Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс Д.Н.Мамин-Сибиряк Приемыш
Д.Н.МАМИН-СИБИРЯК «ПРИЁМЫШ»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, 3 КЛАССС
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI »)
Е.А. Веремийчук, учитель МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Петропавловск-Камчатский
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В.А.Сухомлинский«Человек, который понимает природу, - благороднее и чище».
Л.ЛеоновЦели
Образовательные:
- познакомить с произведением Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»;
- формировать навык правильного, осознанного чтения;
- учить ориентироваться в тексте, находить подтверждение своего ответа в произведении, учить выделять главное и делать выводы;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Развивающие:
- развивать внимание, связанную речь память.
Воспитательные:
- вызвать интерес к уроку;
- пробудить чувство взаимопомощи;
- развивать чувство любви и бережного отношения к родной природе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая
Методы: частично-поисковый, фронтальная беседа.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка;
- компьютерная презентация, карточки для корректурной пробы, картина с изображением озера, фигурки белых лебедей, диск с записью музыки К.Сен-Санса «Лебедь»
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Использова-ние источников и средств обучения
1.Организа-ционный момент
2.Актуали-зация знаний
3.Открытие нового знания
4.Физминут-ка
5.Работа над жанром и темой произведения
6. Самостоятельная работа
7. Итог урока
Рефлексия
Приветствие.
Я смотрю на ваши лица.
Хорошо, отрадно мне,
Будто я в большой и светлой,
И приветливой семье.
- Вы готовы начать урок?
- Сегодня на уроке вам потребуется помощь друг друга. Вспомним правила работы в группе.
Игра «Вспомни и назови»
- Каждая группа выбирает карточку с
отрывком из произведения.
- Вспомните как называется произведение и кто его автор?
1гр.
« Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло ещё весной, когда подкралась к выводку лиса и схватила утёнка. Старая утка смело бросилась на врага и отбила утенка, но одно крылышко оказалось сломанным» («Серая Шейка»)
2 гр.
«Баю-баю-баб…
Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух.
Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается»
(«Алёнушкины сказки. Присказка»)3гр.
«Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчих – все слушают, как хвастается Заяц Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным глазам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого» («Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»)
- Кто автор этих произведений?
Подведение к теме урока.
Корректурная работа.
Из ряда букв вычеркните буквы У и А.
УПАРИАУЁАУМУАЫУАША
Выпишите буквы, которые вы не
зачеркнули и узнаете название произведения.
-Как вы понимаете значение этого слова?
-Какое чувство вызывает у вас это
слово?
-Как называется произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка?
- Сформулируйте тему урока.
-Прочитайте слова, написанные на экране.
«Человек, который понимает природу, - благороднее и чище».
Л.Леонов-Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на уроке?
- Как вы понимаете слова Л.ЛеоноваПостановка целей
- Какие цели вы ставите перед собой
на этот урок?
Прогнозирование
- Ребята, сможете ли вы, зная название произведения предположить о чем оно?
-Давайте проверим верны ли ваши предположения.
Первичное чтение произведения по частям и первичное восприятие текста
- При чтение вам будут встречаться трудные слова и выражения, мы разберём их
Словарная работа проводится по ходу чтения произведения
-сторожевой оклик
- заводь
- бобылём
- грезилось
- дескать
- божья тварь
- особняком учат
- муштруют
-схиреет- пожива
Часть 1.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Где происходят события, описанные в произведении?
- Как бы вы озаглавили эту часть?
Часть 2.
- Назовите героев, которые встретились нам в этой части?
- Кто оказался Приемышем?
- Как Приёмыш появился в сторожке старика?
-Как бы вы озаглавили эту часть?
Прогнозирование
Как вы думаете, чем закончится эта история?
-Прочитаем 3 часть произведения и узнаем совпали ли ваши предположения.
Часть 3.
- Совпали ли ваши предположения?
- Какое настроение возникало вовремя чтения этой части?
-Как озаглавите эту часть?
Выполнение произвольных движений под музыку
- К какому жанру вы отнесете прочитанное произведение? Почему?
- Какова тема произведения?
- Составьте модель обложки этого произведения.
Проверка работы
Поработаем в тетрадях:
стр. 19, задание 6 – 1 группа
стр. 19, задание 7 – 2 группа
Фронтальная проверка.
Самооценка.
- Какая была тема урока?
- Какие цели перед собой ставили?
- Достигли ли поставленной цели?
- Что нового узнали?
-Как бы вы поступили если бы оказались на месте Тараса?
- Прочитайте слова на экране.
- Как вы думаете, о ком из героев можно сказать, что он благородный и чистый, потому что любит и понимает природу?
Кто считает, что Тарас поступил правильно и сам поступил также.
Возьмите фигурки лебедей и отпустите их в озеро, на свободу.
Выставление оценок
Домашнее задание по выбору:
-пересказ по плану
- выучить наизусть один из монологов Тараса
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!!!
Работа в группах.
Каждая группа произвольно выбирает карточку с текстом.
Текст карточки читает один ученик.
1 гр. «Серая Шейка»
2 гр. «Алёнушкины сказки.Присказка»
3гр. «Сказка про храброго зайца – ДлинныеУши, Косые глаза, Короткий хвост»
Д.Н.Мамин- Сибиряк
Работа с корректурнымрядом
ПРИЕМЫШ
Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди.
Жалости, сочувствия, доброты, любви, милосердия
«Приемыш»
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»
О природе
Прочитать произведение Д.Н.Мамина- Сибиряка и узнать кто такой приемыш.
Продолжить знакомство с произведениями Д.Н.Мамина-Сибиряка и его героями.
Познакомиться с героями этого произведения
Высказывают свои предположения
Произведение читают
хорошо читающие дети.
Ученики объясняют значение слов
Повествование ведётся от автора.
На Урале, на Светлом озере
На Светлом озере
Тарас, Соболько, лебедь
Приёмышем оказался лебедь
Охотники убили лебедя с лебёдушкой. Сироту взял к себе Тарас.
Дружба Соболько и лебедя
Ученики высказывают свои предположения.
- Лебедь будет всегда жить в сторожке. Он очень привязался к Тарасу и Соболько.
- Приёмыш улетит, будет искать своих сородичей.
Лебеди любят свободу.
Грусти, тревоги, волнения, радости, сожаления, надежды
Расставание.
Рассказ
О животных
Работают в парах, использую заготовки.
Анализируют и делают выбор.
Самостоятельно выполняют работу в тетрадях
.
Отвечают на поставленные вопросы
О Тарасе.
Тот, кто считает поступок Тараса правильным, прикрепляют лебедей на плакат с изображением озера
Личностные УУД:
- умение организовать себя на урок
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
Коммуникативные УУД:
- вносить свой вклад в работу для достижения общего результата;
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к материалу урока;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)
Познавательные УУД:
-уметь находить и выделять необходимую информацию
Коммуникативные УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с учебной задачей
-принимать участие в обсуждении цели и темы урока
Познавательные УУД:
- строить цепь рассуждений
- уметь подбирать аргументы
Коммуникативные УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД:
-высказывать свои предположения
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- уметь находить и выделять необходимую информацию
Регулятивные УУД:
-высказывать свои предположения
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства
Регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль
Личностные УУД:
- стимулировать и развивать познавательный интерес
Регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль
- давать оценку деятельности на уроке
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
-допускать возможность различных мнений
-высказывать свое мнение, выслушивать мнение других
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний
Правила работы в группе
на доп. доске
Карточки с отрывками произведений
Д.Н.Мамина-СибирякаПортрет Д.Н.Мамина-Сибиряка
Слайд 1.
Карточки для корректурной
работы
Тема урока и эпиграф появляются на экране
Слайд 2.
Литературное чтение 3класс
часть 2
стр.18
Слова для словарной работы выписаны на доску.
Музыка К.Сен-Санса«Лебедь»
Заготовки для моделей на партах.
Слайд 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк
Приемыш
Рабочая тетрадь №2
по литературному чтению
Слайд 2.
Фигурки белых лебедей.
Плакат с изображение озера.
Литература
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: учебник : в 2 ч- М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч- М.: Вентана-Граф, 2013.
3.Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 класс: методические рекомендации. – М.:Вентана-Граф, 2013.
Приложение 1
Алгоритм самооценки.
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель? Что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Выполнил полностью или с незначительными ошибками?(какими?)
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью кого?
5 шаг. Какое умение отрабатывал этим заданием?
6 шаг. Каков был уровень задания (необходимый уровень: такое уже решали; программный уровень: знания только что получены; максимальный уровень: еще не решали)
7 шаг. Свой уровень успешности.
8 шаг. Какую отметку поставишь себе?
Приложение 2
Как работать в группе.
Будьте добросовестными по отношению к товарищам.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
Поддерживайте друг друга.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Координатором (капитаном) выбирайте того, кто сможет уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Выступать от имени группы почетно.