Конспект урока по литературному чтению Д.Н. Мамин — Сибиряк Приемыш, (3 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе
"Д.Н. Мамин-Сибиряк. "Приемыш". Составление текста-описания в художественном стиле".
Цели. Учить детей чувствовать образный язык художественного произведения; совершенствовать умения отличать художественный стиль речи от научного; развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; обогащать эстетический и познавательный опыт детей.
Оборудование. Карточки для викторины, иллюстрация с изображением лебедя, Красная книга, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", кодоскоп.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
Учитель.
Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш".
Кого называет автор Приемышем? Почему?
– На этом уроке мы проанализируем, как автор описывает лебедя, как к нему относится старый рыбак Тарас. Конечная цель нашей работы – это составление текста – описания про лебедя в художественном стиле. Поэтому будьте внимательны, запоминайте понравившиеся образные выражения, которые вы можете использовать в своей работе.
II. Викторина
У. К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки.
"Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утенок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями... Это были лебеди. Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в теплые края, за синие моря..."
(Андерсен. "Гадкий утенок".)
У. "Лебеди стаей летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря. Впереди старые, сильные лебеди, сзади те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу. Лебедь опустился на воду и сложил крылья".
( Толстой. "Лебеди".)
У. Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текущих вод Лебедь белая плывет.
( Пушкин. "Сказка о царе Салтане...".)
III. Проверка домашнего задания
Выборочный пересказ "История одной дружбы. Собака и лебедь".
IV. Работа по содержанию рассказа
Часть 1
Выборочное чтение и ответы на вопросы.
Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?
Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.
Часть 2
Рассказ учащихся о том, как лебедь оказался у Тараса.
У. А теперь лексическая работа. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку.
Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни.
Д. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет.
У. Без родителей остался.
Д. Сиротой остался.
У. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
Д. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
У. А теперь давайте заполним пропуски в предложении, записанном на доске.
На доске.
... птица, и свой... знает

Д. Первое слово "умная", второе "порядок".
Далее следует выборочное чтение.
У. Как автор сравнивает лебедя с человеком?
Ответы детей.
Часть 3
Чтение по ролям с отрывом взгляда от текста.
У. Как Тарас доказывает, что он был не одинок?
Д. Не скучно тебе, дедушка?
– У них заботы не меньше нашего.
Учитель читает отрывок.
"Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него".
У. Замените слова "ужасно был доволен" близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.
Д. Старик очень любил своего Приемыша...
– Старик очень радовался своему Приемышу...
– Старик восхищался своим Приемышем...
Далее следует выборочное чтение.
У. В чем проявлялся характер гордой птицы?
Ответы детей.
– Заполните пропуски.
На доске.
... , настоящая... птица.

Д. Первое слово "гордая", второе – "царская".
Дети читают про себя последний абзац.
У. Выполните задания.
В а р и а н т  1.   Найдите то предложение, которое можно прочитать, убыстряя темп.
В а р и а н т   2. Найдите сравнение.
Д. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.
– Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребенок.
Часть 4
Выборочное чтение.
У. Как Приемыш встретился с другими лебедями?
Ответы детей.
Далее следует рассказ учащихся о том, как Тарас поступил с лебедем.
Обобщающая беседа
У. Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?
Д. Умная, гордая, царская, ученая, особенная птица.
V. Домашнее задание
У. Придумайте продолжение этого рассказа.
VI. Повторение стилей речи
У. В каком стиле написан рассказ "Приемыш"?
Д. В художественном.
У. А какие стили вы еще знаете?
Д. Научный, деловой, разговорный.
У. В каком стиле написаны эти тексты?
На кодоскопе.
1. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь в Красной книге.
2. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.
Д. Первый текст – это научное описание, он имеет познавательное значение.
Второй текст – это художественное описание, в нем использованы образные выражения, этот текст вызывает чувство восхищения лебедем.
X. Итог урока