенная классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
И сейчас я расскажу Вам о том, какие приёмы я использую на уроках к каждому данному виду рефлексии.
Итак: Рефлексия настроения и эмоционального состояния – она позволяет установить эмоциональный контакт в начале и в конце урока. Отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие. Является средством самопознания.
Какие же используются приёмы: это
Слайд 15. Использование карточек с изображением смайлика, (грустного, спокойного, веселого) - показать настроение до начала урока или в конце урока; различных картинок «Солнышко» – всё у меня будет хорошо, «солнышко и тучка» – немного волнуюсь, «тучка» – у меня ничего не получится или «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
Слайд 16. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если ребёнок чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Слайд 17.«Весёлый гномик» – всё хорошо, «Грустный гномик» – грустно, плоховато.
Слайд 18. Приём эмоционально – художественной рефлексии. Обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
И приём эмоционально – музыкальной рефлексии - когда обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений: звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. И многие другие приёмы.
***********************************************************
Слайд 19. Следующий вид рефлексии - Рефлексия деятельности - это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока,- чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Здесь применяю приёмы «Лесенка успеха» – нарисовать человека на нижней ступеньке - ничего не получилось; на средней ступеньке – были проблемы; на верхней ступеньке – мне всё удалось!
С помощью ступеней можно ещё определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка.
Слайд 20. «Букет настроения» (доволен – не доволен своей работой на уроке).
Слайд 21. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1-2 ошибки, красный лист – 3 - 4 ошибки.
Слайд 22. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико смайлика» или «Солнышко» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» или «Тучку» - в тот, задание, которого показалось неинтересным.
Слайд 23. «Поляна». Похожий приём. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Предлагаю детям прикрепить понравившуюся бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Слайд 24. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
Слайд 25. «Корзина идей», Волшебный мешочек». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, о наиболее интересных заданиях и т.д. Все листочки кладутся в корзину (мешочек), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Своё мнение на листочках учащиеся высказывают анонимно.
Слайд 26. «Пятёрочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.
Слайд 27. «Мишень». Учащиеся «стреляют» (ставят крупную точку) в каждом секторе (по баллам), как они себя оценивают.
Слайд 28. Приём «Шкала» - позволяет рассмотреть и оценить по 10 - балльной шкале работу на уроке с разных позиций:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10 И многие другие приёмы.
**************************************************************
Слайд 29. И ещё один вид рефлексии - Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Например, в 3 – 4 классах при изучении теоретического материала уместно использовать на полях возле текста или в самом тексте обозначения с помощью знаков: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать (это прием называется - «Пометки на полях» (или инсерт, маркировка).
Слайд 30. Приём «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.
В графу «П» – «плюс» заносится все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вносят все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 31. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Слайд 32. Приём «Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии». Его я Вам предложила в начале мастер-класса.
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Слайд 33. Приёмы: Кластер (гроздь), Жучок, – когда фиксируется какое-либо системное понятие с его взаимосвязями.
Слайд 34. В конце урока можно применять приёмы рефлексии в виде листов рефлексии - Слайд 35, анкет - слайд 36 и другие.
Кроме вышеперечисленных приёмов на этапе рефлексии используются и АМО: «Ресторан», «Мухомор», «Химс (хорошо, интересно, мешало, возьму с собой), «Всё у меня в руках», «Уборка в доме» и многие другие.
В мастер-классе я рассказала Вам лишь о небольшой части, используемых мною приёмов рефлексии.
И хочу сделать вывод:
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Она закладывает основу критического мышления - умения осмыслить и оценить собственные действия.
Слайд 37. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, это - серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии.
Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше?...
Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.
Поэтому, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
Слайд 38. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
- Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете эти и другие приёмы использовать в своей работе – покажите мне Солнышко. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите Тучку. (Спасибо!)
Работа в группах. А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с таблицей-фиксацией, и если есть, чем дополнить, впишите в третий и четвёртый столбик.
- Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников). Спасибо!
Работа в группах. У Вас на столе листочки и ручки. Составьте, пожалуйста, синквейн по теме моего Мастер-класса. Слайд 39.
(Зачитывают синквейны.)
Слайд 40. - Всем большое спасибо!
Рисунок 1Описание: http://festival.1september.ru/articles/626313/1.gif¬ђЗаголовок 215