Разработка урока по литературному чтению на тему Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Разработка плана-конспекта урока по литературному чтению в 4 классТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя;
способствовать развитию умения анализировать прочитанное и давать свою оценку авторским мыслям, делиться своими впечатлениями по поводу прочитанного;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся, показать пути поиска нужной информации;
формировать умение правильно произносить слова и выразительно читать текст;
способствовать развитию представлений о неразрывной связи человека с природой, формировать желание и стремление беречь и уважать природу.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание раздела, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: интерактивная доска, презентация, персональный компьютер.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Залог успешной работы – это хорошее настроение и позитивный настрой.
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и пожелаем успеха в предстоящей работе. Приятного всем дня!
Прочитайте предложение, с которого я хотела бы начать урок. (СЛАЙД 2)
"Человек, который понимает природу, - благороднее и чище". Леонид Леонов
Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
Актуализация знаний. Целеполагание и мотивация.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо разгадать кроссворд (запись на доске). Для этого вам нужно вспомнить произведения, которые мы читали, героев этих произведений, их авторов.
Технология «Микрофон» (работа в группах).
Учитель задает вопрос обучающемуся группы, а ему необходимо дать ответ. В случае затруднения возможна помощь группы. (Правило: внимательно слушать ответ, не перебивать ответчика, быть уважительным).
Кроссворд
10.П
4. 8.Г 3 5.З 7.Р 1. 2 6.д А 9.м Щ А С Е Г С Н Н К К И А О З Предмет, который не давал покоя мальчику Боре. (Пароходик)
Музыкальный инструмент, который мог петь обо всем. (Рояль)
Фамилия писателя, чьим другом был К.И.Чуковский.(автор произведения «Как я ловил человечков») (Жидков)
Город, в лесах которого проводил осень Э.Григ. (Берген)
Фамилия автора рассказов о Миньке и Лёле. (Зощенко)
Имя девушки, получившей необычный подарок к 18-летию. (Дагни)
Жанр произведения «Ёлка». (Рассказ)
Фамилия композитора, подарившего девушке необычный подарок. (Григ)
В каком городе родился К.Г.Паустовский.(Москва)
Закончи предложение: С.А.Есенин, В.Я.Брюсов, М.И.Цветаева, А.С.Пушкин – это ... (Поэты)
«Природа и мы» (СЛАЙД 3)
III. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.75 и прочитайте название раздела.
- Как вы понимаете название этого раздела?
- Прочитайте, с кем мы познакомимся в этом разделе? Встретились ли вам знакомые произведения? Может кто-то уже читал?
- Чему научимся?
- Чему будем учиться?
- Назовите ФИО первого писателя. (СЛАЙД 4)
- Знаком ли вам этот писатель? Какие произведения этого автора вы читали? - - Посмотрите на выставку, нет ли знакомых вам произведений? (СЛАЙД 5)
Биография Д.Н. Мамина – Сибиряка.
Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
В этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»
Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла (при родах). И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Советую всем нам её прочитать.
Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
Физминутка
Продолжение работы по теме урока.
Прочитайте название рассказа Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, с которым нам предстоит познакомиться: «Приёмыш». (СЛАЙД 6)
Запишите в тетрадь ФИО автора и название его произведения.
Как вы понимаете значение слова «приёмыш»?
Приёмыш - сирота, которого взяли на воспитание чужие люди. (СЛАЙД 7)
Словарная работа (СЛАЙД 8)
При чтении встретятся трудные слова, попробуем объяснить их смысл.
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма
Сайма - рыбацкая стоянка
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
Бобылём - в одиночестве
Увечить - физически расправляться, калечить
Хиреет - болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
Не читая произведения, скажите, какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите слово «Приемыш»?
Знакомство с рассказом Д.Н.Мамина – Сибиряка.
(чтение учителем и детьми)
I часть – читает учитель.
От чьего лица ведется повествование. (автора)
Где происходят события, описанные в произведении. (на Урале, на Светлом озере)
II часть
Назовите героев, которые встретились нам в этой части? (Тарас, лебедь Соболько).
III часть
Какое настроение у вас было во время чтения этой части?
Что вы узнали о жизни Тараса?
Как вы думаете, каким будет конец истории? Я буду читать, а вы думайте, совпало ли ваше предположение.
IV часть – читает учитель.
Совпало ли ваше предположение?
Рефлексия. (СЛАЙД 9)
- Интересно ли было работать?
- Захотелось ли ещё раз перечитать рассказ?
- C каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа с. 76-84
Сравнить Приемыша и Соболько. Чем они отличаются?
Подведение итогов. Оценивание.
- С произведением, какого писателя мы с вами познакомились?
- Что узнали нового и интересного о жизни и творчестве этого человека?
- Над чем задумались, прочитав рассказ «Приёмыш»?
(Вопрос бережного и внимательного отношения человека к природе, взаимоотношения человека и животных, роль природы для человека).
Спасибо за внимание!