Разработка урока по литературному чтению в 1 классе Знакомство с буквой М
Предмет: Литературное чтение (Обучение грамоте)
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема: Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]
Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [ м] [ м ], формирование у обучающихся понимания смысла различительной функции фонем.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи:
Предметные:
Познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’]
Учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами
Учить звуковому и сравнительному анализу слов
Способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения
Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей
Способствовать развитию мыслительных операций (память, внимание, воображение)
Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные:
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД:
-формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
-формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
-формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формировать умение ориентироваться на развороте учебника;
-формировать умение находить ответы на вопросы текста.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- проблемно-диалогического обучения;
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звуки [м], [м'] в словах, обозначать их соответствующей буквой;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
-проявление интереса к новому содержанию занятия;
-проявление любознательности к изучаемому материалу;
-формирование умения высказывать самые простые правила;
-формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Методы контроля:
Устный
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Методы обучения:
- деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Формы организации деятельности:
парная
индивидуальная
групповая
Оборудование:
мультимедийное оборудование - проектор, компьютер; презентация к уроку; учебник «Азбука» 1 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, «лента букв», картинки –Маша и Миша, маршрутные листы; разрезная буква М (по количеству учеников), демонстрационный материал для проектной задачи.
Список источников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Волина В.В., Занимательное азбуковедение.
Электронное приложение к учебнику «Азбука» 1 класс авт. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
ЭОР: http://images.yandex.ru/yandsearch
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
I. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк звонок,Начинается урок.Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
- Сначала на свое место сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Почему ты сел?
- Теперь сядут те, чье имя начинается с мягкого согласного звука, с твердого согласного звука.
-Молодцы, никто не остался без места.
Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на урок
Личностные:
- умения слушать и слышать собеседника;
- настраиваться на учебную деятельность
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Ребята, какие гласные звуки русского языка вы знаете? (А О У Э Ы И)
- Какие звуки называют гласными? Почему их так называют? (состоят из голоса, поются)
- А есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные)
- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные состоят из голоса, поются, согласные состоят из голоса и шума, не поются).
- Давайте гласные звуки пропоём ещё раз. (стих-е)
А У Э Ы И
Звуки гласные мои
Их нетрудно перечесть
Гласных звуков ровно шесть
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Личностные:
- умения слушать и слышать собеседника;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний:
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,
Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей;
III Постановка учебной задачи
- А с какими звуками познакомимся мы сегодня, вы узнаете, отгадав загадки:
1)Гладко и душисто
Моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого было. Что это? (мыло) (слайд)
2) Звонкий, громкий и прыгучий,Улетает аж за тучи,И на радость детворе
Звонко скачет во дворе.(мяч) (слайд)
3)Ягоды лесные этиЛюбят бурые медведи.Не рябина, не калина,А с колючками...(малина) (слайд)
4)Тащит он соломинкуК маленькому домику.Всех букашек он сильнейНаш трудяга(муравей.) (слайд)
- Что общего в словах, которые вы назвали? (начинаются на букву М).
Молодцы!
- Послушайте загадку, и угадайте, о какой букве идёт речь.
Эта буква спит в берлоге,Моет руки, моет ноги, Надоедливо жужжитИ по комнате кружит. (о букве м)
- А как вы догадались?
- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (Я думаю)
- Правильно тема нашего урока: «Буква М,м.
Звуки [м], [м’].
- -Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать и
чему научиться? (познакомимся с этой буквой
, узнаем новые сведения о её звуках, научимся читать слоги с этой буквой) (Я думаю)
Итак, тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки [м], [м], [м].
Отгадывают загадки
Называют картинки
Учащиеся сравнивают слова, высказывают своё мнение
Формулируют тему урока
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу с помощью учителя;
- планировать совместно с учителем предстоящую работу.
Коммуникативные:
- осознавать познавательное значение умения читать;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
IV Открытие нового знания
работа в парах
1) Знакомство со звуками «м, м'». Игра в структурный анализ слов.
- С чего мы начнём?
(Познакомимся со звуками).
-Ребята, посмотрите на картинку. Что это за персонажи? Из какой сказки? (картинки Маши и Миши)(Приложение 1)
- Давайте с вами поиграем. Приготовьте «чашечки» из своих ладоней. ( Учитель произносит слово шёпотом один раз, а дети сами произносят его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались». Дети подносят ладони близко ко рту и смотрят на учителя.)
- «МАША». Проговорите это слово себе в «чашечку».
Назовите первый звук этого слова
«М» - согласный. (Почему?) Твёрдый или мягкий?
(Даётся характеристика звуку «м».)
Придумайте слова с твёрдым звуком М (в начале, середине, в конце слова)
(Аналогичная работа со словом «МИША» и звуком «М'»)
- Поставьте ладошку ко рту и произнесите первый звук.
- Сделайте вывод? (При произношении звука [м]? воздух встречает преграду, значит звук этот согласный)
Придумайте слова с мягким звуком М (в начале, середине, в конце слова)
- А сейчас поработаем в парах.
- Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.
- Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. (один у доски) Вам нужно раскрасить только первый звук. (Приложение 2) У доски с магнитными схемами будет работать
. Сравните схемы.
- Дети, сверьте с доской свои схемы. Проверьте.
- Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв , звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука)
- Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками)
- Значит, буква М имеет два звука: твердый м и мягкий м.
- А давайте поиграем в «Твёрдый - мягкий»?
Мальчики – будут «ловить» твёрдый звук [м]. Поймали – встали. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. Поймали – встали. Одно условие: вставать нужно тихо.
(мыло, мел, малина, мельница, муравей, медаль)
- А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите эти звуки ещё раз.
- Вы хорошо услышали эти звуки.
- Значит, какие это звуки звонкие или глухие?
Сделаем вывод: м согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.
Рисунок на доску. (Буква ЭМ, звук М – согласный, звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким.) (приложение 3)
2) Знакомство с буквами «М, м».
- Ну, а теперь, познакомимся с буквой.
( Многие дети читающие и буквы уже знают)
- Вы уже многие буквы знаете. Можете узнать букву «М»?
(Один ученик ищет букву М среди магнитных букв (на доске), другой ученик ищет М в алфавите (плакат тоже на доске)
- Пожалуйста, примите букву «М». Пусть она нам поможет читать и разгадывать.
Разрезная буква М (у каждого на парте в небольшом конвертике) . Соберите букву. Проверьте друг у друга. Поднимите руку, кто не ошибся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выполняют упражнение
Анализируют информацию
Дают характеристику звука
Работа в паре. Составляют схемы слов, сравнивают
Оценивают свою работу в парах
Делают вывод
Демонстрируют букву М
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,
- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе,
- делать выводы.
Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности
Предметные:
- характеризовать звуки;
- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение
V Применение нового знания
А теперь давайте поучимся читать слоги с буквой М
Слайды.
Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Составьте ромашку -прочитайте слоги только с твердыми согласными.
На доску ромашку
- Составьте слова с данными слогами.
-Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м,].
4) Чтение слов с доски.
-На доске написаны слова. Прочитайте их.
Чтение слогов.
Составляют слова с данными слогами
Читают слова
Регулятивные:
- слушать и слышать собеседника.
- адекватно восприни-мать оценку учителя, сверстника.
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации.
5) Работа над предложением.
- Давайте сейчас займёмся предложением. В предложении пропущено слово.
- Подумайте, пожалуйста, какое это может быть слово?
«Моя мама самая «..».
-(Дети называют слова, а учитель успевает их записывать на свободное место доски.)
- А теперь давайте выберем самые для вас важные слова.
(Стираю с доски все, кроме выбранных детьми слов)
Работа по рассказу. (Учебник «Русская азбука», автор В.Г.Горецкий. Программа «Школа России»).
- А теперь откройте учебники на стр. 90. Там маленький рассказ.
( Утром.
Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и )
Давайте прочитаем вслух. Назовите, чьё чтение хочется вам услышать? (Дети называют)
- Хотите, чтобы кто-нибудь ещё прочёл?
( Дети выразительно читают)
- Давайте поговорим о рассказе. Что вы можете о нём сказать?
- Мне нравится, как поступила Клава. Она всё правильно сделала?
- А зачем нужно мыть руки с мылом?
- А, как вы думаете, что сделал кот?
- Ребята, на этих страницах есть ещё рассказы. Думаю, вам захочется дома их почитать, не правда ли? А завтра вы их почитаете выразительно в классе.
Читают предложение, вставляют пропущенное слово
VI Работа в группах.
- Сегодня у буквы М – праздник. Смотрите, как она радуется. (На доску вывесить яркий рисунок буквы. Приложение 4) Давайте приготовим ей угощение и сделаем ей подарки.
- Будем работать в группах.
Но прежде чем приступить к её выполнению, вспомним правила работы в группе.
- Каждая группа выберите себе командира. А когда будете готовы просигнализируйте.
- Можете приступать к работе.
(На маршрутном листе много разных предметов, выберите и обведите нужные)
1 группа. Пригласит гостей.
2 группа. Приготовит угощение.
3 группа. Сделает подарки.
4 группа. Украсит дом цветами.
- Итак, приготовились к защите проектной задачи.
- Молодцы!
Работа в группах, выполняют проектную задачу
Отчет групп.
Коммуникативные: умение сотрудничать в группе.
Регулятивные: самооценка своей деятельности.
VII Рефлексия
- Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока.
- С чем мы познакомились (с буквой М)
- Чему мы научились (характеризовать звук [м'], выделять звук [м] в словах)
- В чём мы упражнялись (в чтении слов и слогов с этой буквой, в составлении предложений.)
- Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо, вы отлично поработали!
Делают самооценку своей деятельности
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка своей деятельности.
Приложение 1
Приложение 2
Маршрутный лист
МАША
МИША
Приложение 3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Все детали вырезать по отдельности на цветной бумаге и приклеить к магнитикам. С каждой фразой на доске появляется соответствующая деталь.
Приложение 4
приложение 5
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А
Е
М
И
О
Ы
У
Рисунок 21Рисунок 18мышка компРисунок 15C:\Users\школа\Desktop\мышка комп.jpgРисунок 14Рисунок 12Рисунок 9Рисунок 7Рисунок 6Рисунок 5Рисунок 2Рисунок 1
·