Статья, которая поможет начинающему учителю английского языка. Виды и приемы работы над произношением.
Виды и приемы работы над произношением на начальном этапе обучения английскому языку
В своей работе, да я думаю, что и вы тоже, я часто сталкиваюсь с проблемой произношения у учащихся на начальном этапе обучения. Для достижения наилучшего результата по закреплению произносительных навыков желательно на уроках английского языка еще на этапе формирования произносительных навыков использовать различные виды и приемы над произношением.
Существует несколько видов и приемов работы над произношением:
- объясненное чтение,
- работа с магнитофоном,
- чтение транскрибированных текстов и предложений,
- устные выступления и пересказы,
- письменные работы,
- домашнее задание,
- контрольные работы.
Объясненное чтение
Произношение новых для детей слов должно быть усвоено до чтения ими текста. Преподаватель четко и громко произносит новое для учащихся слово два-три раза; обращает внимание учащихся на место ударения, на особенности произношения фонем в этом слове; объясняет трудные звукосочетания; произносит слово еще раз; проверяет, как произносят это слово отдельные учащиеся, тут же объясняет и исправляет ошибки; прослушивает хоровое произнесение слово всем классом; записывает слово на доске с отметкой ударения; после записи в тетрадях произносит слово еще раз.
После введения слов, преподаватель читает весь текст сначала целиком, а затем по предложениям.
При чтении по предложениям, с четким фразовым ударением и определенной мелодией, устанавливается литературный перевод каждого предложения. Тем самым достигается точное понимание текста. После перевода преподаватель читает каждое предложение.
Сначала деление на смысловые группы, расстановка фразового ударения и определение тона производятся учащимися со слуха.
Для этого преподаватель проверяет опросом, правильно ли учащиеся разметили каждое предложение, объясняет ошибки. Таким образом, у учащихся вырабатывается сознательный подход к интонационному выражению содержания.
Сначала учащиеся читают по смысловым группам и предложениям вслед за преподавателем. Преподаватель читает в темпе, доступном учащимся, отбивая ритм рукой.
Опросив несколько учащихся, преподаватель переходит к хоровому чтению. Хоровое чтение дает очень хорошие результаты при выработке правильного ритма и основных мелодических типов.
В качестве домашнего задания по произношению дается отработка произношения вновь усвоенных слов.
На следующем уроке преподаватель опрашивает нескольких учащихся. Ошибки исправляются во время чтения.
Если после первого тренировочного чтения учащиеся умеют правильно читать текст, следует дать его для заучивания наизусть.
На следующем занятии проводится контрольный опрос заученного текста, с отметками в журнале. Периодически проводимая запись и прослушивание (если есть магнитофон) позволяют учащимся увидеть успешность своей работы над чтением и произношением.
Образцом для учащихся является запись того же текста в выразительном чтении преподавателя.
Объясненное чтение в данной последовательности должно проводится в течение в с е г о к у р с а и з у ч е н и я я з ы к а.
Работа с магнитофоном
Запись на магнитофоне должна использоваться во всех типах учебных заведений. Если к текстам учебника нет дисков, преподавателю следует самому записать серию текстов на магнитофоне. Произношение преподавателя должно во всем существенно соответствовать нормам литературного произношения. Записываемый текст должен быть проработан.
Магнитофон не может полностью заменить лингафон; повторные воспроизведения на магнитофоне требуют больше времени, трудно "поймать" нужный отрезок речи, остановиться на отдельных звуках и звукосочетаниях, нельзя замедлять темп воспроизведения для анализа. Магнитофон менее удобен для работы в классе, но должен быть достаточно широко использован на самостоятельных внеклассных занятиях и для анализа и заучивания текстов в кружке по иностранному языку под руководством преподавателя.
Хорошо подготовленное чтение учащихся наизусть можно записать на магнитофон. Запись каждого чтения учащихся тут же прослушивается и обсуждается. Возможность услышать свое произношение и анализировать его повышает интерес учащихся к изучению языка и стимулирует их самостоятельную работу.
Магнитофон можно использовать на всех этапах обучения языку, но наибольшую помощь он оказывает при работе над выразительным чтением стихов и отрывков художественной прозы.
Чтение транскрибированных текстов и предложений
Этот вид работы очень важен и эффективен, и должен систематически проводится в течение всего курса практической фонетики. Главная цель этого вида работы - обучить учащихся всем основным типам интонации изучаемого языка, научить их сознательно воспроизводить указанную в записи интонацию во всех важнейших деталях.
Такое чтение интонированных предложений и текстов, даваемых в порядке постепенного усложнения материала, проводится в аудитории как без самостоятельной предварительной подготовки, так и в порядке опроса домашнего задания.
При исправлении чтения полезно опрашивать учащихся, какие ошибки в произношении слов и интонации они заметили в чтении своего товарища. Таким образом, учащиеся читают интонационную транскрипцию каждого предложения самостоятельно и лишь после исправления важнейших ошибок произносят за преподавателем, соотнося звучание со схематическим изображением интонации.
Устные выступления и пересказы
Устная речь учащихся на иностранном языке - вопросы и ответы, беседа, пересказ, выступление на заданную тему - всегда, так или иначе, связана с работой над текстом. Печатное слово, текст, дает возможность сосредоточить внимание на любом языковом явлении.
Когда слова текста усвоены, когда содержание текста хорошо понято, внимание учащихся при чтении вслух сосредоточено, прежде всего, на правильности и выразительности чтения. Чтение вслух слов, предложений и текста под руководством преподавателя дает наибольшие возможности для развития прочных навыков правильного произношения.
В устной речи внимание учащегося сосредоточено, прежде всего, на подборе слов и на грамматической правильности речи. При чтении вслух учащиеся р а б о т а ю т над своим произношением.
Поскольку прочные навыки правильного произношения складываются в течение весьма длительного времени и требуют постоянного совершенствования в течение всего курса изучения языка, трудно было бы ожидать, что в своих устных ответах учащиеся не будут делать ошибок в произношении.
Все занятия по иностранному языку ведет один преподаватель. Тем самым он имеет возможность постоянно следить за произношением своих учащихся при всех видах работы над языком, в том числе и при устных ответах.
Разумеется, произношение учащихся должно быть п р а в и л ь н ы м: это - вполне достижимая цель.
В устных ответах нелегко учащемуся следить за всем сразу: за подбором слов, за грамматической правильностью, за правильным и четким произношением. Однако вполне возможно следить за н е с к о л ь к и м и своими ошибками в произношении; преподаватель указывает ученику его две-три наиболее серьезные ошибки в звуках, объясняет их, показывает, как нужно правильно произносить, добивается правильного воспроизведения и требует, чтобы учащийся постоянно
следил при чтении вслух и в своих устных ответах за правильным произношением этих звуков.
При пересказах и подготовленных устных выступлениях на заданную тему, при чтении наизусть не всегда следует прерывать ученика, когда он делает ошибку; это может спутать его и лишить уверенности. Прослушав ответ, преподаватель отмечает в тетради ученика важнейшие ошибки. Когда учащийся закончил свой ответ, следует разъяснить эти ошибки и прослушать повторное произнесение отдельных слов.
В качестве домашней подготовки к устным ответам учащимся предлагается отобрать и тщательно произносить отдельные предложения с нисходящим и восходящим тонами, отработать произношение звукосочетаний на стыках слов, отметить фразовое ударение и соблюдать при чтении правильный ритм, пересказать текст учебника, подготовить устное выступление на определенную тему, тщательно отработав его с произносительной стороны. Для развития устной речи с правильным произношением весьма полезна художественная самодеятельность учащихся:
выступления с чтением стихов и прозы, постановка отдельных сцен из драматических произведений, разучивание песен, хоровые выступления.
Письменные работы, способствующие развитию навыков
правильного произношения
Для развития речевого слуха учащихся весьма полезен диктант, в котором в разной последовательности даются близкие по звучанию слова, например,
[pen] pen – [p n] pan, [bid] bid – [bi:t] beat – [bi:d] bead – [bit] bit
Учащиеся записывают слова знаками фонетической транскрипции.
Приступая к диктанту, преподаватель разъясняет учащимся, на различение каких звуков составлен диктант. Продиктовав несколько слов, преподаватель повторяет их, быстро записывает на классной доске, опрашивает учащихся, так ли они записали под диктовку. При обнаружении ошибок преподаватель заставляет учащихся произнести сопоставляемые слова.
Можно проводить такую работу и на классной доске: один из учащихся пишет на доске, остальные в тетрадях.
Весьма полезен диктант на незнакомые учащимся слова, более сложные по своему звуковому составу. Такой диктант обычно проводится на занятиях по фонетике.
Диктант на близкие по звучанию слова и на незнакомые слова систематически проводятся в вводном курсе.
Диктант, составленный из предложений, содержащих известные учащимся слова, дается для определения по слуху фразового ударения и различий в силе ударения в синтагме, для деления на смысловые группы, для определения тона.
На занятиях по фонетике запись ведется только в транскрипции.
При диктовке предложений тоже можно вызывать учащихся поочередно к классной доске; остальные учащиеся записывают самостоятельно и затем сличают свою запись с записью на доске. Путем опроса, просмотра записей в тетрадях, преподаватель выявляет ошибки, произносит предложение еще раз, объясняет характер ошибки, добивается правильного произнесения учащимися.
Другим видом письменной работы, способствующим сознательному усвоению и развитию навыков правильного произношения, является самостоятельный детальный анализ произношения отдельных предложений и отрывков связного текста, выполненный в транскрипции.
Учащимся задается на дом записать с помощью словаря транскрипцию предложений или текста, отметить паузы, их долготу, фразовое ударение разной силы. К очередному занятию учащиеся сдают преподавателю свои работы для проверки. На занятиях преподаватель разъясняет общие ошибки, дает образец произношения.
Такого рода работа по анализу и транскрибированию проводится периодически в течение всего курса практической фонетики.
Домашние задания
Каждое домашнее задание должно включать определенную работу над произношением.
Здесь достаточно перечислить виды домашних заданий, направленных на создание и развитие навыков правильного произношения:
- анализ артикуляции звуков русского языка;
- сравнение с артикуляцией близких звуков иностранного языка;
- изолированное произнесение фонем иностранного языка;
- работа над произношением введенных на уроке слов;
- работа над произношением трудных звукосочетаний и определенных фонем в разных положениях в словах;
- группировка слов и работа над их произношением в соответствии с их акцентным типом;
- работа над произношением предложений с указанным ударением и тоном;
- работа над произношением предложений со схематическим изображением интонаций;
- деление предложения на смысловые группы, расстановка ударения, определение тона;
- тот же анализ с транскрибированием слов предложения с детальным схематическим изображением интонации каждой смысловой группы и работа над произношением анализированных предложений;
- работа над чтением текста урока;
- разучивание текста урока наизусть;
- самостоятельный анализ лингафонной пластинки;
- работа над произношением при подготовке к беседе или пересказу текста;
- подготовка устного выступления на заданную тему;
- работа над учебником по фонетике, усвоение теоретических сведений.
Виды контрольных работ
Для периодической проверки успеваемости могут быть использованы следующие виды работы над произношением:
- изолированное произнесение фонем иностранного языка;
- чтение градуированных упражнений на произношение фонем в разных положениях в словах;
- чтение упражнений на произнесение предложений с отмеченным фразовым ударением и мелодией;
- чтение проработанного текста;
- чтение наизусть проработанного текста учебника или лингафонной пластинки;
- самостоятельно подготовленное чтение текста (на продвинутой ступени обучения);
- самостоятельно подготовленное чтение наизусть текста лингафонной пластинки;
- чтение наизусть отработанного в аудитории текста с записью на магнитофоне;
- чтение нового текста без предварительной подготовки;
- самостоятельно подготовленный фонетический анализ текста;
- диктант на различение близких по звучанию слов;
- диктант на незнакомые учащимся слова с записью в транскрипции;
- диктант на деление предложений на смысловые группы, расстановку фразового ударения и обозначение мелодии;
- пересказ отработанного в классе текста;
- самостоятельно подготовленное устное выступление с правильным произношением.
Контрольные работы должны быть использованы не только для проверки и оценки успеваемости, но и как стимулирующий учащихся фактор.
Таким образом, при планировании занятий, при распределении учебного материала необходимо, чтобы каждый урок имел определенную цель. Подобно тому, как бывают уроки, посвященные в основном грамматике или работе над словарем и т. д., должны быть уроки, посвященные в основном работе над произношением. На каждом уроке отводится несколько минут для специальной тренировочной работы по произношению. Разумеется, эти несколько минут не снимают необходимости исправлять ошибки, добиваться правильного произношения в течении в с е г о урока.
Можно отметить следующие типы таких уроков:
1. Введение и отработка звуков, произносительные упражнения.
2. Введение и первичное чтение текста.
3. Тренировочное чтение текста.
4. Работа с лингафоном (или магнитофоном).
5. Опрос чтения наизусть.
6. Диктант – в тетрадях и на классной доске.
7. Работа над устной речью.
8. Повторение и систематизация пройденного материала.
9. Уроки, посвященные контрольным работам.
Каждый тип урока имеет некоторые особенности в построении. Разумеется, нельзя занимать в е с ь урок одним видом работы.
После прохождения вводного курса, более половины всего времени должно быть занято работой, связанной, так или иначе, с текстом.
Из оставшегося времени не менее половины занято работой над произношением в устной речи. Остальное время отводится для видов письменных работ, способствующих развитию навыков правильного произношения.
Все эти виды и приемы работы очень актуальны.
Но для достижения лучшего результата следует также учитывать такую немаловажную деталь в изучении иностранного языка, как психологические особенности детей.