Презентация Возможности использования технологии проблемного обучения в рамках реализации ФГОС НОО
«Возможности использования технологии проблемного обучения в рамках реализации ФГОС НОО»Учитель начальных классовМАОУ «СОШ № 4»г. КолпашевоШуваева Наталья Анатольевна1сентября
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ МОЯ, УВЛЕКАТЬ МЕНЯ, ИСХОДИТЬ ИЗ ДУШИ МОЕЙ» К.Д. Ушинский
Цель применения:Научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий
Функции проблемного обучения:* Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. * Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности. * Формирование всесторонне развитой личности. * Воспитание навыков творческого усвоения знаний. * Воспитание навыков творческого применения знаний. * Формирование и накопление опыта творческой деятельности. * Формирование мотивов обучения, социальных и познавательных потребностей.
Типы проблемных ситуаций* Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения новых фактов.* Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний.* Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.* Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования
Проблемное обучение целесообразно применять:- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным,- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путём созданий проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предложения.
Структура проблемного урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной проблемы.4. «Открытие» учащимися нового знания. 5. Первичное закрепление.6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе. 7. Повторение. 8. Итог занятия.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций: * учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; * сталкивает противоречия практической деятельности;* излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;* предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (например: командира, юриста, педагога);* побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);* ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);* определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);* формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса , противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление « психологической инерции»
Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного метода обученияДеятельность учителя:*создает проблемную ситуацию;*организует размышление над проблемой и ее формулировкой;*организует поиск гипотезы;*организует проверку гипотезы;*организует обобщение результатов и применение полученных знаний.Деятельность учащихся:*осознает противоречия;*формулирует проблему;*выдвигает гипотезы, объясняющие явления;*проверяют гипотезу в эксперименте;*анализируют результаты, делают выводы;*применяют полученные знания.
Методические приемы создания проблемной ситуацииУрок математики по теме «Числа и цифры.» На доске рисунки с изображением одного, двух, пяти, десяти предметов. Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр, цифр народа майя или арабских. УЧИТЕЛЬ-В одной старинной книжке Петя увидел рисунки. Рассмотрите их. Сосчитайте число предметов на каждом рисунке. Разбейте рисунки на группы по количеству предметов.(Предъявление первого факта.)-Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. (Предъявление второго факта.)-Что вы заметили? -Подумайте, что могут означать записи под рисунками? (Побуждение к осознанию противоречия.)-Какова же сегодня тема урока? (Побуждение к формулировке проблемы.) УЧЕНИКИ -Считают число предметов на рисунке. Выполняют разбиение.-Записи под рисунками разные.- Одно и то же число предметов на рисунке, а записи разные.-Записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами).-Числа и цифры. (Учебная проблема как тема.) Предъявляются противоречивые факты, точки зрения. Младшим школьникам предлагается ответить на вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного вы заметили?».
Сталкиваются мнения учеников вопросом или практическим заданием. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Сколько в классе мнений?», «Почему так получилось?». Этот прием целесообразно использовать при ознакомлении обучающихся с различными способами решения уравнений, задач, вычислений.Урок математики по теме «Задачи в два действия (решение задачи различными способами)». УЧИТЕЛЬ-Прочитайте задачу (задача в учебнике).-Петя и Катя решили эту задачу по-разному. Рассмотрите их решения.-Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.)-Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) УЧЕНИКИ -Испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации.)-Два мнения. (Осознание противоречия.)-Кто прав? Можно ли задачу решить разными способами? (Учебная проблема как вопрос.)
Урок окружающего мира по теме «Твои помощники - органы чувств».Актуализация знаний и постановка проблемы.-Наш учебник-тетрадь называется «Я и мир вокруг». Что дает нам возможность познавать окружающий мир?-Как вы отличаете, где вы находитесь? (По набору предметов.)-Как вы отличали все эти предметы, которые вы перечислили? (По признакам.)-Какие помощники помогают нам узнать признаки? Учебник-тетрадь, стр. 3.-Отгадайте, как называются наши помощники? От названия каждого предмета возьми первую букву и сложи слова (органы чувств).-Нам надо узнать, какова «профессия» этих органов чувств и почему их называют органами чувств.-К нам пришел странный человечек (рисунок человека без органов чувств). Что вы заметили? (Нет глаз, ушей, носа, рта.)-А зачем нужны эти органы? (Дети высказывают свои предположения: глаза - чтобы видеть; уши - чтобы слышать; нос - чтобы нюхать (обонять); рот и язык - чтобы есть и чувствовать вкус пищи; кожа - орган осязания, она помогает почувствовать поверхность предметов.)Совместное «открытие» новых знаний. Работа в группах.-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?-Какой главный вопрос нашего урока? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.)-Каждая группа получает свое задание. Ваша цель - определить, какой орган чувств помогает выполнить полученное задание.1 группа. С закрытыми глазами определить фрукты и овощи.2 группа. С закрытыми глазами определить кофе, апельсин, лук, чеснок.3 группа. На первом альбомном листе смешать красную и желтую краски. Что получится? На втором альбомном листе смешать желтую и синюю краски. Что получится?4 группа. С закрытыми глазами определить, где находится горох, гречка, манная крупа, рис.5 группа. С закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.Анализ работы в группах.(Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, к нарисованному человечку прикрепляются рисунки органов чувств, карточки с их названиями и основной «профессией», которую выполняет данный орган.)
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданиемАНАЛИЗПрактическое задание на новый материал, проверка заданияУЧИТЕЛЬНеобходимо записать на доске слово МАЛИНА, но оно не помещается на строке.А что значит перенести?Помогите мне перенести это слово.Задание было одно, а ответов много. Почему? Что мы знаем?УЧЕНИКНадо перенестиОдну часть оставить на строке, а другую перенести на следующую.Мал-ина, ма-лина, мали-на, малин-аКак переносят слова.
Урок русского языка по теме «Повторение написания заглавной буквы и разделительного Ь в словах»АНАЛИЗПодводящий к теме диалогУЧИТЕЛЬПрочитайте слова, что они означают?Что надо помнить при написании имен?Что общего есть в этих словах?В каких случаях пишется разделительный Ь?Какая же будет тема урока? УЧЕНИКДарья, Софья, ИльяИмена пишем с большой буквыРазделительный ЬВ середине слова между согласной и гласнойПовторение написания заглавной буквы и разделительного Ь в словах
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить урок по такой структуре по любым предметам. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях. «Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.» Э.И.Александрова