Конспект урока по литературному чтению на тему Ненецкая сказка Кукушка(2 класс)

Конспект урока
Тема: Ненецкая сказка «Кукушка»
Класс: 2
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: Изучение нового материала
Цели: формировать у учащихся нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное произведение с целью подготовки пересказа.
Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, умение передавать их; воспитание любви к своей матери.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Планируемые результаты: Учащиеся должны воспринимать на слух художественные произведения; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» А. Ф. Климанова, 2 класс; иллюстрация к произведению; физическая карта России, карточки с названиями народов, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность детей

1.Орг. момент.
(1мин)
-Добрый день, начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не молчать
Всем работать отвечать


2.Проверка домашнего задания (5мин)
-Ребята, какое домашнее задание у вас было? (Пересказ сказки Айога»)
- Назовите героев сказки «Айога».(Девочка Айога,мама девочки, соседская девочка)
-Какой изображена Айога в начале в начале и в конце сказки?( в начале сказки она была красивой девочкой,а в конце- она превратилась в гуся)
-Кто хочет пересказать сказку «Айога»?
Дети отвечают

3.Актуализация знаний (5мин)
Работа в парах.
- Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданиями. Соотнесите названия сказок с отрывками из них. (см. Приложение)
- Потом кто-то из вас выйдет к доске и мы проверим ,как вы справились с заданием.
На карточках соединяют названия сказок с отрывками


2 мин

Работа с картой.
-Сказки каких народов вы читали? (Белорусскую, русскую, хантыйскую ,нанайскую)
- Чему учат нас эти сказки?( Помогать старшим, учат добру)
- Ваши товарищи подготовили сообщения об этих народах. Найдём эти народы на карте России.
(краткие сообщения подготовленных детей о народах: нанайцы, хантыйцы, русские, белорусские)
«Пых» (белорусская), «У страха глаза велики» (русская), «Айога» (нанайская), «Идэ» (хантыйская)

4.Постановка учебной проблемы
( 2 мин)
– Ребята, давайте повторим сказки каких народов вы читали?( Русских, белорусских, нанайцев, хантыйцев)
- Верно. Сегодня мы познакомимся ,еще с одной сказкой. Узнать название сказки вы сможете, отгадав загадку.
Что за птица На яйца не садится, По чужим гнездам шныряет, Своих детей не знает? (Кукушка)


- Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа «Кукушка»
- Ребята, кто знает кто такие ненцы?
-Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России. Найдём место их проживания на карте.
- Ребята, что вы знаете о кукушке? ( это птица, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов.)


Отгадывают загадку






Работа с картой

Ответы детей





6 мин



Работа с энциклопедической статьёй о кукушке.
Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она -кукачка, у болгар - кукувица, у немцев кукук, у французов - куку, .Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
Кукушки одни из самых полезных наших птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки с
·тановятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Чтение энциклопедической статьи.





Показ иллюстрации

3 мин
Словарная работа.
- В сказке вам встретятся такие слова: чум, малица, тундра. Где мы можем найти значение непонятных слов? ( в словарях)
-Ребята, у вас в конце учебника( стр. 154) тоже есть словарь, давайте найдем значение слова малица? (Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.)
-Кто знает что такое чум?( Чум - палатка, крытая шкурами)
- Кто знает, что такое тундра?(Тундра - холодные северные безлесные пространства.)

- Найдём их в толковом словаре.
Показ иллюстрации


Физминутка
1 мин.





13 мин
-Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте все. Сначала я покажу ,а потом –все вместе повторите за мной.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утором рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо ,влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Чтение сказки учащимися и работа по содержанию.
- Ребята , вот вы немного отдохнули, а теперь откройте страничку 82 , прочитайте сказку про себя.
- Теперь начнем читать по цепочке. Начитает первая парта.
-Давайте ответим на вопросы. Почему мать превратилась в кукушку?(потому что дети не слушали ее) .
- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? ( побежали за ней, просили ее вернуться)
- Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными? ( Вывесить на доску)
- Посмотрите на иллюстрацию, какой момент изображен? ( Как мама улетает ,а дети бегут за ней)
-Какие слова из текста, подходят к этой иллюстрации?( -Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей)
- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?( Им было стыдно за то ,что не помогали маме, не слушались ее)
- Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?( Стало жалко детей )
Составление плана.
- Ребята, давайте составим план к нашей сказке.
- С чего начинается сказка?( что жила женщина и было у нее четверо детей)
- Как назовем первый пункт плана?( Жила женщина с детьми)
-Чем занимались персонажи? ( Мама работала, а дети играли, не помогали ей)
- Как назовем второй пункт нашего плана? ( Мама работала, а дети играли)
-Что случилось с мамой? ( Она заболела)
- Как назовем этот пункт? (Мама заболела)
- Какие превращения произошли с мамой?( она превратилась в птицу)
- Как назовем четвертый пункт нашего плана?( Превращение мамы в птицу)
- Чем закончилась сказка?( Мама улетела и дети остались одни)
-Как назовем этот пункт?( Навсегда бросила детей мать-кукушка)








Читают сказку, отвечают на вопросы.




8 мин



Просмотр мультфильма «Северная сказка»
- Понравилась сказка?(да)
- Чему учит эта сказка? ( Слушать маму, помогать маме)
- Что объединяет эту сказку, с той сказкой которой мы сегодня познакомились? (Они похожи сюжетом)



Просмотр мультфильма по сказке


Обобщение.
Оценивание
(3мин)




Домашнее задание.
- Ребята, послушайте пословицы и скажите, которые подходят к данной сказке. Объясните почему.
Старый друг лучше новых двух
Что имеем- не храним, потерявши –плачем.
Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Какие мысли возникли у вас после сегодняшнего занятия? Посмотрите на карту – как много разных народов населяют нашу страну, а как похожи их сказки. Чему они нас учат?( делать добро, помогать старшим, заботиться о старших, не надо лениться)

- Ребята, вашим домашним заданием будет пересказ сказки «Кукушка», стр. 82-83




Ответы детей



Приложение.
Соотнесите названия сказок с отрывками из них.
«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то : «Ппы-ых! Ппы-ых». Испугался дед – и бежать.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинёшеньки»

« Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.»

«- Здравствуй, Петя! идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты- крышу крыть.»

« Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах,какая я красивая»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Пых»

«Зимовье»


«Айога»

« Идэ »











\










15