Урок по окружающему миру на тему В гости к весне
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г.о Нальчик
Урок по окружающему миру во 2 классе
Тема : « В гости к весне »
Составила учитель
начальных классов
Байкишиева И.А
г.о.Нальчик
2016 г.
Пояснительная записка.
В начальной школе значение наглядных материалов на уроках для усвоения учебной программы очень велико. Особенно это важно в 1-2 классе, когда закладывается интерес к учебной деятельности. Использование информационных технологий помогает учителю при подготовке к уроку и во время учебного процесса, позволяет акцентировать внимание учащихся на изучаемом материале, объекте.
На данном уроке была использована такая информационная технология, как презентация, которая сопровождала каждый этап занятия. С помощью таких методов, как наглядные (фото, мультимедиа), словесные (текст, аудиосредства), поисковые, индивидуальные, групповые, творческие (игры), проблемно-развивающие, учащиеся знакомились с изменениями в живой и неживой природе весной, наблюдали за явлениями природы, растениями и животными.
Материал урока был разделён с помощью гиперссылок по месяцам весны: март, апрель, май. Содержание каждой гиперссылки было наполнено текстовым и мультимедиаматериалом. Такая структура помогает привести знания детей в систему.
Анимация, использованная на данном уроке, внесла элемент занимательности, сделав его интересным для детей. Персонажи ( Весна, Сова) не только присутствовали на слайдах, но и были активными участниками процесса занятия: они рассказывали и задавали вопросы, помогали сделать правильные выводы.
Таким образом, информационные технологии, применяемые на уроках окружающего мира, позволяют виртуально ввести ребёнка в мир природы, не прикасаясь к нему, что формирует бережное отношение к природе, отменяет использование гербариев.
Тема урока : В гости к весне.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока : заочная экскурсия.
Цель : познакомить детей с признаками весны в процессе наблюдения за явлениями
живой и неживой природы; формирование умений по выполнению аппликации из бумаг.
Задачи : - расширение знаний о характерных признаках весны в неживой и живой природе
- углубление знаний о жизни растений, животных, птиц
- развитие познавательного интереса, умения наблюдать, обобщать, делать
выводы на основе полученной информации, развитие речи учащихся
- воспитание бережного отношения, любви к природе
- поощрять творчество при изучении новой темы.
Оборудование : - MS Office 2003
- презентация Power Point к уроку;
- мультимедийный проектор.
- учебник «Окружающий мир » 2 класс, автор Плешаков А.А.
·
Москва: Просвещение, 2015 г.
-ножницы, клей.
-карточки для индивидуальной, групповой работы.
Ход урока.
Деятельность учителя, учащихся
Использование информационных технологий
1.
2.
3.
4.
Орг. момент.
Учитель :
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Прежде чем познакомиться с новой темой, повторим знания ,полученные на прошлом уроке.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Дети, какие бывают формы земной поверхности?
Дети:
-Горы и равнины .
Учитель:
-А на какие 2 группы делятся равнины?
Дети:
-Плоские и холмистые .
Молодцы, ребята. Я смотрю, прошлую тему мы изучили хорошо.Давайте приступим к сегодняшней.
Сообщение темы, целей урока.
(Слайд 2)Цель нашего урока познакомиться с признаками весны в живой и неживой природе.
(слайд 3)Наши задачи- это :
расширить знания о характерных признаках весны в живой и неживой природе, развить познавательный интерес, воспитать бережное отношение и любовь к природе.
Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие ,в гости к очень красивому времени года. А к какому именно вы уже догадайтесь сами . Итак, начнем.
Ручейки бегут быстрее,Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад- Заглянул к нам месяц (март)( слайд 4 )
Мишка вылез из берлоги,Грязь и лужи на дороге,В небе жаворонка трель- В гости к нам пришёл ...( слайд 5 )
Сад примерил белый цвет,Соловей поет сонет,В зелень наш оделся край- Нас теплом встречает ...( слайд 6 )
Ребята, так к какому времени года они относятся?
Дети:
Весна.
-Правильно. Значит,мы идем в гости к ?
Дети:
Зиме.
Дети:
-Мы отправляемся в гости к весне.( слайд 7 )
Основная часть урока.
Учитель:
- В природе бывает три весны: весна света, весна воды и весна травы.(слайд №8)
-Первый весенний месяц – март –весна света. Как вы думаете, почему?(слайд № 9)
Выслушиваются ответы детей.
Учитель:
- Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ? (слайд № 10)
Дети:
- Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю.
Учитель :
- Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель ( слайд 11 )
Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?(слайд № 12)
Дети:
- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.
Учитель :
- Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.
Дети :
- Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.
Посмотрите, что происходит с сосульками?(слайд № 13)
Дети:
- Сосульки тают, капают.
Учитель:
-Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель.
-Дети, отгадайте загадку.(слайд № 14)
К маме - речке я бегу,
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился весной.
Дети :
- Это ручей.
Учитель:
- Запестрели повсюду весенние цветы (слайд № 15). Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. К ним относятся ветреница, хохлатка, мать-и-мачеха, медуница.
Игра «Что здесь лишнее? » (слайд № 16)
Весна:
- А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. У каждого из вас на столе карточка №1.
Выберите лишнее слово и зачеркните его.
1.Капель, листопад, оттепель, проталины, ледоход.
2. Медуница, хохлатка, василёк, мать-и-мачеха.
Закончили? Теперь поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность решения.
Дети:
- Лишним здесь будет листопад, т.к. это осеннее явление природы, а во второй строчке лишним будет василёк, он цветёт летом.
Учитель:
Следующий весенний месяц – апрель (слайд № 17). Это весна воды. Этот месяц в народе так и называется – водолей.
Учитель :
- Ребята, посмотрите, что произошло с рекой? (слайд № 18)
Дети:
- В реке стало много воды, она вышла из берегов.
Учитель :
- Это явление называется половодье.
Весна :
-Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 19)
Дети:
- Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы (слайд 20)
Я приготовила вам загадки про птиц .(слайд № 21). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ».
Маленький мальчишка,(слайд № 22)
В сером ярмячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает. ( воробей)
Я по дереву стучу,(слайд № 23)
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (дятел)
Серая воровка села на ветку.(слайд № 24)
Зорким глазом косит,
Украсть норовит. ( ворона)
Учитель:
- Сделаем вывод. Какие явления природы мы наблюдали в апреле ?
Дети обобщают изученный материал.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 25)
Учитель :
-Третий весенний месяц – май.
Это весна травы. Май так и называют – травень – цветень (слайд № 26). Это месяц первой зелени, цветов, первых весенних гроз (слайд № 27).
Игра « Расставь по порядку ».
- Расставьте картинки в правильной последовательности ( деревья с голыми ветками, с почками, с цветами.) (слайд № 28)
Весна :
-Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 29)
(ответы детей)
(СЛАЙД 30 )Просыпаются от сна медведи, барсуки и ежи.
(Слайд 28) Весной многие животные линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси.
(Слайды 29,30) Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.
А теперь давайте повторим, какие изменения живой и неживой природы происходят в мае ?
Выслушиваются ответы детей.
Закрепление изученного материала.
Учитель :
Ребята, давайте проверим насколько внимательны были вы во время нашей экскурсии.
Задание вы будете выполнять в парах. У вас на партах есть листочки , на которых написаны весенние явления природы. Распределите их в 2 столбика : относящиеся к живой и неживой природе ( капель, оттепель, оттаивание почвы, таяние снега, первые грозы, прилёт птиц, появление подснежников, цветение растений, появление насекомых, линька животных.) (слайд № 31)
Проверка задания на слайде.
ПРОЕКТ «В гости к весне»(Слайд 32).
Итак, ребята, давайте обобщим сегодняшние знания. Работа будет групповая. У каждой группы на столе лежит ватман и шаблоны по теме «Весна». Работая в группе, создайте пожалуйста, красивый и ПРАВИЛЬНЫЙ проект на тему «В гости к весне». Команда, выполнившая задание первая и объяснившая правильно значения каждого элемента проекта , получает пятерки . Приступаем.
Итог урока.
Учитель :
-Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ?
- Какие признаки весны мы с вами перечисляли ?
- Какие правила защиты природы называли ?
Домашнее задание (слайд № 33).
1.Прочитать в учебнике текст на стр.86-89 и подготовить его пересказ.
2.Нарисовать знак защиты природы весной.
3.Для юных учёных – подготовить сообщения на тему: «Кто как весну встречает».
Рефлексия.
- Перед вами фигурка человека. Это вы. Можете подписать свое имя.
Найдите свое место на ступеньках познания.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Показ слайдов презентации.
Использование гиперссылок для наблюдения за явлениями природы по месяцам.
знаю
понимаю
хочу узнать больше!
Не знаю