Технологическая урока по математике на тему Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (5 класс)
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И
« Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование: доска, задания для выполнения на уроке, интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями, карточки самооценивания, задания для домашней работы, презентация.
Цели урока:
Обучающие: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Развивающие: Развивать память, внимание, любознательность, навыки устного счёта, грамотности математической речи.
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный.
Планируемый результат.
УУД.
Личностные: складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями; формируют внимательность и аккуратность в вычислениях, требовательное отношение к себе и к своей работе.
Познавательные: закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямии, систематизируют знания и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации применять понятие сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель, в соответствии с ней планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи. Уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Этап
урока. Задачи этапа. Деятельность учителя. Деятельность учеников. Время. Формируемые УУД
1.Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание благоприятного психологического настроя на работу.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Здравствуйте! Мы начинаем наш урок. Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам.
У – успех,
Р – радость,
О – одаренность,
К – коллектив.
Надеюсь, что сегодня на уроке вас ждет и успех, и радость. И вы, работая в коллективе, покажите свою одарённость.
Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе. Перед вами стоит задача показать, как вы знаете правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, как умеете применять эти и другие правила при решении конкретных примеров и задач. (слайд 2)
И оценивать себя на уроке вам предстоит самим. (раздача листов самооценки)
Итак,удачи вам!!! Включаются в деловой ритм урока.
Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.
3 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.Личностные: мотивация учения.
2. Актуализация знаний. Актуализация опорных знаний и способов действий. Сейчас мы вспомним основной теоретический материал. Вы будете работать в паре: задайте своему соседу 3 вопроса по теме урока. Если он затрудняется с ответом – ответь сам.
(слайд 3) Примерные вопросы:
Что показывает числитель и знаменатель дроби?
Правило сравнения дробей.
Какая дробь называется правильной?
Сравните правильную дробь с единицей.
Какая дробь называется неправильной?
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Какую часть года составляет 5 месяцев? и т.д Молодцы! Поставьте себе оценку в лист самооценки за знание правил.
А сейчас устно решим следующие задания. (слайд 4)
Вычислить:
Найти ошибку:
В букете 3 тюльпана и 2 нарцисса. Какую часть букета составляют тюльпаны?
Участвуют в работе по повторению: в беседе с соседом по парте отвечают на поставленные вопросы, устно решают примеры по теме. 7 Познавательные:
структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала
3. Применение знаний и умений в разных ситуациях. Показать разнообразие примеров на применениесложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Организация и контроль за процессом решения уравнений.
1.Сейчас вы будете работать в группах. Каждая из групп получит набор карточек: на одной стороне которой записано уравнение, на другой изображена часть рисунка. Каждый член команды решает свое уравнение, затем вы записываете все полученные ответы и располагаете их в порядке возрастания. Разложите карточки с уравнениями в порядке возрастания их ответов, переверните их и посмотрите, что у вас получилось! (слайд 5)
2.индивидуальная работа по карточкам.
А сейчас оцените свои возможности и возьмите у меня карточку с разной степенью сложности. Если вы хотите получить оценку «3», то берите карточку с 3-мя примерами, если «4» - то ваша карточка с 4-мя примерами, а если вы уверены в своих силах, то выбирайте 5 примеров. (образец карточки на слайде 6, ответы к заданиям –на слайде 7)
3.это интересно! (слайд 8)
Шагающие ноги. , (слайд)
В Древнем Египте вместо привычных для нас знаков «+» и «-» использовали знаки и (идущие ноги). Анализируя данные равенства, среди которых одно неверное, а остальные верные, определите, какое действие обозначено знаком , а какое знаком?
=
=
=
=
Решают уравнения, работают в группах.
16 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
4.Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
(слайд 9) Давайте немного отдохнём.
Поднимает руки класс — это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к рукам прижать –это «пять».
Всем ребятам надо сесть –это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу 2 5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
(слайд 10) Ребята, сейчас мы с вами будем решать задания из ГИА, ведь подготовку к ней мы должны начинать уже сейчас. (слайд 11-13)
1. Какая из дробей ½, 6/7, 11/10, 3/8 нарушает признак, по которому записаны остальные дроби?
а) ½ б) 6/7 в) 11/10 г) 3/8
2. В корзине лежат красные и желтые яблоки, всего 18 яблок. Красных яблок 5. Какую часть всех яблок составляют желтые яблоки?
а) 13/18 б) 5/18 в) 5/13 г) 1/5
3. Дробь х/5 является правильной, если
а) х – любое число б) х=5 или х˂5 в) х=5 или х˃5 г)0˂х˂5
4. Какая дробь должна быть следующей в ряду 64/70, 60/70, 56/70, 52/70, …
а)44/70, б) 40/70, в) 48/70. г) 46/70
5. Сколько правильных дробей со знаменателем 7 расположено на координатном луче между дробями 1/7 и 5/7?
а) одна б) две в) три г) четыре
6. Первый тракторист вспахал 2/7 поля, второй — 3/7 поля. Вместе они вспахали 10 га. Определите площадь поля.
а) 20 б) 14 в) 5 г) 21
7. Два брата собирали грибы. Из 80 грибов были подосиновики, а белые. Сколько белых и подосиновиков нашли братья?
а) 52 б) 32 в) 20 г) 28
Проверим ответы. 1 в 2 а 3 г 4 в 5 в 6 б 7 а
(слайд 14) Учащиеся сначала выполняют, а затем анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения примеров и задач. 12 Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).
Коммуникативные:
планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
6.Рефлексия. Дать количественную оценку работы учащихся. Подводят итоги работы пар и класса в целом. Организуют обсуждение:
Какова была тема урока?
Какую задачу ставили?
Каким способом решали поставленную задачу?
Сейчас мы посмотрим, как вы оцениваете свою работу на уроке: Если вы считаете, что заслужили оценку «5», то приклейте на доску зелёный листочек.
Если оценку «4», что то приклейте желтый листочек.
Если вы считаете, что ваша оценка «3», то приклейте красный листочек.
Если вы заслужили «2», то приклейте белый листочек. Учащиеся подводят итоги своей работы и приклеивают листочки на доску.
2 Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке.
7. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Даёт комментарий к домашнему заданию.
Дома вам предстоит выполнить тест по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». (тест №21 из УМК «Тесты по математике» к учебнику Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс»)
Вы хорошо поработали. Всем спасибо за урок! (слайд 17) Учащиеся записывают в дневники задание 3 Используемая литература
Математика: учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2013.
Тесты по математике: 5 кл: к учебнику Н. Я. Виленкина и др «Математика. 5 класс» / В. Н. Рудницкая. – М.: Экзамен, 2013.
festival.1september.ru/articles/611694/
Лист самооценки
Фамилия и имя ученика _________________________
Задания оценка
1 Знание правил 2 Устные упражнения 3 Работа в группе (решение уравнений) 4 Индивидуальная работа (по карточкам) 5 ГИА общее