Рабочая программа по литературе. 6 класс.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
Литература
Рабочая программа для учащихся ___6___класса
Рассмотрена:Составитель:
Педагогическим советом Шумакова Ирина Анатольевна _________________________
Протокол № ____
От «___» ____________ 2014 г.
Согласовано: Утверждена
Завуч ______ И.А.Шумакова Приказ № _____
От «___» ___________ 2014 г.
Директор _________ В.Д.Чижикова
д.Лужецкая 2014 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерная программа основного общего образования по литературе Министерства образования и науки РФ (базовый уровень);
программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной.– М.:Просвещение, 2008
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2010;
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год.
Учебно-методический комплекс
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной.– М.:Просвещение, 2008
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год предусматривает на изучение литературы в 6 классе – 70 часов.
Цели и задачи курса
Цель:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, работа с таблицей, проверочные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой, тест.Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;- выразительное чтение художественного текста;- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;- анализ и интерпретация произведения;- составление планов и написание отзывов о произведениях;- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Виды и формы контроля.
Формы контроля достижений учащихся:
тестовые задания;
сочинения;
работа с раздаточным материалом.
Виды контроля:
самоконтроль;
взаимоконтроль;
контроль учителя.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
урок изучения и первичного закрепления знаний;
урок закрепления новых знаний и выработки умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и контроля знаний;
урок коррекции знаний;
комбинированный урок;
урок применения знаний;
урок внеклассного чтения;
урок развития речи.
Учебно-тематический план
Содержание Количество часов Количество уроков развития речи
Введение 1 Устное народное творчество 3 1
Из древнерусской литературы 2 Из русской литературы XVIII века 1 Из русской литературы XIX века 30 3
Из русской литературы XX века 22 4
Из литературы народов России 2 Зарубежная литература 9 Резервные уроки 2 Всего часов 70 8
Краткое содержание изучаемого материала
(70 ч)
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Из литературы народов России.
Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».
Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Календарно-тематическое планирование
по литературе
Класс ___6____
Количество часов:
Всего __70____ часов; в неделю ___2___ часа.
Уроков развития речи– 8 ч.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.:Просвещение, 2008
Учебник:Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2010.
Календарно-тематические планирование уроков литературы
№п/п№ в разделе Тема урока Домашнее задание Дата
проведения
по плану фактически
Введение (1 час)
1 1 В дорогу зовущиеПодготовить устный рассказ Устное народное творчество (3 часа)
2. 1 Вн.чт. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни Выразительное чтение одной из обрядовых песен. 3. 2 «Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки Составить устный рассказ, используя поговорки 4. 3 Р.р. В чём красота и мудрость русского фольклора? Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение Руси Из древнерусской литературы (2 часа)
5 1 Русские летописи. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия Конспект стр. 18-23 6 2 «Сказание о белгородском киселе» Задание 2 стр. 26 Из литературы XVIII века (1 ч.)
7 1 И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства Задания 3-5 стр. 30 Из русской литературы XIX века (30 часов)
8 1 И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства Выучить басню 9 2 И. А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик» Выразит.чтение басни, вопр. 3-5 стр. 43 10 3 А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Выучить стихотворение «И.И. Пущину» 11 4 Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта Выучить стихотворение , вопр. стр.54 12 5 Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе Выучить стихотворение 13 6 Р.р. Двусложные размеры стиха. Теория стр.58-59, прочитать 1-4 гл. романа А.С.Пушкина «Дубровский» 14 7 Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова Вопросы к 1-4 главам, нарисовать гербы Троекуровых и Дубровских 15 8 Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши ТроекуровойСоставить простой план романа 16 9 Сюжет и композиция романа «Дубровский» Сравнить описание двух усадеб: Покровского и Кистенёвки (гл.3) 17 10 Р.р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский».Прочитать повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». 18 11 Вн.чт. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». Подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове 19 12 М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Выучить стихотворение «Тучи» наизусть, иллюстрации 20 13 Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Листок», «На севере диком» Выучить наизусть одно из стихотворений, вопр.2 стр. 172 21 14 И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Вопросы 1-2 стр. 207 22 15 Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг» Написать мини-сочинение «Рассказ о моём товарище» 23 16 Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», « С поляны коршун поднялся» Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений 24 17 Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения Выучить стихотворение наизусть 25 18 А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви Выучить наизусть понравившееся стихотворение 26 19 Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя Вопросы и задания стр. 235 27 20 Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» Выучить отрывок из стих-я Некрасова «Железная дорога», прочитать поэму «Дедушка». 28 21 Вн.чт. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» Устное сочинение на тему «Чем волнуют нас стихотворения Некрасова» 29 22 Р.р. Трёхсложные размеры стиха Задания стр. 256, подготовиться к зачёту 30 23 Зачёт по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Левша» 31 24 Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера Подготовить рассказ о тульском мастеровом 32 25 «…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н.С.Лесков). Народ и власть в сказе Задания 1-4 стр. 306-307 33 26 Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша» Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» 34 27 Вн.чт. Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа, сопроводив её цитатой из текста 35 28 А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе Прочитать рассказ «Смерть чиновника», подготовить его пересказ 36 29 Вн.чт. А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника» Написать сочинение на тему «За какого человека боролся Чехов в своих рассказах?» 37 30 Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Выучить наизусть понравившееся стихотворение Из русской литературы XX века (22 часа)
38 1 А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и АссольПрочитать сказку-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок», вопр.4 стр. 39 39 2 А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас Прочитать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца» 40 3 М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый АнтипычВыделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти. Составить план рассказа о героине произведения. 41 4 Тропа Насти Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Митраши, составить план его хар-ки. 42 5 Тропа МитрашиПодготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши. 43 6 Р.р. Сочинение сравнительная характеристика Насти и МитрашиДописать сочинение дома 44 7 «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести Прочитать рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» 45 8 Вн.чт. Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Написать сочинение о своём друге 46 9 Р.р. Стихотворения о Великой Отечественной войне Выучить наизусть одно из стихотворений 47 10 В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» Вопросы и задания 1-4 стр. 112 48 11 Р.р. Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой» Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов 49 12 В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» Вопросы и задания 7-9 стр. 155 50 13 Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа Вопросы и задания 1,2,4 стр. 156 51 14 Р.р. Сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина Прочитать рассказ В.Шукшина «Срезал» 52 15 Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» Прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители» 53 16 Вн. чт. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» 54 17 Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе Задание 2 стр. 194 (составить рассказ) 55 18 Родная природа в стих-ях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стих-я «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Выразительное чтение стих-ий А.Блока, нарисовать иллюстра-цию к любому стих-ю 56 19 С.А.Есенин. Стих-я «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша» Нарисовать иллюстрацию к одному из стих-ий С.Есенина, выучить стих-е (на выбор) 57 20 А.А.Ахматова. Стих-е «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты Выучить наизусть стих-е «Перед весной бывают дни такие…», нарисовать иллюстрацию к стих-ю58 21 Н.М.Рубцов. «Тихая» лирика. Стих-я «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» Выучить понравившееся стих-е наизусть Из литературы народов России (2 часа). 59 1 Габдулла Тукай. Стих-я «Родная деревня», «Книга» Подготовить сообщение о балкарском поэте К. Кулиеве 60 2 Кайсын Кулиев. Стих-я «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Конспект статьи стр.213-214 Из зарубежной литературы (9 часов) 61 1 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» Задание 5 стр. 222 62 2 Сказание о поэтах-певцах в греческой мифологии. Легенда об АрионеЗадание 2 стр. 225, читать стр.227-233 63 3 Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Задания 10-11 стр. 262, читать стр. 263-265 64 4 Вн.чт. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» Подготовить сообщение о романе «Дон Кихот» 65 5 И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» Задания 3-4 стр. 272 66 6 П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» Задание 5 стр. 292 67 7 Вн.чт. М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду романа. Озаглавить её словами из текста 68 8 А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча Вопросы стр. 313 69 9 Итоговая викторина по произведениям, изученным в 6 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся 6 класса Список литературы для чтения летом 70 Резервный урок
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь :видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Список учебников и учебных пособий
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2007
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной/ авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2013
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Коровина В.Я.-М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной.– М.:Просвещение, 2008
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 6классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000
Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс /авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008