Технологическая карта урока чтения во 2 классе Сказка о рыбаке и рыбке
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
по теме « Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель: обобщить и систематизировать знания по составлению характеристик главных героев « Сказки о рыбаке и рыбке»
Задачи:
1. Образовательная:
Способствовать:
- обобщению знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве;
- применению методов информационного поиска ( искать и выделять необходимую информацию).
- совершенствованию умений выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
- систематизации умений работать над техникой чтения (упражнять учащихся в чтении по ролям и умении высказывать своё мнение).
2. Коррекционно- развивающая:
Создать условия для:
- развития словесно-логического мышления (умения обобщать, классифицировать, проводить сравнительный анализ, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения)
- расширения кругозора детей, обогащения их словарного запаса, развития речи, памяти.
3. Воспитательная:
Прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина; воспитывать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности.
содействовать воспитанию мотивации к учению.
Методы обучения: Словесные и наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.
К уроку: а) портрет А.С.Пушкина
б) «ПРОкласс»
в) «ПРОлог»
г) Рисунки учащихся
д) Выставка произведений А.С.Пушкина.
е) Интерактивная игра « Сказка о рыбаке…»
ж) Аквариум с «золотой» рыбкой
з) Интерактивная доска
Этапы урока Ход урока Деятельность обучающихся и предполагаемые ответы Деятельность обучающихся с ОВЗ и предполагаемые ответы
Организационный момент.
(Содействовать воспитанию мотивации к учению)
Формирование УУД
Личностные УУД: осознанность учения
Ученик:
Есть много людей знаменитых на свете,
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.
Великий поэт нам оставил в наследство,
Крылатые мысли, правдивый язык.
И Пушкина слово волнует нам сердце,
И к пушкинской мысли здесь каждый привык.
"О вещем Олеге" узнаем из песни,
И "Зимнее утро"прочтём наизусть.
"О няне"читать будет нам интересно,
И сердце охватит тревога и грусть.
В честь Пушкина названы улицы в сёлах,
В больших городах и районах страны.
Открыты музеи, театры.
И в школе его изучаем подробнее мы. Вступительное слово ученика
Пожелания успехов друг другу. Включаются в деловой ритм урока. Слушают устное сообщение одноклассника.
Цели и задачи урока
(направить деятельность учащихся на постановку цели и задач на основе обобщения знаний о сказках А.С.Пушкина, его творчестве)
Коммуникативные УУД:
- речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний, учитывание разных мнений, умение договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности
Вступительная беседа.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости приплыла Золотая рыбка. С ней мы отправимся в путешествие по сказке. А в конце попросим рыбку исполнить заветное желание.
Работа по презентации:
I . Вспомнить автора, годы жизни,
- Год написания сказки?
- Откуда взят сюжет?
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
-А вы знаете, сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?
Посмотрите и назовите сказки А.С.Пушкина.
Учащиеся читают вопросы и отвечают на них.
-Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Москве.
- Маленький Саша узнал сказки от няни Арины Родионовны.
- Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
- Пушкин написал шесть сказок, одну не закончил.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе» (не законченная) Принимают цели предстоящей работы.
Со стороны учителя получают поддержку и помощь в логическом построении связного высказывания, т.к. ребёнок может легко «соскользнуть» с темы урока.
Оперирование знаниями и способами действий в стандартных и нестандартных ситуациях
(умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, анализировать содержание текста)
(систематизировать умение работать над техникой чтения)
(развития отдельных логических операций)
(расширение кругозора детей, обогащения их словарного запаса) Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
умение строить речевое высказывание,
Личностные УУД: учебная мотивация
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания;устанавливание причинно - следственные связи; выводы в результате совместной работы класса и учителя
Регулятивные УУД: проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Работа со сказкой.
- Анализ сказочных примет. Ребята, давайте докажем, что это действительно сказка? Почему? Докажите словами из текста.
- А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Чтение сказки по ролям (Учитель следит за качеством произношений звуков детьми с ЗПР).
Постановка проблемы
Характеристика героев – персонажей сказки
- Назовите главных героев сказки.
- Кому из героев вы соотнесете качества характера, которыми они обладают.
( на доске карточки со словами: СТАРИК, СТАРУХА, РЫБКА) (доброта, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)- Почему вы так считаете?
- Рассмотрите, какое бывает море.
- Что на них изображено?
- Везде ли море одинаково? Почему?
- Какими словами из сказки можно описать каждый рисунок?
(Выставка рисунков детей с изображением моря в разных состояниях) - Сказки начинаются словами «Жил старик со своею старухой…», «жили тридцать лет и три года».
В сказке повторяют все по три раза - «три раза старик закидывал невод».
- Сказочный герой – золотая рыбка, исполняет желания, разговаривает.
(Дети выборочно читают, доказывая свое суждение)
Обсуждение выразительности речи героев сказки (словарь- повелительный тон, тихий, робкий, послушный, спокойный).
Читают по ролям.
Главные герои сказки - старик, старуха, Золотая рыбка.
Дети соотносят и объясняют качества характера
Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи, а рыбка с каждым разом проявляет свое недовольство жадностью старухи
Помутилось синее море.
Море слегка разыгралось.
Почернело синее море.
Не спокойно синее море.
На море чёрная буря….. Погружение учащихся в ситуацию частично-самостоятельного выбора способа решения. Участвуют в рассуждении о том, что это действительно сказка. Доказывают словами из текста. При необходимости получают поддержку со стороны учителя, чтобы не происходило «застревание» на второстепенных деталях и пропуска важного логического звена.
Участвуют в чтении сказки по ролям.
Со стороны учителя получают контроль за правильным звукопроизношением.
Принимают участие в чтении по ролям.
Работа в парах
(прививать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности). Регулятивные УУД: проявление самостоятельности.
Познавательные УУД: устанавливание причинно - следственные связи
Работа с «ПРОкласс» .- Проверьте, насколько внимательно вы прочитали сказку и разобрались в ней.
(Итог: таблица процентов выполнения заданий пары)
Дети работают с пультом по очереди. При необходимости выслушивают вопрос ещё раз.
Участвуют в самопроверке, как обязательном этапе самостоятельной работы, возможно, после выполнения проговаривание учеником ответа, который выбрал ученик.
Физкультур-ная минутка Личностные: установка на здоровый образ жизни
Физминутка «Морская» (анимация) Инсценирова-ние отрывка сказки Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь; учёт разных мнений и умение обосновать собственное
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, пополнение словарного запасаI. Неизвестные страницы сказки.
1. Слово учителя.
а) В черновой рукописи имеется эпизод, который Пушкин не включил в окончательный текст.
б) Словарная работа с опорой на наглядность презентации
ВЕНЕЦ - кольцо, обод, обруч, окружность, полоса кружком, со знач. возвышенного положения или почетного значения вещи.В глубокой древности в русских стихах Строфилус – «всем птицам мать». Живёт среди «моря-океана. Поутру, после того, как Строфилус «вострепенётся», на всей земле начинают петь петухи. А.С.Пушкин
Строфилус птица - Королек
Вавило́нская ба́шня -легендарная башня. По преданию, все люди раньше говорили на одном языке. Люди решили построить город названный Вавилоном и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков.
Папа – имеют в виду мужчину, главный служитель богу, живущего в Риме.
2. Сценка.
Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха.
Отыскать мужика приказала-
Приводят старика к царице.
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей!
Я хочу быть римскою папой.»Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю.
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.
- Добро. Будет она римскою папой.
Воротился старик ко старухе…
…Перед ним Вавилонская башня.
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачИнская шапка,
На шапке венец латЫнский,
На венце тонкая спица,
На спице СтрОфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй, ты, старая баба!
Я чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врёшь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна!
Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в Океяне – роре,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.» 3. Беседа.
- Как думаете, почему Пушкин не взял в сказку этот эпизод?
(14 ноября 1833 г. В основу взят сюжет сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене» из померанской сказки. Свободно переделывая сказку, Пушкин заменял иностранный колорит народным, русским. Вероятно поэтому он исключил из своей сказки эпизод о старухе, ставшей «римской папой». Эпизод этот остался в немецкой сказке, он противоречит русскому духу, приданному сказке в её пушкинском переложении.)Ответы детей. Обогащение пассивного и активного словаря обучающихся с ЗПР.
Участвуют в сценке (Целенаправленное создание ситуации успеха).
Принимают участие в беседе. Даже в неполных и неточных ответах ребёнка учитель находит положительное и даёт почувствовать ребёнка, что его усилия не были напрасны. (Формируется мотив «достижения цели»).
Физминутка для глаз Личностные: установка на здоровый образ жизни
Упражнения для мышц глаза (работа по схеме). ( анализ своей деятельности на уроке, развития речи)
(прививать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности).
Личностные УУД: учебная мотивация
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Работа с «ПРОлог» .-Перед вами «золотая» рыбка, которой мы создали хорошие условия.
Давайте узнаем: не холодно ли ей у нас в классе зимой.
(ПРОлог)
Вывод:
У её чистая вода, много света и воздуха, правильное питание. Думаю, что она с радостью поможет осуществить одно ваше маленькое желание.
-Я предлагаю подумать, записать его, а потом попросить рыбку.
Не забывайте о пословице урока:
Много захочешь—последнее потеряешь. Работа с инструментарием.
Записывают желания на карточках-рыбках, по желанию читают и объясняют их. Обучающиеся с ЗПР вовлекаются в беседу. Со стороны учителя при необходимости получают дополнительные наводящие вопросы.
При необходимости получают консультацию со стороны учителя при записи предложения.
Подведение итогов, выводы
Оценивание.
Рефлексия.
Личностные УУД: самооценка; осознанность учения; адекватное реагирование на трудности; адекватное восприятие оценки учителя
Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД: социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу
Вот рыбка помогла нам разобраться, кто здесь добрый, кто злой.
- Хорошо ли быть такой, как старуха?
- Кто из героев сказки вам нравится? Почему?
Критерии оценивания
Выразительное чтение.
Полные ответы.
Умение описывать характер и поступки героев.
Умение выразить свое мнение.
(предложить оценить работу одного-двух учащихся)
Комментирование поставленных оценок учителем (положительное восприятие даже самых незначительных успехов обучающихся с ЗПР, эмоциональное отношение к результатам их труда на уроке).
Ребята, что вам понравилось на уроке?
Что получилось?
Что не получилось?
С какими трудностями вы встретились? Сказка о доброй, справедливой рыбке, о вежливом работящем старике, а также о жадной, злой старухе. Насмешка над бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.
Дети оценивают ответ учащегося Участвуют в совместной поисковой деятельности (при необходимости получая дополнительную стимуляцию), которая стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления.
Получают словесную оценку своих успехов на уроке.
Участвуют в диагностике эмоционального самочувствия на уроке.
Формирование у детей с ЗПР рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения.
Домашнее задание:
Рыбка попросила вас выполнить задание, которое вы найдете на обратной стороне рыбки (задания разноуровневые: более сильным – пересказать сказку, слабоуспевающим – рассказать кратко по рисункам). Записывают домашнее задание.
(Опора на наглядность).