Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Х. — К. Андерсен. Ромашка.
Предмет: литературное чтение (3 класс, 2 четверть)
Тема урока: X. –К. Андерсен. Ромашка.Цели урока:
1. Образовательная: сформировать поэтический взгляд на мир, умение видеть вокруг себя живой мир растений, быть внимательным ко всему, что окружает в жизни.
2. Развивающая: Развивать правильное чтение, умение пересказывать текст..
3. Воспитательная: Воспитывать дисциплину.
Тип урока: урок объяснения новой темы
Оборудование: учебник, тетрадь, таблица по теме урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.II. Опрос домашнего задания: стр. 69-79 читать.
III. Речевая разминка:
От топота копыт , пыль по полю летит.
IV. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой X. –К. Андерсен. Ромашка.
V. Объяснение темы урока:
Работа по учебнику на странице 78-83
1. Слово о писателе.
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель-сказочник. Он родился в маленьком датском городе Оденсе в семье сапожника. С детских лет он жил в мире сказки, причудливых птиц и зверей, которые вырезал в подарок мальчику его дед. Бедную жизнь скрашивали сказки, которые рассказывал ему отец да старушки из богадельни. Мальчик любил свой бедный, но чистый и уютный дом, где на окнах круглый год цвели цветы. Глядя на них, он уносился далеко в своих мыслях, придумывая удивительные истории и про цветы, которые умели говорить, и про старый уличный фонарь, и про перо и чернильницу, у которых своя необыкновенная жизнь.
Андерсен «умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке, на каждом шагу, писал К. Г. Паустовский, обращаясь к творчеству великого сказочника. - Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать такие сказки, что люди только будут качать головами от удивления и говорить друг другу: «Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Оденса? Должно быть, он все-таки колдун».
2. Чтение и анализ сказки.
Вот и сказка о ромашке, которую разглядел внимательный взгляд сказочника «неподалеку от дачи, у самой канавы, в мягкой зеленой траве». Бедненький, простенький цветочек. Его никто не видит и не замечает в густой траве. Но писатель сумел разглядеть в ромашке то, чего не увидели другие: «солнечные лучи грели и ласкали ее», «росла не по дням, а по часам», «сердечко ее было окружено сиянием ослепительно-белых лучей-лепестков», «она жадно тянулась к солнцу», «любовалась им, слушала, как пел жаворонок», Выборочное чтение данных предложений помогает представить ромашку как живое существо, сравнить ее с человеком, внешне неприметны, но добрым, ласковым, приветливым, жизнерадостны. «Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня - воскресенье».
«Я ведь вижу и слышу все! солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!,) Так ли счастливы «пышные, гордые благоухающие пионы? тюльпаны-гордецы?» Нет, никто из них не замечал других, думал лишь о своем вели чии. «Зато ромашка часто заглядывалась на них, радовалась, что прилетела в гости птичка». Счастью ромашки не было конца; ее поцеловала птичка. Но могут ли эти, важные цветы, радоваться счастью других? Замечали ли они, как счастлива ромашка? Читаем в сказке: «Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы - они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю, кому же и оценить его, как не им! тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели от досады, а пионы прямо готовы были лопнуть от злости».
Образ ромашки получает свое дальнейшее развитие при чтении и анализе кульминационного эпизода сказки: жаворонок попал в клетку, а ромашку вместе с дерном бросили в клетку к жаворонку. Какие чувства испытывают персонажи сказки? "Учащимся предлагается найти и прочитать ответ на этот вопрос, используя слова и выражения из текста.
3. Работа над темой и основной идеей сказки.
Чему учит сказка? "Учитель подводит детей к пониманию основной мысли сказки: любить - это значит думать о других больше, чем о себе. Как страдает бедная ромашка, что ничем не может утешить жаворонка! «А бедная ромашка не умела говорить и не могла утешить его ни словечком. А уж как ей хотелось!» Любовь ромашки находит отклик и понимание у жаворонка.
Для составления сравнительной характеристики цветов можно дать задание: выписать слова и выражения, характеризующие ромашку и другие цветы.
Чтение и анализ дальнейших событий направлены на раскрытие двух основных мыслей:
1) бездyпшия, жестокости, равнодушия человека по отношению к живым существам окружающего мира, у которых тоже есть чувства любви и привязанности друг к другу; 2) любить - это значит жертвовать собой ради любимого существа.
Для раскрытия этих мыслей учащимся предлагается ответить на вопросы.
Какое ужасное событие произошло утром? Почему так грустно пел жаворонок? Что почувствовала ромашка, когда узнала о бедной птичке? Оцените поведение жаворонка, который хотел пить, но не тронул цветка. Чем могла ромашка утешить птичку? как на нее подействовала гибель жаворонка? Как отнеслись к гибели птички мальчики? Какую оценку вы дадите их поведению? Чему научила вас сказка?
Важно обратить внимание учащихся на образы мальчиков, поймавших птичку и забывших о ней, девушки, которая срезала цветы.
Почему плакали дети, увидев утром мертвую птичку?
Значит, им было жалко маленькую птичку? Но почему же все так случилось? Да потому, что человек часто не задумывается о том, что природа вокруг нас - это живое существо. Она умеет чувствовать, она растет и может погибать. И наша задача - быть добрыми, внимательными, чуткими ко всему живому на земле.
VI. Физкультминутка: «Мышки»
VII. Закрепление темы урока:
1. Работа в тетрадках
Запись темы. Герои.
Рисунок к сказке
VIII. Домашнее задание: стр. 78-83 пересказ
IX. Итог урока: Что нового узнали на уроке? О чём говорили? Что делали? С какой сказкой познакомились? Кто автор?