Работа педагогического коллектива по адаптации студентов первого курса колледжа.
Работа педагогического коллектива
по адаптации студентов первого курса колледжа.
Андрошина Елена Александровна,
педагог – организатор по ВР
ГБПОУ КИГМ №23,
город Москва
Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с рядом новых сложных проблем: адаптация к условиям учебы в средней профессиональной образовательной организации, к требованиям учебного процесса, бытовые и материальные трудности.
Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». Подросток должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.
Студент - первокурсник испытывает особые трудности в учебной жизни. Он еще не знает, как быть с обрушившейся лавиной информации, еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы студенческой жизни.
Учеба в колледже в течение первых месяцев становится для некоторых тяжелым испытанием. У каждого студента это проявляется по-своему и зависит от индивидуально-типологических и психологических особенностей личности. Некоторые замыкаются в себе, переживая состояние психологического дискомфорта, а другие пытаются активно налаживать контакты. В процессе адаптации у студентов могут отмечаться следующие признаки: беспокойство, вялость, безучастность, повышенная раздражительность, изменение настроения. У студентов могут происходить нарушения физиологических функций организма: расстройства пищеварительной системы, расстройства сна, боли в груди, спине и т.д. Все эти симптомы организма выявляют стресс. На таких студентов следует обратить особое внимание. Выделяют три стадии адаптации:
1)Стадия тревоги, шока - студентам может быть не нравится в колледже почти все: расписание, предметы, преподаватели, кабинеты и т.д. Эта стадия длится несколько дней.
2)Стадия сопротивляемости - характеризуется повышением устойчивости организма к различным воздействиям;
3)Стадия либо стабилизации, либо истощения.
Социальная адаптация является одним из важнейших аспектов успешного функционирования личности в обществе. Выявление особенностей адаптации связано с изучением личности подростка, особенностей его коммуникации, отношений с другими людьми, условиями жизнедеятельности. Важнейшей задачей администрации и преподавателей колледжа является комплексная поддержка первокурсников.
Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её деятельности. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой (Г.И. Постовалова, 1973).
Одним из основных звеньев воспитательного процесса первого года обучения при адаптации студентов учебной группы является работа классного руководителя - куратора, тьютора. Ведь от качества этой работы зависят степень усвоения базовых знаний и социально-психологический климат в коллективе. Следовательно, адаптационной работе в учебно-воспитательном процессе должно уделяться приоритетное внимание. Работа куратора на первом курсе колледжа сложна и кропотлива. В течение года предстоит сформировать коллектив группы, изучить личность каждого обучаемого, обеспечить его индивидуальное развитие, подготовить предстоящей профессиональной деятельности.
Задача куратора - осуществлять так называемое «сопровождение» студентов, то есть вести скоординированную работу с администрацией, преподавателями, педагогом-психологом, социальным педагогом, другими классными руководителями по созданию социально - психологических условий для успешной адаптации студентов нового набора.
Система обеспечения адаптации первокурсников включает:
•максимальное информирование подростков и их родителей об условиях предстоящей деятельности с целью формирования положительной установки на предполагаемые изменения в жизни первокурсников и их семьи (подготовительный этап);
•выявление личностных особенностей студентов путем психолого-
педагогической диагностики с целью информирования подростков о присущих им особенностях нервно-психической деятельности, о своевременной психологической поддержке (этап стартового психического напряжения и первичной дезадаптации);
•организацию совместной внеурочной деятельности (в том числе проведение тренингов общения) с целью сплочения учебной группы, выявления подростков со стойкими явлениями дезадаптации и организации индивидуальной работы.
Одним из важных условий успешной адаптации является хорошая организация труда и отдыха. С целью развития групповой сплоченности куратор, помимо традиционных и привычных классных часов, можно предложить нетрадиционные формы работы со студентами первого курса на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству студентов, развитию позитивного отношения друг к другу, групповой сплоченности.
Адаптационная работа начинается с:
Изучения личных дел студентов их индивидуальные особенности
Составление социального портрета группы
Проведения родительских собраний групп нового набора;
Собрания в группе
Проведения тренингов, анкетирования для первокурсников по адаптации в колледже;
Смотра художественной самодеятельности «Минута славы», «Я талантлив», «Мое творческое я»;
Встреч с администрацией колледжа, на которых происходит ознакомление студентов нового набора с Уставом колледжа, общими правилами и требованиями к студенту колледжа.
Проведения классными руководителями, кураторами, тьюторами бесед со студентами, классных часов, собраний с единой для всех тематикой: «Твоя будущая специальность»; «Будем знакомы».
С формирования в сентябре актива групп.
Организуются беседы: «Режим дня и необходимость его выполнения»; «Права и обязанности студентов колледжа»; «Дисциплина и ответственность студентов колледжа»;
Проведение тестирований по выявлению психологических особенностей личности студентов, лидеров в группе и студентов «группы риска», что способствует структурированию дальнейшей работы со всеми категориями студентов. В соответствии с результатами психологических исследований, наблюдения и бесед со студентами, классными руководителями проводится распределение общественных поручений с учётом индивидуальных особенностей, привлечение студентов к различным видам самоуправления.
Психологическая адаптация студентов лучше всего осуществляется в коллективе. В колледже все студенты активно вовлекаются в совместную деятельность.
Помимо нормативных мер, административного воздействия необходимо вовлекать студентов в мероприятия воспитательного характера: работа со студенческим активом группы, организовывать и принимать активное участие в марафонах мероприятий по профилактике правонарушений, например, вовлекать в проведение Дня самоуправления - Дня дублера, студенческого марафона «За здоровый образ жизни», «Посвящение в студенты или Дороги, которые мы выбираем». Когда студенты сами готовят материал, пропуская его через себя, находят необходимую информацию, работают с литературой – это дает продуктивный результат, а одними назиданиями сложно добиться результата. Задача куратора привлечь и организовать большую часть группы для участия в мероприятии, разъяснить, объяснить, вместе со студентами сделать подборку материала, помочь в оформление, т.е. работа должна быть совместной.
Недостаточная индивидуальная работа с каждым конкретным студентом, незнание проблем студента, нежелание разобраться в причине проблемы все эти педагогические непрофессиональные ошибки дают нам большой процент педагогически запущенных студентов, так называемые «трудные».
Нужна ежедневная работа кураторов и классных руководителей. Задача педагога деликатно подвести своих студентов к оценке собственного имиджа и помочь выработать правильное оценочное суждение, зачастую своим личным примером.
Я всегда вспоминаю слова А.С. Макаренко: «Детей не надо воспитывать при них надо жить правильно» ….
Очень важным моментом является личный контакт со студентами, доверие между учеником и учителем - студентом и преподавателем. Наша задача найти ключик к пониманию, создать такие условия, при которых студент сам бы захотел бы изменить свое поведение (и не криком, а уважительным отношением к студентам).
Деятельность куратора должна опираться, на ряд принципов:
1. «Уважай». Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятие любого даже самого нерадивого или недисциплинированного студента как самостоятельной и сформировавшейся личности. Критика действий студентов должна быть аргументированной; нельзя и недопустимо унижать их достоинство; терпение, такт и желание помочь должны стоять на первом месте.
2. «Обучай». Этот принцип включает в себя следующее:
2.1. Информирование студентов о практических сторонах жизни в деятельности филиала: о расположении корпусов и системе взаимосвязи между ними, индексации учебных аудиторий, о службах, которые есть в филиале, и о том, в каких случаях к ним можно и нужно обращаться, о структуре факультета и о его руководстве.
2.2. Формирование морально-психологического климата в группе - привитие традиций Кумертауского филиала ГОУ ОГУ, обучение правилам достойного поведения и элементарным основам культуры поведения, внедрение навыков общения.
3. «Доверяй, но проверяй». Студент высшей школы отличается от школьника более широкими рамками свободы. Куратор не обязан выполнять «полицейские» функции, но доверяя студентам в вопросах организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего, должен довести до сознания каждого понятие «дисциплина». Понятно, что достигается это достаточно жестким контролем.
4. «Формируй». Этот принцип работы куратора имеет долговременный, стратегический характер. Куратор выступает здесь активным фактором воздействия на студента: - на базе изменения личности необходимо подсказать, над чем конкретно надо работать студенту, чтобы он стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны проявления некоторых черт характера; сориентировать студента на достижение реальных целей; научить их реально оценивать свой потенциал. Действенным средством формирования профессионально-нравственной культуры является работа куратора по побуждению участия студентов во внеучебной работе в любом ее направлении.
Так же, в это трудное, адаптационное время необходимо поддержать студента - подростка.
Для того чтобы поддержать подростка, необходимо:
1.Опираться на сильные стороны подростка.
2. Избегать подчеркивание промахов молодого человека.
3.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение.
5. Вносить юмор во взаимоотношения.
6.Знать обо всех попытках справиться с заданием.
7. Уметь взаимодействовать.
8. Принимать индивидуальность подростка.
9. Проявлять веру в подростка, эмпатию к нему.
10. Демонстрировать оптимизм.
А как найти этот ключ, этот подход, если нет самого процесса общения? Обязательно необходимо проводить час общения – классный час по определенным тематикам, которые смогут куратору, классному руководителю помочь в познании своих студентов, их отношения к той или иной теме, к тому или иному поступку или просто узнать его личное мнение.
Вторым немаловажным вопросом деятельности куратора, классного руководителя является занятость студентов в учебное и внеурочное время, т.е. вовлечение студентов в художественное творчество. Одно из действенных средств отвлечения подростков от негативного влияния улицы. Это позволяет раскрывать личности студентов, раскрепощает его, позволяет приобретать те необходимые качества личности, которые затем будут обнаруживаться в практической деятельности и способствовать карьерному и профессиональному росту:
«Умение проявить себя»: выбор сферы творчества, любимого занятия, хобби и желание получить общественную оценку своего выбора, прежде всего, заставляет молодых людей определять свои возможности и способности, учит критически относится к себе, объективно выявлять свои «плюсы» и «минусы». Без реального участия в общественных навык «проявить себя» не дает о себе знать. Кроме того, зачастую студенты даже не нацелены на выявление всех своих способностей
«Умение «подать себя» (заявить о себе): чаще всего это умение вырабатывается методом проб и ошибок, когда личность определяет ту линию поведения, которая наилучшим способом соответствует ей, адекватно выражая устремления. Необходимо иметь в виду, что желание заявить о себе, обратить на себя внимание окружающих – активное начало деятельности и важный мотиватор: ведь пассивное ожидание (тебя сами заменят) непродуктивно. Кроме того, это умение «подать себя» учит внимательно относиться к партнерам (другим людям), определять ответную реакцию на конкретные действия. Внимательное и уважительное отношение к другим – важный момент социально активного поведения.
Без сомнения, выработка умений «подать себя» и «проявить себя», требует, в свою очередь, умелого руководства со стороны старшего поколения: роль куратора сводится не только к стимулированию художественного творчества, но и к критической оценке проявлений этого творчества не только со стороны «старшего поколения», но и со стороны сокурсников.
Вовлечение в кружки и секции – одна из серьезных задач, поставленных перед классным руководителем, чем ответственнее педагоги и кураторы будут подходить к этой работе, тем лучше будет результат. И обязательно, не только отправлять своих студентов в актовый или спортивный зал, в мастерскую на занятия к педагогу дополнительного образования, но и самому найти время и вместе с ребятами поприсутствовать, а может даже и принять участие в занятии. После занятий посмотреть, чем занимаются ваши дети, чему уже научились и кто на что способен.
Неслучайно вопрос, сколько «трудных» детей занимается в вашем коллективе, зачастую вызывает недоумение у педагогов дополнительного образования, ведь подросток, занимающийся интересным делом, которое его увлекает и которое он добровольно выбрал сам, не может считаться «трудным». А поэтому куратору необходимо работать в плотной взаимосвязи и давать полную информацию педагогу на кого из студентов необходимо обратить внимание.
В период адаптации так же очень важна работа социального педагога и педагога-психолога, которые составляют определенные программы и планы для работы со студентами 1-го курса по выявлению «трудных», которые должны проводить со студентами коррекционную работу, осуществлять социально-психологическую поддержку не только студентов, но и педагогов.
Формы работы:
- Анкетирование;
- Социологические опросы;
- Диагностирование;
- Лекционно-практические занятия;
- Тренинги;
- Ролевые и ситуативные игры;
- Дискуссии;
- Беседы;
- Социально-педагогическое сопровождение;
- Психологокоррекционное воздействие;
- Включение студентов во внеучебную деятельность.
Ожидаемые результаты при проведении данной работы:
Снятие у студентов психологического напряжения;
Повышение у студентов уверенности в себе;
Сплочение академических групп;
Формирование готовности к самопознанию и самосовершенствованию.