Урок обучения чтению. 1 класс. УМК «Гармония». Технологическая карта урока. Знакомство с буквой Ч ч
Технологическая карта урока
Предмет, класс Обучение грамоте. Чтение. 1-Б класс
Учитель Титова Оксана Владимировна
Тема урока, ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч чМесто и роль урока в изучаемой теме Урок знакомства с новым звуком и буквой; отработка механизма чтения с помощью самостоятельного построения моделей.
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Цель урока Знакомство со звуком /ч*/ и буквой Ч ч, который она обозначает
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Познакомить с буквой Ч, ч; расширить и углубить знания о согласных звуках и буквах в процессе изучения звука и буквы Ч,ч; определять место звука /ч*/ в слове и проводить звуковой анализ слова. Отрабатывать механизм чтения. Продолжить формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух; умение работать с условными знаками и находить «опасности» письма; учить рассуждать; расширять словарный запас. Стимулировать творческую
активность учащихся; прививать интерес к чтению; способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы.
Актуальность использования средств ИКТ
Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедийное устройство, интерактивная доска, электронное сопровождение УМК «Гармония», MS Power Point, MS Word.
Характеристика этапов урока
Этап урока Вре-мяСодержание учебного материала Методыи приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деяте-
льность учеников Развитие УУД Плани-руемыерезуль-татыПознавательнКоммуникатРегулятивн1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
3 мин Приветствие учеников.
- Повернитесь лицом к своему соседу по парте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы
- Послушайте стихотворение и скажите, о ком говорится в этом стихотворении?
Он дружок зверям и детям,Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Это милая мордашка,
Он зовётся … (Чебурашка).
- Чебурашка приглашает на в гости к Чипполино на праздник «День рождения Буквы».Определите, у какой буквы сегодня день рождения? Беседа
Рассказ
Объясни-тельно- иллюстративный
Игровой ПФ Приветствие обучающихсяЭмоциональ-ный настрой.
Эмоциональный настрой на урок:
- Я желаю тебе сегодня добра.
- И я пожелаю добра для тебя.
- Если тебе будет трудно, то я помогу.
- И я тебе помощь свою окажу Обогащение словарного запаса, развитие речи Определение способов взаимодей-ствия.
Волевая саморегуля-ция: мобилизация сил и энергии для совместной работы Понимать цель выполняемых действий
Возникно-вение внутрен-ней потребно-сти включе-ния в деяте-льность2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
8 мин - Сегодня Вы узнаете секрет нового звука и узнаете о нём много интересного.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Гласный или согласный, парный или непарный этот звук?
- Чему Вы сегодня должны научиться?
- Вы хотите этому научиться?
- Чтобы этому научиться, что Вам надо сделать?
Но мы придем на День рождения не с пустыми руками.
- Что приготовил Чебурашка в подарок?
- Какой звук присутствует в каждом из этих слов?
- Давайте выделим звук (ч*) в слове МЯЧ.
- Где находится звук?
- А где находится звук (ч*) в слове ОБРУЧ?
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать!
- Произнесите ещё раз звук (ч*) и определите: твердый он или мягкий? Попробуйте найти его пару по твёрдости-мягкости?
-Какой вывод можно сделать?
- А сейчас подберите ему пару по звонкости-глухости?
- Какой вывод сделаете?
Беседа
Рассказ
Словес-ный Ф
И Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Концентриру-ет внимание на познание нового Ответы на поставленные вопросы, рассматрива-ют страницы Букваря (78-79), называют виды деятельности в течение всего урока.
Произносят звук (ч*)
Самостоятельно делают вывод о его парности по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости Анализ звукового состава слова с целью выделения признаков Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Самостоятельное выделение и формулиро-вание позна-вательной задачи урока
Прини-мают проблем-ную ситуацию, заданную учителем.
Ставят цель, форму-лируют задачи по достиже-нию заданной цели
3. Выявление места и причины затруднения.
3 мин - Звук (ч*) на письме обозначается буквой Ч, ч. Рассмотрите в Букваре образцы печатной буквы Ч - На что похожа буква Ч ?Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
- А для чего нужна прописная буква Ч, может кто-нибудь вспомнит?
- С какими именами мы столкнулись сегодня на уроке, которые начинаются на букву Ч?
Нагля-дный Беседа
Рассказ
Диалог И
Ф
ППобуждает к высказыванию своего мнения Ответы на вопросы Анализ, сравнение, обобщение
Развитие памяти Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблемы, умение полно и точно выражать свои мысли Умение приводить примеры Планиру-ют свою дальней-шую деяте-льность4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Физминутка5 мин
2 мин Чтение слов, данных в столбиках.
- Помогите почтальону Печкину прочитать слова и ответить на вопрос Чебурашки, что общего в словах первого, второго и третьего столбиках?
- Обратите внимание на задание на плашке? О чем оно говорит?
- Прочитайте друг другу цепочку из слов, отметьте «опасные места» для гласных и придумайте по одному слову, чтобы продолжить начатую цепочку.
Методика Деннисона «Гимнастика мозга».
Упражнение «Ленивые восьмерки». Частично – поиско-вый
Двига-тельная актив-ностьФ
ПИ
Ф Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в парах. Организовывает взаимопроверку.
Проводит физминутку. Чтение слов, данных в столбиках.
Оценка усваива-
емого содержания
Выполняют упражнения на развитие внимания.
Умение ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представлен-ную в виде текста, поиск и выделение информации
Синтез как составление целого из частей, в том числе с само-стоятельным достраиванием недостающих компонентов
Развитие смекалки Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив-ном обсуждении
Невербальная коммуника-цияУмение самостояте-льно организовы-вать работу, осуществлять самоконтроль
Контролиро-вать правильность выполнения «Откры-тие» детьми нового знания
Снятие усталости и умствен-ного напряже-ния6. Реализация построенного проекта.
3 мин - Прочитайте словосочетания и постарайтесь запомнить написание слов.
- Обозначьте «опасные места» для гласных и разделите слова на слоги.
- Дайте проверить выполненное задание своему соседу по парте. Практическая работа ППроверяет достижение планируемых результатов Самостоятельно выполняют задание.
Взаимопроверка. Синтез как составление целого из частей
Вербальная коммуника-цияВыделение и осознание обучающими-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Соотно-сят запланированный и получен-ный резу-льтат;
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
3 мин - Ребята, кто из Вас знает, кто такие БЛИЗНЕЦЫ?
(Это дети одной мамы, которые родились вместе)
- Прочитайте, как зовут близнецов?
- Как Вы думаете, а кто Ирина Михайловна?
- Чтобы узнать это, Вам надо прочитать текст.
Проблемный
Работа с учебни-комФ Расширяет словарный запас Знакомятся с лексическим значением нового слова.
Материалы предполага-ют подгото-вку к чтению
и работу с текстом.
Расширение словарного запаса
Развитие произвольно-
сти внимания Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Инициативное сотрудниче-ство в поиске информации Усвоение детьми нового способа действия
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
5 мин - Прочитайте шёпотом текст, не мешая друг другу
- Догадались, кто учительница Лены и Алёши?
- О ком узнали ребята из книг?
Скоро и Вы сможете прочитать эти сказки.
Беседа,
Частично-поиско-выйРабота с учебни-комИ Мотивация учащихся.
Формирова-ние навыков чтения слов, предложений с изученными буквами; развитие речи Самостоятельная работа.
Внутренний диалог Развитие познавательного интереса
Поиск и выделение необходимой информации Владение монологиче-ской и диалогиче-ской формами речи Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Организация, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей
его к включе-нию в дальней-шую познавательную деяте-льность9. Включение в систему знаний и повторение. 5 мин - Определите, какое задание на плашках придумали для Вас Чебурашка и Чипполино?
Дифференцированное задание. Задание на поиск «опасностей» на месте согласных перед
согласными
- Кто может выполнить сам сразу два задания?
- Кто может выполнить только первое задание?
- Кому понадобится моя помощь?
Проверка выполнения задания по эталону.
- Какие слова, со звуком (ч*) встретились Вам в этом тексте?
Подведение итога урока.
- С каким новым звуком познакомились? Охарактеризуйте его.
-Какой буквой он обозначается? На что она похожа?
- Молодцы. Практический
Иссле-дователь-скийБеседа И
Ф Помощь ученикам, которые нуждаются в дополнительной помощи.
Внешний диалог.
Обобщает изученный материал.
Используют ранее полученные знания в практической деятельности
Отвечают на вопросы учителя Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
Развитие избирательности внимания Осуще-ствлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя текст учебника Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном Выявле-ние границ примене-ния нового знания, повторе-ние учебного содержа-ния, необходимого для обеспече-ния содержательной непреры-вности10. Рефлексия учебной деятельности.
. 3 мин - Как Вы думаете, понравилось ли нашим друзьям отмечать вместе с Вами «День рождения буквы Ч,ч?»
- А понравилось ли Вам, как вы сегодня поработали? Оцените свою работу. Поднимите пальчик вверх, если очень хорошо, а если могли бы и лучше, то пальчик вниз.
- А сейчас повернитесь друг к другу, протяните друг к другу руки и сомкните ладошки. Скажите, чувствуете ли Вы тепло, которое дарит Ваш одноклассник? А это значит, что Вы добрые и дружные дети.
- Если захочется узнать побольше о наших друзьях, то дома прочитайте сказки «Чипполино» и «Чебурашка и корокодил Гена» сами или попросите родителей.
Спасибо всем за работу. Диалог, беседа Ф
ППодведение итога занятия
Эмоциональ-ное оценивание работы класса Оценивают собственную деятельность
Умение обобщать, делать вывод.
Прививать любовь к чтению. Умение осуществлять способ взаимодей-ствия с одноклассни-камиОсознание качества и уровня усвоения. Оценива-ние учащими-ся собствен-ной деяте-льности,
Способ-ствовать воспита-нию толеран-тности и этики
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).