Пояснительная записка «Способы использования элементов проблемного обучения на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО
«Способы использования элементов проблемного обучения на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО»
Пищугина Елена Владимировна, учитель технологии МКОУ СОШ №5 г. Майского
Пояснительная записка.
Мы живем в то время, когда качественное образование необходимо каждому человеку. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образовательного процесса. Учителя ищут творческий подход в обучении, создают обстановку взаимодействия и взаимной ответственности для достижения результативности обучения.
Сейчас отношение людей к своему учению стало избирательным, прагматичным. Никто не желает тратить своё время на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает никакой пользы. Следовательно, стимулы нужно искать в продуктивном назначении обучения: если они очевидны – ученик берётся за трудное дело. Поэтому нужно построить обучение таким образом, чтобы непосредственная деятельность школьников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеурочные интересы и склонности, их чувства не оставались за порогом школы, а учитывались при организации общения на уроках. Но в эпоху нынешней информационной цивилизации приходится работать в условиях, когда научные знания устаревают быстрее, чем успевают усваиваться учениками, поэтому нужны новые формы и методы обучения для подготовки творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Ведь цель учителя - воспитать человека так, чтобы он соответствовал требованиям современности. Поэтому следует организовать обучение таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрыться как творческая личность. Всё это требует инновационного подхода к организации учебной деятельности, к поиску новых форм и методов работы. Для решения этой задачи используются современные технологии и широкие возможности сисиемно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС и предполагает ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Не секрет, что современные школьники не очень любят читать, писать, однако, урок технологии – это урок, на котором можно получить определенные практические навыки, которые учащийся сможет в дальнейшем применить в реальной жизни. Но как приобщить ученика к получению этих навыков? В этом помогает проблемный метод обучения, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию.
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». В связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии уделяется большое внимание теоретическим основам проблемного обучения и его практическому применению в школе. Этот интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях». Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес. Интерес – потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества. Признаки наличия учебной проблемы:
- наличие проблемной ситуации,
- информационная готовность к решению,
- внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию,
- вариативность решения.
Правила создания проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
Это служит непосредственным образовательным целям.
Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Проблемное обучение на уроках технологии «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, так как по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания технологии.
Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом занятии и всех его этапах. Необходимо постоянное, а не эпизодическое его использование. И здесь следует подчеркнуть, что проблемным обучение называют не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение упражнений.
Для решения учебных проблем достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует предложить им объяснение - показ трудовых приемов, а какой – путем решения учебных проблем и затем выполнения технологических действий?
Проблемное задание. Этапы решения проблемных задач.
Итак, все начинается с проблемного задания. Оно может быть выдвинуто в форме вопроса, задачи или практического задания.
На уроке технологии проблемная задача отличается от проблемного вопроса тем, что данные задачи представлены более широко, с использованием чисел, и решение ведется не только путем логических рассуждений, но и с помощью соответствующих вычислений, более широких доказательств. Например, я начинаю изготовление комбинированной шкатулки с решения проблемной задачи. По готовому изделию нужно определить необходимое количество материала и, главное, рационально разметить заготовку, размеры которой таковы, что только в этом случае ее хватает для шкатулки. Учащиеся снимают с готовых изделий необходимые размеры, подсчитывают, сколько дерева затрачивается на все части шкатулки. Когда подходит очередь сопоставить количество необходимого и имеющегося материала, возникает проблема - как провести разметку, чтобы хватило материала. Чтобы учащиеся не копировали друг у друга порядок разметки, я выдаю им заготовки различной формы. Бывают и такие заготовки, которых не хватает для данного изделия. В таких случаях я просшу изменить какой-нибудь из элементов конструкции так, чтобы хватило материала, и не нарушились технические требования к изделию.
Проблемные практические задания также включают известное и неизвестное, но они связаны со способами действия. В результате выполнения такого задания учащийся должен найти новый способ действия либо применить известный в новых условиях. Например, при изготовлении рамки для портрета учащийся соединил углы в шип под 45 градусов. Соединение планок в каждом углу было выполнено без зазора. Когда же из этих планок сложили рамку, то в результате различных неточностей в соединении возникли зазоры. Что сделать, чтобы ликвидировать их? Попытка учащегося устранить недостаток подчисткой соединений только ухудшила дело. Так возникла необходимость в новом, неизвестном до этого действии – припасовке соединений с помощью специальной пилки.
Итак, при решении проблемных задач следует выделить четыре этапа:
Первый этап: анализ условий задачи (назначение изделия, определение требований к нему);
Второй этап: конструирование, разработка технологии изготовления изделия (подготовка эскиза или чертежа, определение перечня и последовательности операций, выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования и др.);
Третий этап: изготовление изделия (поиск в процессе работы наиболее оптимальных приемов, способов обработки и т. д.);
Четвёртый этап: контроль качества готового изделия, выявление его недостатков, способов их устранения.
Каждый из названных этапов предоставляет учителю большие возможности для активизации мыслительной и практической деятельности учащихся. Очень важно при этом обеспечить максимум их самостоятельности. Дело учителя – постановка проблем, наводящие вопросы, сообщение справочной информации (или отсылка к соответствующей литературе) и т. п. все это надо делать, конечно, с учетом возрастных возможностей учащихся, уровня их подготовленности. Решение подобных задач при изготовлении изделий способствует не только развитию технического мышления учащихся, но и их художественного вкуса. Это удается тогда, когда при изготовлении изделий учитель добивается от школьников, конечно, на доступном им уровне, выполнение комплекса требований: конструктивности (устойчивость, надежность); экономичности (подбор дешевых и доступных материалов при минимуме отходов); технологичности (простота изготовления, минимум времени на него); дизайна (общественная польза, удобство эксплуатации, красота). Уровни проблемного обучения.
Организации трудового обучения с использованием проблемных заданий должна предшествовать определенная подготовка. Прежде всего, учителю необходимо установить, какие новые знания и способы действия учащимся предстоит усвоить по изучаемой теме или разделу учебного материала. Затем определить, какие из них целесообразно изучить проблемно, а какие – репродуктивно. По выделенным для проблемного усвоения новым знаниям и способам действия, базируясь на заложенных в них противоречиях, нужно сформулировать задания, после чего, исходя из дидактических требований, предъявляемых к последовательности решения учебных проблем, создать систему проблемных заданий и определить место каждого из них в цикле уроков по данной теме. Выделяют четыре уровня проблемного обучения:
Первый уровень – учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, обеспечивает фактическим материалом для работы, указывает методы решения учебных проблем, разъясняет логические приемы перехода от неизвестного к известному и делает выводы. С помощью наводящих вопросов вовлекает учащихся в диалог. Находясь в состоянии проблемной ситуации, школьники следят за ходом мыслительной деятельности учителя, активнее усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности;
Второй уровень – учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учащимися формирует учебную проблему и при их участии решает ее. По ходу анализа условий проблемного задания и при решении учебной проблемы школьники под руководством педагога должны выявить сущность процессов и явлений, содержащихся в задании, найти недостающие данные, выдвинуть предположения, обосновать и доказать свои гипотезы;
Третий уровень – учитель создает проблемную ситуацию, помогает учащимся сформулировать учебную проблему. Учащиеся самостоятельно находят метод ее решения, раскрывают причинно-следственные связи процессов и явлений, рассматриваемых в задании, вместе с учителем формируют выводы;
Четвертый уровень – учитель, излагая учебный материал или содержание трудового задания, создает условия для возникновения проблемных ситуаций. При этом школьники самостоятельно формируют учебную проблему. Наводящие вопросы учителя помогают им обнаружить противоречия в фактах и доказательствах и прийти к тем выводам и сообщениям, которые соответствуют логике учебного материала.
Создание системы проблемных заданий и определение места каждого из них в системе уроков по данной теме производятся после того, как подобраны и сформулированы необходимые задания. При этом следует предусмотреть, чтобы проблемные вопросы, задачи, практические задания, входящие в систему, располагались в порядке возрастания трудности; они должны включать конструкторские, технологические и организационные вопросы по изучаемой теме. Используя их, можно создавать проблемные ситуации различных типов, вызывая потребность в противопоставлении, сравнении, анализе, синтезе, обобщении и формулировании выводов. Другими словами, система проблемных заданий должна представлять собой определенную программу, выполнение которой способствовало бы активному и сознательному усвоению новых знаний и способов действий учащимися, обеспечивало планомерный переход с одного уровня обучения на другой, более высокий и творческий.
Вот пример проблемной ситуации при изучении раздела «Обработка древесины».
Урок «Подготовка токарного станка по обработке древесины»
После проверки усвоенных на предыдущем занятии знаний по устройству станка я предлагаю следующие технические задачи, в ходе решения которых усваиваются приемы разметки торцов заготовок:
Сечение заготовки – квадрат. Найдите центр в торце заготовки. Когда удобнее размечать центр – до строгания заготовки на восьмигранник или после?
Сечение заготовки – прямоугольник. Найдите центр в торце заготовки.
Сечение заготовки – круг. Каким способом можно найти центр на торце заготовки?
Знакомя учеников с приемами закрепления заготовки, я обращаю их внимание на трезубец в патроне, форма которого напоминает долото. Следовательно, при насадке заготовки трезубец будет действовать как клин и может ее расколоть. Возникает проблемная ситуация, решение которой требует разработки такой формы трезубца, которая бы уменьшила его раскалывающее действие и в то же время обеспечивала надежное закрепление заготовки. Если учащиеся затрудняются в разрешении этой ситуации, то я задаю дополнительные вопросы: «Вспомните, как действует долото, если острие его направлено вдоль волокон заготовки? Как будут действовать зубцы патрона на заготовку при ее насадке? Какую форму надо придать зубцам, чтобы их раскалывающее действие уменьшилось? После обсуждения я предлагаю внимательно рассмотреть форму боковых зубцов трезубца и сравнить ее с поступившими предложениями.
Заключение
Современное хозяйство требует от работников проявление аккуратности, самостоятельности и творческого подхода при решении практических задач, применения знаний и умений в новых нестандартных ситуациях. Формированию этих качеств на уроках технологии способствует использование проблемных ситуаций и технических задач. Каждая из них в свою очередь, содержит проблемную ситуацию и, как правило, может иметь несколько решений, из которых только одно оптимальное – технически и экономически приемлемое.
Использование в трудовом обучении проблемных ситуаций и технических задач позволяет добиваться лучшего усвоения системы знаний и умений, способов умственной и практической деятельности; формирования навыков творческого применения усвоенных знаний и умений, приемов труда; развития активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Мой опыт использования проблемных ситуаций и технических задач показал, что желаемый эффект может быть достигнут, когда они используются не случайно, а в определенной системе, подчиненной логике программы, поставленных перед школой воспитательных и дидактических задач.