Урок-проект на тему Исследовательская работа: Выращивание кристаллов в домашних условиях

Тема: Исследовательская работа
«Выращивание кристаллов в домашних условиях»
Цели:
познакомить с разнообразием и красотой кристаллов разных веществ;
научить описывать свойства вещества поваренной соли;
ознакомить со способом выращивания кристаллов из поваренной соли.
Задачи:
1. личностные:
формировать мотивацию учебной деятельности;
воспитывать чувство гордости за достижения российской науки;
2. метапредметные:
познавательные:
прививать любовь к научным исследованиям;
развивать интерес к наукам об окружающем мире;
регулятивные:
формировать умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом;
3. коммуникативные:
формировать культуру общения, умения работать в парах;
3. предметные:
освоение доступных способов изучения природы;
Планируемые результаты:
научатся характеризовать данное вещество по внешним свойствам;
получат начальные сведения о кристаллах;
смогут узнавать изученные кристаллы на иллюстрациях и в натуральном виде;
узнают способ выращивания кристаллов.
Материал и оборудование:
Кабинет оснащен компьютером и мультимедийной техникой;
Плакат «Снежная королева», головные уборы
Для работы учащихся в парах:
набор камней и минералов.
поднос с набором для изучения свойств кристаллов соли (тарелочка с солью, лупа, ложечки, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, пластиковая палочка).
Пластилин, доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята и гости нашего занятия. Приглашаем Вас сегодня в увлекательное путешествие вместе с нашими юными химиками. К нам присоединиться необычная спутница (на доске в окружении снежинок расположена Снежная королева). Узнали ее? (Ответ детей)
- А из какого мультфильма она прибыла к нам? (Ответ детей)

II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
Просмотр фрагмента мультфильма.
- Сейчас Вы увидите фрагмент из этого мультфильма. Посмотрите его внимательно, чтобы правильно ответить на мои вопросы.
(Идет просмотр фрагмента мультфильма)
- Ребята, как Вы думаете:
1. С чем играл Кай в замке Снежной королевы? (Ответ детей)
2. Что выпало из глаза Кая? (Ответ детей)
3. Из чего состоял замок Снежной королевы? (Ответ детей)
(Ответы детей: осколки, льдинки, кусочки...)
Все верно, а я дополню: «Ответ на все эти вопросы кристаллы льда! Так в науке называют все то, что Вы перечислили.
(учащиеся выводят тему урока)
- Прислушайтесь, какое красивое, звучное слово!
- Ребята, а Вы слышали это слово? (Ответы детей)
Давайте обратимся к толковому словарю.
Кристалл Твёрдое тело, имеющее упорядоченное, симметрическое строение. Кристаллы льда. К. слюды. Симметрия кристаллов. * Жидкие кристаллы (спец.) жидкости, обладающие упорядоченной симметрической атомной структурой. II уменьш. кристаллик, -а, м. II прил. кристаллический, -ая, -ое и кристальный, -ая, -ое (устар.).
- Прекрасно! А кто из Вас видел кристаллы? Какие они? Поделитесь с нами своими впечатлениями.
- Затрудняетесь?
- А хотите узнать ответы на эти вопросы? (Ответ детей)
- Ребята, Вы, конечно, все трогали руками эти кристаллы. Какие они? (Ответ детей: холодные, прозрачные, хрупкие, твердые...)
- Молодцы!
- А Вы знаете, что такое снежинки? (Ответ детей)
- Снежинки это маленькие кристаллики льда, которые образуются в природе при низкой температуре. Поэтому и наблюдаем их, и любуемся ими мы только зимой.
- Наверное, вы рассматривали их. Расскажите, какие они? (Ответ детей)
Все снежинки неповторимы по своей красоте, но при этом они будут схожи по одному признаку. Давайте поближе рассмотрим снежинки. презентация «Виды снежинок».
Ребята,если Вы внимательно смотрели на снежинки, сейчас попробуйте отетить на несколько вопросов. (работа в командах)
физминутка
Зайки, где вы пропадали? Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха) А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать. Так попробуй нас догнать!
III. Формирование умение и навыков. Эксперимент.
Мотивация к деятельности.
- Однако кристаллы создаются не только матушкой-природой, но и людьми. Эти люди ученые-химики. Представим, что мы с Вами находимся не в классе, а в лаборатории. И Вы не просто ученики, а ученые. Давайте оденем с Вами шапочки ученых и проведем с Вами настоящее химическое исследование, а вот с каким веществом, Вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Ответ детей (соль).
- Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу. Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
Техника безопасности.
- Хочу напомнить Вам, что, так как мы с Вами не просто ученики, а ученые, и находимся не в классе, а в лаборатории, то перед тем, как начать химический эксперимент, давайте ознакомимся с техникой безопасности. Ведь ничего нельзя делать без подготовки. Нужно обязательно знать: «Что делать?», понимать: «Как делать» и помнить: «Как нельзя делать».
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы не арбуз.
Слезет кожа с языка
И отвалиться рука
Задавай себе вопрос
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу
Вот ответ на все вопросы.
3. Принятие проблемы.
Спасибо нашим ученым. Теперь правила техники безопасности Вы знаете.
Ребята, любое химический эксперимент начинается с того, что необходимо подробно узнать данное вещество и изучить его свойства. У нас с Вами это вещество соль.
Посмотрите перед Вами стоят подносы, на которых располагается все необходимое для опытов (тарелочки с солью, лупа, ложечка, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, стеклянная палочка). Значит можете приступать к работе.
- А в чем дело? Почему не приступаете к работе? (Ответ детей)
- Понятно! Вам не хватает знаний. А как мы можем получить знания? (Ответ детей: из интернета, из книг, из учебника, от учителя, из инструкции...)
Вы правы, но так как Вы у нас еще только начинающие ученые, то я для Вас сегодня, буду «проводником» в удивительный мир химии.
Давайте приступим:
1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов.
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод: Соль сыпучая.
Вывод: Соль твердая, хрустящая.
4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась).
Вывод: Соль впитывает воду.
5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась).
Вывод: Соль растворяется в воде.
6) Воду попробовать на вкус (Вода стала соленой)
Вывод: Вода стала соленой.
- Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.
- Молодцы, много интересного вы теперь знаете о соли.
- Ребята, мы, с Вами через лупу смотрели и изучали кристаллы соли. А ведь все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученые научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.
Вот сегодня один из ваших юных ученых Сармат покажет и расскажет как он вырастил дома кристалл.
Описание опыта «Выращиваем кристалл».
Выступление ученика. Защита проекта «Выращивание кристалла в домашних условиях»
- Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.
- Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов, давайте снимем шапочки и отдохнем.
Физкультминутка. Фиксики

IV. Закрепление и включение в систему знаний.
1. Учитель начальных классов:
- Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения, а горные породы применяются при строительстве и в промышленности .
Ребята, посмотрите, все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
- Где в природе можно встретить камни? (ответ детей: камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей).
- Все это создает матушка-природа. Вот они кристаллические премудрости природы!
Давайте наденем шапочки, поработаем. На парте у вас есть пластилин. Внимательно посмотрите на камни и смоделируйте его. (дети работают )
V. Рефлексия.
Учитель начальных классов:
- Все это очень интересно, но наше путешествие в «Мир кристаллов» подходит к концу и хочется услышать, что нового вы сегодня узнали, чему научились.
- Продолжите фразу:
я сегодня узнал...
я научился...
мне было...
VI. Творческое задание.
Учитель начальных классов:
Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить творческое задание: дорисовать снежинку по образцу.
СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ! ВСЕ МОЛОДЦЫ!
(при разработке урока использованы интернет сайты коллег, мультфилмы)
tђ Заголовок 115