Урок по чтению Ненецкая сказка Кукушка (2 класс)


ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»
Урок по чтению для 2 класса
Ненецкая сказка «Кукушка».
Учитель- Лысенко Л.А.
2015-2016 уч.г.
Цели.
Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения; закреплять навыки пересказа, чтения по ролям;
Развивать речь, кругозор, память;
Воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, доброту, заботливость.
Оборудование: учебники, предметные картинки, компьютер, проектор, карточки, таблицы.
Ход урока.
I.Орг. момент.-Сядет первым тот, кто прочитает слова на доске.
Журавль, ворона, храбрец, окрошка, волчье добро.
-К какому уроку приготовились?
-Чему учимся?
-По какой теме работаем? (Народные сказки)
-Как связаны слова на доске с нашим уроком?
(они из сказки «Как мужик волка спас», которая была задана на дом)
II. Проверка домашнего задания.
-Кто автор этой сказки ?
-Расскажите, как встретились мужик и волк?
-Прочитайте, чем волк отблагодарил мужика?
-Расскажите о встречах с коровой и лошадью.
-Чем закончилась сказка?
-Выберите пословицу, которая подходит к этой сказке (Смекалка во всех делах помощница)
-Чем помогла смекалка мужику? (выручила из беды)
-Чему научила вас эта сказка?
III. Сообщение темы, целей.
-Познакомимся с новой сказкой, это ненецкая народная сказка «Кукушка». Будем учиться читать правильно, выразительно.
IV .Новый материал.Вводная беседа.
-Посмотрите на картинку. Кто это ? (кукушка)
-Кто такая кукушка? (дикая птица)
-Как поёт кукушка? (ку-ку)
-Что интересного знаете о ней?
(Она не вьёт гнезда, бросает своих птенцов)
-Живёт на крайнем севере удивительный народ- ненцы, который и сочинил нам замечательную сказку о кукушке.
(видеоролик о тундре)
-Посмотрите, как красиво –это тундра, здесь живут ненцы. Они занимаются разведением оленей. Им часто приходится менять место жительства, они передвигаются в поисках новых пастбищ для своих оленей. И свой дом они тоже переносят на новое место.
Словарная работа:
Чум –переносной ненецкий дом.
Малица- одежда из оленьих шкур.
Пимы-обувь из шкур с мехом наружу.
-О ненцах можно рассказывать очень много, у этого народа свой язык, своя культура, своя музыка, свои песни. Послушайте небольшой отрывок из ненецкой народной песни (аудифрагмент)
2)Первичное чтение учителем.
-А теперь знакомимся со сказкой (пересказ )-Понравилась ли вам сказка? Кто её главные герои?
-Какие вызвала чувства? За кого из героев переживали?
3)Чтение по частям.
-Сейчас мы будем читать сказку по частям, отметьте каждую часть простым карандашом в тексте.
1 часть.
-О каких занятиях детей вы узнали из сказки?
-Чем занималась их мать?
2 часть.
-Что случилось с их мамой? Почему?
-О чём просила она своих детей? Каким голосом надо читать слова мамы?
Прочитайте жалобно слова мамы.
-Почему дети придумывали разные отговорки? Каким голосом надо читать слова детей?
Прочитайте недовольным тоном.
-Какое было отношение у детей к своей маме?
3 часть.
-Что дальше произошло с мамой?
-Когда дети поняли свою ошибку?
-Раскаялись ли они в своём поступке?
4 часть.
-Рассмотрите картинку на стр. 119. Что на ней изображено?
-Найдите предложение, которым можно было бы эту картинку подписать.(«Бегут дети за матерью…»)
Прочитайте, чем закончилась сказка?
4) Самостоятельное чтение с заданием.
1группа-подготовиться к чтению 1 части сказки без ошибок.
2 группа - приготовить чтение 2 части по ролям.
3 группа - прочитать 3 часть и устно нарисовать к ней рисунок.
4 группа - приготовиться к пересказу 4 части сказки.
5) Заключительная беседа?
-Кто из героев сказки понравился? Чем?
-Выразите своё отношение к поступкам детей?
-Чему учит нас эта сказка?
-Неважно на каком языке говорит человек, о нём судят по его поступкам.
V. Итог.-Что нового узнали на уроке?
-Какие знания оказались вам интересны, полезны?
VI. Оценки.
VII. Домашнее задание: пересказ сказки «Кукушка»