Доклад на тему: Внедрение модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» в классах вечернего обучения
Внедрение модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» в классах вечернего обучения
Каким быть обучению в свете современных требований? Какие изменения произошли в практике моей работы с внедрением идей семи модулей Программы?
Работая на протяжении нескольких лет учителем русского языка и литературы в классах вечернего обучения,в своей практике преподавания и обучения, как правило, весь мыслительный процесс на уроке я брала на себя. Учащиеся, в основном, были пассивными слушателями. Я выступала главным источником описывающей, объясняющей, предписывающей учебной и общеразвивающей информации, я указывала, что и как делать. Подобный характер моих действий предопределял и построение урока: опрос нескольких учащихся с попыткой привлечь к дополнительным ответам остальных ребят, далее - изложение нового материала, далее - беглая фронтальная проверка усвоенного и т.д. Но что мог усвоить ученик на уроке, если все его усилия сосредотачивались на том, чтобы либо запомнить, не вникая в суть услышанного, либо записать слова учителя. При такой психологической установке у ученика не возникает объективной необходимости максимально мобилизовать свои познавательные возможности для усвоения нужного содержания.
Но современные подходы к обучению требуют того, чтобы и ученик сам стал активным участником процесса обучения. Необходимость опоры на личный опыт учащихся в наше время признается всеми педагогами, разработаны системы личностно-значимого обучения. Что же дает такой подход в обучении? Во-первых, усиливается мотивация к обучению, во-вторых, знания легче усваиваются, если опираются на личный опыт и понимание общественных процессов, в-третьих, формируется умение применять личный опыт для решения практических задач.Поэтому при проведении своих уроков я использую, в основном, модуль «Новые подходы в обучении и преподавании».Но внедрять основные модули Программы на уроки русского языка мне было сложно. Почему? Во- первых - это разнобой в знаниях учеников, пришедших в вечернюю школу из разных школ, учеников, пришедших после различного перерыва в обучении, часто неодинаковых в возрастном отношении. Во- вторых, нелегко и подобрать стратегии, которые можно было использовать при решении проблемы, касающейся, скажем, темы «правописание причастия». Чтобы учащиеся смогли определить какую гласную надо писать в суффиксе действительных причастий настоящего времени», допустим, при изучении темы «Образование действительных причастий настоящего времени» , сначала надо вспомнить тему «Спряжение глагола», кстати, тема «Причастие» в 10 классе предполагается как тема для повторения, но моими учащимися темы и «Причастие», и «Спряжение глагола» воспринимаются как новые темы для изучения, так как в силу разных жизненных обстоятельств (дети–сироты, учащиеся из малообеспеченных и неблагополучных семей, вынужденные зарабатывать себе на жизнь, учащиеся с девиантным поведением) эти да и другие темы по русскому языку ими не были изучены в свое время.
Поэтому при организации процесса обучения в проведении уроков я осуществляю отбор содержания учебного материала для каждого из его этапов и приемов обучения, которые будут направлены на активизацию учебной деятельности учащихся, с учетом их психофизиологических особенностей, что позволит в целом на формирование положительной мотивации к обучению через содержание и организацию учебного процесса.
Если раньше учащиеся решали проблему только в начале урока с целью определить тему и цели урока, сегодня они самостоятельно решают проблему в течение всего урока. Ранее в практике моей работы все же преобладало использование уровней знания, понимания, применения, гораздо реже учащиеся работали на уровне анализа, синтеза, оценки, недостаточно внимания уделяла приемам формирования мотивации учения и истинного познавательного интереса, работе с различными источниками информации, развитию таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, доказательство, классификация, суждение. Аосновная мысль в новых подходах в преподавании и обучении заключается в том, что «знание и понимание должны формироваться у самих обучающихся» при условии, когда учащиеся овладеют рациональными приемами обучения на разных уровнях (понимание, усвоение, применение, анализ, синтез). Тогда ученики смогут стать более самостоятельными при решении учебных задач различного характера, смогут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний и их применению в соответствии со своими возможностями. Поэтому при изучении новой темыя учитываю: впервые ли происходит знакомство с грамматическими понятиями, каковы особенности новой терминологии, ясно ли учащимся практическое назначение изучаемого теоретического материала, как преломляются вопросы преемственности и перспективности в изучении данной темы.Это дает возможность ученикам, отталкиваясь от полученных ранее знаний по изучаемой теме и используя программные требования, поставить перед собой минимальную цель.В этой связи трудно переоценить важность диалога в классе с вопросами причинно-следственного характера.Поэтому при проведении уроков необходимо использовать вопросы, по которым я могла бы понять, насколько учащимися тема урока усвоена, какие вопросы помоглирешить проблему урока и какие вопросы направлены на отработку и применение знаний, полученных на уроке. Каждую группу вопросов я распределяю следующим образом: несложные, в основном, «тонкие» вопросы например, «что такое наречие?» - для понимания учащимися пройденного материала. Вопросы «Почему…?», «Как…?», «Чем…?» задаю для применения, анализа, синтеза знаний. При самостоятельном решении проблемного вопроса предлагаю карточки с разными вариантами решения, которые в сочетании с учебной статьей, помогли бы учащимся найти верный ответ на вопрос. На этапе закрепления учебного материала учитываю потребности отдельных учащихся. Составляю вопросы, требующие многократного повторения отработанных действий. Например, «образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени». Также использую вопросы, требующие от учащихся поиска ответа в измененной ситуации. Например,«от данных глаголов образуйте все известные формы причастий»;«замените действительные причастия страдательными».Задаю вопросы на сравнение (по «диаграмме Венна»), вопросы, связанные с составлением алгоритма действий. Например, «составьте алгоритм правописания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени». Все это позволяет формировать мышление более высокого порядка.
Следуя утверждениюПерри, что «три составляющие саморегулируемого обучения: самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решении проблем могут быть особенно важными» на уроках предлагаю самостоятельно определять цели и темы уроков, решать проблемы, например, «определить признаки прилагательного и глагола у причастия», «как по смыслу различать действительные причасти от страдательных», «как образуются действительные причастия настоящего времени», «как образуются страдательные причастия». Благодаря таким активным стратегиям, как «Креативная матрица», «Фишбоун», «Диаграмма Венна» процесс обучения носит интересный, яркий характер, что особенно необходимо учащимся нашей школы.На завершающих этапах урока активно использую прием «сорбонки». Например, учащиеся видят квадратики с надписями «обобщить», «объяснить», ученикам предлагаю выбрать любой квадратик на свое усмотрение, и если при обобщении и объяснении он допускает ошибку, правильный вариант ответа может увидеть на обратной стороне квадрата, что ему еще раз позволит повторить пройденный материал и поработать по данной теме. Всевозможные варианты рефлексии по окончании занятий (например, «дневник двойной записи», «лестница успеха», «продолжи предложение») дают информацию о том, насколько комфортно было учащимся и насколько успешны они были на уроках.
При этомдля решения проблем и защиты постеров подмостками служат дидактические материалы в виде карточки активной тренировки с алгоритмами выполнения заданий, понятийные и иллюстративные опорные схемы. Учащиеся самостоятельно находят нужную информацию из учебников, раздаточного материала. За время работы я накопила достаточное количество раздаточных материалов, чтобы на каждом уроке создавать ситуацию успеха, ведь даже маленькие поиски и победы повышают интерес к предмету. Задания, которые я разработала, учащиеся выполняют при групповой форме работы и индивидуальной, носятисследовательский характер. В самом деле, если учащийся будет соблюдать данные составляющие самостоятельного выполнения работы, самостоятельно определять цели и проблемы, а также самостоятельно выбирать пути решения для достижения цели, то он достигнет наивысшего уровня саморегуляции в обучении. Также по этим критериям педагоги определяют, насколько развит уровень саморегуляции. Нельзя сказать, что задания, которые учащиеся выполняли раньше, не способствовали развитию процесса саморегуляции. Но это были задания в основном репродуктивного характера и не требовали от учащихся размышлений о том, как надо сделать то или иное задание.
Использование на уроке модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» учат наших учащихся сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное в содержании материала, то есть учащиеся учатся овладевать такими логическими операциями, которые необходимы будут для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Литература:
Руководство для учителя,третий (базовый ) уровень. Издание третье. АОО «НИШ», 2012.
Нянковский М.А. Организация самостоятельной учебной деятельности на рефлективной основе при обучении русскому языку. Ярославль: Академия развития. 2007.
ДжакуповаАлияСултановна
Учитель русского языка и
литературы сш №15
г.Усть-Каменогорск