Технологическая карта к уроку математики по теме:Обыкновенные дроби
Проект урока по предмету
Учитель математики МБОУ СОШ №55 г. Воронеж ул. Киселёва 2. Щербакова Татьяна Ивановна.
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема Обыкновенные дроби.
Тип урока: урок изучения нового материала
Участники: обучающиеся 5 класса
Цель: Ввести понятие обыкновенных дробей как результата неполного деления, определить их значимость в жизни человека, ввести историческую справку.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: помочь детям определить недостаточность знаний для решения некоторых типов задач на деление, стимулировать их интерес на изучение данной темы , помочь самостоятельно определить значимость изучения материала, помочь научиться выполнять действия с обыкновенными дробями.
Коммуникативные УУД: развивать любовь к математике, уважение к основателям математической науки, уважение к труду, друг к другу, умение слушать и слышать учителя и товарищей , воспитывать сознательную дисциплину, развивать навыки самостоятельности мышления.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя, уметь определять цель учебного задания, анализировать все этапы учебной деятельности в процессе выполнения каждого задания, находить и исправлять ошибки, чётко и обоснованно отвечать на поставленные вопросы, помогать преодолевать трудности товарищам.
Личностные УУД: помочь самостоятельно сформировать мотивацию изучения темы, не занижать и не превышать собственной самооценки, воспитывать упорство в приобретении знаний и умений.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация ,народные сказки ,тетради для составления конспектов.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.
Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность обучащихсяФормы организации урока. УУД
Определение потребностей и мотивов.
1.1. Орг. момент
В ходе беседы готовит обучающихся
к учебной деятельности. Готовятся к изучению материала.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.1.2 Мотивация к учебной деятельности. Создаёт проблемную ситуацию.
Слайд1Вспоминают русские народные сказки.
Коммуникативные: стремление отождествления с решением математической задачи, сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение Слайд 2
Мотивация учащихся.
Вопросы: Какую аналогию можно провести, глядя на данный рисунок?
Что можно рассказать об этом корнеплоде? Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Определить тему ближайшей нашей работы. Данный корнеплод похож на обыкновенную дробь .Дети пытаются сконцентрировать все свои знания. Проведя аналогию, высказывают предположение о том, что речь пойдёт об обыкновенных дробях.
Формулируют тему урока: Обыкновенные дроби. Обыкновенные дроби и действия с обыкновенными дробями. Записывают тему в тетради и в конспекты. Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания, метапредметная связь.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация .2.Принятие учебных целей и условий их достижения.
2.1. Организация познавательной деятельности. Вопросы: что мы назовём числителем, а что знаменателем ?Что показывает знаменатель дроби? А что числитель? Отвечают : вершок и корешок.
На сколько частей надо разделить. Сколько таких частей надо взять. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
Определите по рисунку правильность сбора хорошего урожая. Проведите аналогию правильности и неправильности дробей.
Слайд 3
Когда его корнеплод больше его ботвы.
Формулируют и записывают в конспект определение правильных и неправильных дробей, сверяют с определениями в учебнике. Познавательные: самостоятельное формулирование понятий и определений и их корректировка согласно тексту.
3.Проверка принятой гипотезы.
3.1. Организация
познавательной деятельности.
Первичное закрепление.
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
Коррекция выявленных пробелов.
Обеспечение закрепления в памяти детей знаний, полученных на уроке.
Отработка способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Развитие интеллектуального мышления при решении логических задач.
Итоговый самоконтроль и самооценка.
4.1 организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения материала.
Выявление недостатков в усвоении знаний и умений.
Выявление причин плохого усвоения знаний и умений.
Определение способов их устранения. .
Побуждает интерес детей к продолжению исследования обыкновенных дробей.
А теперь ,ребята, попробуем сравнить обыкновенные дроби с единицей.
Представьте себе, что числитель и знаменатель соревнуются. Числитель «тянет» вверх, а знаменатель вниз.
Ставит задачу правильного чтения обыкновенных дробей.
Пример №1 Прочтите дроби.
3\4 , 5\3 , 11\12, 8\5, 9\24, 18\16, 24\24, 13\12. Выпишите в одну строку правильные дроби, а в другую неправильные.
Ставит задачу закрепления теоретической основы материала.
Пример №2.Заполните пропуски:
а) 5\6 - обыкновенная … (дробь)
б)Числитель дроби - это число, записанное … чертой. (над)
Знаменатель дроби - это число, записанное … чертой.(под)
Например, знаменателем дроби 3\14 является число …, а числителем – число ….(3 и 14)
в) Знаменатель дроби показывает, на сколько … частей разделена … (равных, единица).Числитель дроби показывает, сколько … .(таких частей)
г ) У правильной дроби числитель … знаменателя.(меньше)
У неправильной дроби числитель …знаменателя или … .(больше или равен).
д ) Правильная дробь … 1
Неправильная дробь … 1 или…
Пример №3 Заполните таблицу.
Цель : Отработать практический материал, позволяющий закрепить понятие дроби ,как результата деления.
Пример №4 Какое число лишнее? (дидактическая игра)
5\6, 7\8, 9\5, 2 , 7\20, 84\36 (2 ,т.к. оно натуральное ,а все остальные – дробные).
3\4, 1\2, 31\100, 13\18, 56\49, 111\205 ( 56\49 , т.к. это неправильная дробь, или поскольку это число больше 1).
72\60, 18\30, 46\13, 17\5, 38\19, 42\40. (18\30,т.к. это правильная дробь или поскольку это число меньше 1).
16\8, 13\3, 18\9, 14\2, 14\7, 30\15. ( 13\3, т.к. эту дробь нельзя представить в виде натурального числа).
Цель : Отработать навыки определения правильных и неправильных дробей.
Пример №5 Задачка – шутка.
Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
9\10 было усатых.
Сколько там было безусых солдат? Ответ: 1 или 2
Записывают, комментируют , проверяют друг у друга, работая в паре.
Анализируя данную ситуацию, приходят к выводу, что правильная дробь меньше, а неправильная больше или равна единице.
В ходе беседы, приходят к выводу: чтобы правильно прочитать дробь, надо определить сколько частей взяли в числителе и сколько из знаменателя.
Самостоятельно работают в тетрадях.
Один из учеников на доске. Проверяют ,исправляют, анализируют, отрабатывают понятия.
Работают устно, закрепляя теоретический материал с использованием записей в конспекте и определениями из учебника.
Выполняют индивидуальную работу по заполнению таблицы.
По очереди выходят к интерактивной доске и заполняют нужные строки таблицы.
Отвечают устно на поставленные вопросы. Отбирают лишнее число по определённым свойствам, доказывают правильность своего суждения.
Самостоятельно выполняют задание, стараясь решить быстро и правильно.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное определение, аргументация правильности, сравнительное основополагание, построение логической цепи;
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
4.2.. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Какую тему мы сегодня изучали?
Какие задачи мы сегодня ставили?
Наши задачи выполнены? Отвечают на вопросы: обыкновенные дроби, научиться правильно читать дроби, определять правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, да.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
4.3.Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Изучить материал параграфа (с.86-88);разобрать решение 302,302; выполнить 303,305. По желанию придумать сказку, стихотворение, загадку, кроссворд и т.д. представить себя учителем и придумать ,как лучше объяснить эту тему ученикам с использованим собственных презентаций.
. 4.4. Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Если вы считаете, что поняли тему урока, то правую поднимите руку.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите левую руку.
Обозначьте смайлики вашего настроения по окончанию урока. ( Учитель проходит по рядам и просматривает)
Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! Разрисовывают свои смайлики и кладут на край стола. Коммуникативные: аргументация своего мнения.
Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.