описание передового педагогического опыта
«Использование современных педагогических технологий на уроках музыки как условие развития творческих способностей детей».
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Автором данного передового педагогического опыта является учитель музыки высшей категории, учитель-методист ГБОУ СОШ №23 им. Б. А. Кучера Волкова Лариса Ивановна. Опыт изучался в процессе экспериментальной работы по предмету с 2007 г. по 2014 год. По характеру новизны этот опыт является новаторским.
Одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе гуманизации образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы учащегося. Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественнно-познавательных, художественно-коммуникативных и др.), формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации и духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни.
Ключевой задачей образования на современном этапе развития общества является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменения потребностей экономики, формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Все это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. В законе «Об образовании в Российской Федерации», подчёркивается, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задача кардинального обновления содержания образования требует решения множества проблем: - Как преобразовать гигантский массив знаний и культурных ценностей в индивидуальное приобретение и интеллектуальное богатство каждой личности без обременения детей, без вреда для их здоровья? - Как, какими путями перейти от изучения отдельных предметов «частичных знаний» к изучению основ наук в их взаимосвязи и взаимопереплетении.
Целью Концепции ФПЦ развития образования на 2016-2020 годы является "обеспечение условий эффективного развития российского образования, формирование конкурентоспособного человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности российского образования на всех уровнях, в том числе международном". Государственным заказчиком - координатором программы - является Минобрнауки. Концепция включает в себя пять основных задач. Среди них: создание структурных и технологических инноваций в образовании; развитие современных механизмов общего и дополнительного образования; реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, применение учителем на своих уроках современных, инновационных педагогических технологий.
К числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства Российской Федерации относится и информационная компетентность учащихся.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными на уроках музыки являются:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология интегрированного обучения
v Технология интерактивного обучения
v Технология формирования образного мышления
v Игровые технологии
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Использую инормационно-коммуникационные технологии в процессе обучения предмету. Применяю разные компьютерные программы (Microsoft Word, Power Point, Excel) с целью составления презентаций уроков. Я освоила компьютерные технологии, Интернет- технологии, прошла дополнительную подготовку на спецкурсе по программе Intel «Обучение для будущего» .
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:
· использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
. формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
·дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Систему применения ИКТ я делю на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету музыка и искусство.
В своей деятельности я выделяю три основных формы работы с ИКТ:
1)Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем;
2)Уроки, на которых уч-ся представляют свои проекты в форме презентаций; (это могут быть уроки изучения нового материала, обобщающие уроки) 3)Уроки с использованием мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны. В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «Музыка» (1-4 класс), «Музыка» (5-7класс), электронная музыкальная энциклопедия и другие. Использование готовых обучающих программ помогает снизить дидактические затруднения у учащихся и повысить активность школьников на уроке.
Благодаря мультимедийным пособиям, уроки музыки стали отличаться высокой активностью обучающихся на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет обучающимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
В последние десятилетия значительно актуализировались интегративные тенденции не только в науке, культуре, искусстве, а и в образовании. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями. Интеграционные процессы, которые вошли в обновленное содержание образования и стали приоритетным направлением в его реализации, нацелены на достижение и реализацию многих принципов образования – это и формирование целостной картины мира, планетарного мышления, умения объединять в единую целостную систему узкие отраслевые проблемы, принципа нацеленности образования, который предусматривает интеграцию образования с историей, традициями, российской культурой, принципа открытости образования.
Практическая реализация интеграции в школе решается на двух уровнях: интеграция содержания образования и интеграция в процессе обучения и воспитания (интегративные педагогические технологии). Интеграция образовательных предметов возможна в том случае, когда этого требует логика учебного материала и свободная воля педагога. Нельзя насильно интегрировать учебные дисциплины, если к этому нет логических предпосылок в учебном материале. У предметов эстетического цикла эта возможность есть, и я ее использую в своей работе. В аспекте выше перечисленных задач наиболее приемлемым и успешным считаю использование интегративных технологий. К технологиям интегрированного преподавания можно отнести технологии: интерактивные (работа в парах, малых группах, «мозговой штурм», «большой круг», «аквариум», «микрофон», «ажурная пила»), игровые (ролевые игры, имитационные игры, дидактические игры, конкурсы, соревнования, заочные путешествия) . Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Римского- Корсакова и Бетховена. Интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет. Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.
С 2007 г. в ОШ №23 внедрялся экспериментальный интегрированный курс «Искусство». За это время были опробованы разные инновационные технологии, формы и методы работы на уроках искусства. В процессе экспериментальной работы в школе был накоплен огромный опыт преподавания этого интегрированного курса, что позволило начинающим коллегам избежать определенных трудностей и проблем в преподавании.
Научным руководителем экспериментального, интегрированного курса была кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории эстетического воспитания Института проблем воспитания АПН Украины, главный редактор научно-методического журнала «Мистецтво та освіта» Л.М. Масол. Специфика методологии междисциплинарного знания лежит в верховенстве интеграционных, синтезирующих тенденций. Такой подход содействует возрождению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса.
Предмет «Искусство» объединяет в единый тематический цикл предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» с использованием элементов синтетических искусств (хореографии, театра, киноискусства). Целью интегрированного курса являлось индивидуально-эстетическое развитие учащихся через осмысление связи искусства с природной, социальной и культурной основами их жизнедеятельности. Практическая реализация интеграции в школе, подчеркивала Л.М. Масол «решается на двух уровнях: интеграция содержания образования и интеграция в процессе обучения и воспитания (интегративные педагогические технологии). К технологиям интегрированного преподавания можно отнести технологии: личностно-ориентированные, интегративные, компьютерные, суггестивные, и поскольку основными задачами этих уроков является формирование целостной художественной картины мира, полихудожественное развитие личности школьника, мы проводили уроки музыкального и изобразительного искусства спаренными: на первом уроке – музыкальное искусство, а на втором –визуальное искусство. Именно на решение этих задач направлены уроки искусства с использованием компьютерных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществлялось по таким направлениям: 1.Создание презентаций к уроку; 2. Работа с ресурсами Интернет; 3.Использование готовых обучающих программ; 4. Использование электронных ресурсов учебного назначения; 5. Мультимедийные курсы, тесты, электронные энциклопедии. Презентация позволяет наглядно представить учебный материал, сделать урок более интересным и продуктивным. Использование ресурсов Интернета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , Flash-технологии помогают найти дополнительные материалы к уроку, Web-странички помогают улучшить качество знаний по предмету, могут использоваться как для фронтальной работы с детьми , так и для их индивидуальной , самостоятельной работы. Использование готовых обучающих программ помогает снизить дидактические затруднения у учащихся и повысить активность школьников на уроке.
Интегрированный курс «Искусство» предпологает использование интегративных технологий которые можно условно разделить на три группы:
1)Духовно-мировоззренческие;
2)Эстетико-искусствоведческие;
3)Комплексные.
Все эти виды интеграций на уроках «Искусства» реализуются через систему творческих заданий интегративного типа, например:- графически изобразить мелодический рисунок, передать линиями характер движения мелодии, отобразить развитие музыки. В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «Мистецтво» (1-4 класс),«Мистецтво» (5класс), электронная музыкальная энциклопедия и другие. Каждый из таких уроков являлся совокупностью рисунков, анимаций, гостиных, видеофрагментов, текстовых объяснений, звукового сопровождения, тестовых вопросов и других, которые использует учитель при проведении уроков искусства с использованием электронных средств. Из урока в урок путешествовали с детьми в мир искусства постоянные анимационные друзья, помощники учителя-Лясолька и Барвик. При подготовке к уроку «Искусство» использовался «Конструктор» урока, в котором выбирался любой тип урока или фрагмент его, что позволяло проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
Особенностью экспериментальной работы по интегрированному курсу «Искусство» в нашей школе является тесное сотрудничество с национально-культурными обществами города, а также привлечение учащихся школьной музыкальной студии «Колокольчик» и изостудии «Аист» для участия в открытых, итоговых и других интересных уроках по предмету. Уроки изобразительного искусства проходили в мастерской детской изобразительной студии «Аист» школы №23, что дало нам возможность широкого проявления творческой инициативы, и позволило создать атмосферу увлеченности и активности учащихся.
Интересно проходили виртуальные путешествия. Так ученики 4-го класса на протяжении года путешествовали по странам и континентам, знакомились с искусством разных народов: россиян, поляков, венгров, крымских татар, китайцев, болгар и др. На уроке « Путешествие в Болгарию. В гостях у Бабы Марты» учащиеся 4-го класса совершили не только путешествие в Болгарию, но и узнали о календарно-обрядовом действии, связанным с приходом весны и называемом в Болгарии « Баба Марта». На уроке присутствовали также: председатель национального болгарского общества «Изгрев» Бучков Савелий и болгарская мастерица вышивки и пошива национальной одежды Майстренко Татьяна Ильинична. На этом уроке роль Лясольки и Барвика исполняли сами дети. Такая технология положительно влияет на глубину усвоения материала.
При подготовке к уроку «Загадочный Дальний Восток. Япония» мы сотрудничали с Детским Оздоровительным Лагерем «Омега», который дал нам рисунки японских детей из художественной школы. Эти работы дали возможность поближе познакомиться с искусством Японии, понять их неповторимый лаконичный стиль. К открытому уроку учащиеся музыкальной студии «Колокольчик» выучили музыкальные произведения. Дети слушали японскую народную песню «Вишня» в фортепианном изложении. А песню о девочке «Японский журавлик» исполняла ученица 2-го класса Пьесу для фортепиано современного японского композитора Ё.Накада «Танец дикарей» исполнил учащийся музыкальной студии «Колокольчик» Киселёв Миша.
Преимущества интегрированных уроков.
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности интегрированных уроков:
весь урок подчинён авторскому замыслу,
урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Характерной чертой педагогического взаимодействия учителя и учеников современной школы является введение в учебный процесс интерактивных технологий, которые нацелены на развитие личности ученика.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем - либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Преимущества, связанные с применением интерактивных методов в образовательном процессе, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность моей деятельности, как педагога, так и самих учащихся за счёт целого ряда факторов: Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес школьников к конкретной теме урока. Во-вторых, процесс обучения охватывает всех учеников, их поведение при этом контролируется педагогом и одноклассниками. В-третьих, дух соревновательности и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции.
Самые известные формы интерактивных технологий – «большой круг», «аквариум», «мозговой штурм», «микрофон», «ажурная пила», «ассоциативный куст» – эффективно можно использовать на уроках искусства в начальной и основной школе. Например: на доске висит ключевое слово «динамика». Детям необходимо выбрать из предложенных карточек те, которые ассоциируются со словом «динамика». «Ассоциативный куст» успешно используется в работе над новыми понятиями, музыкально-художественными терминами. Например, во время изучения темы урока «В мире реального и воображаемого» (3кл.) учащиеся включаются в «мозговой штурм» и выдвигают свои версии, отвечая на вопрос учителя: «Что вы знаете или думаете о реальном и вымышленном?». Метод «Микрофон» применяется в ситуациях, которые требуют от учащихся быстрого ответа. Высказывая свою мысль, ученики держат в руке микрофон. Микрофон может быть воображаемым, но желательно использовать настоящий или предмет, который его имитирует, поскольку его наличие даёт преимущество – имеет право отвечать только тот ученик, у которого в руке микрофон, все другие не могут говорить, кричать с места, а могут только слушать. Этот метод хорошо использовать на всех этапах урока. В 3-м классе (тема2:«Легендарные герои в искусстве», тема урока:«Герои древних мифов») можно предложить несколько вариантов применения этого метода.Например, в процессе слушания музыки, на этапе проверки выученного материала или закрепления знаний:1 вариант:Что вы знаете о героях древних мифов? Учащиеся отвечают по одному предложению, передавая один другому микрофон. Таким способом можно выявить, что именно запомнили третьеклассники на предыдущем уроке 2 вариант:– Дайте характеристику прослушанной музыке. Можно поделить класс на три группы: 1 ряд отвечает о характере музыки, 2 ряд подбирает слова-характеристики, которые наиболее близки к определению темповых особенностей произведения, 3 ряд рассказывает о чувствах, какие хотел передать композитор.(К.В.Глюк, Ария Орфея «Потерял я Эвридику» или «Мелодия» К.В.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»). Метод «Микрофон» эффективен и в вокально-хоровой работе на этапе распевания, знакомства и исполнения песни:1 вариант: Учитель предлагает пропеть короткую попевку из 3-4-х нот на какой-нибудь гласный звук. Каждый ученик по очереди поет попевку в микрофон от разных нот, а класс повторяет (происходит чередование сольного и коллективного пения). 2 вариант: Охарактеризуйте песню, которую только что прослушали . Учащиеся по очереди высказывают свои мысли. –А как бы вы исполнили эту песню? (Ученики отвечают одним словом, передавая один другому микрофон.). Метод «Ролевой игры» является эффективным во время исполнения выученной песни. Между учениками распределяются роли персонажей, о которых рассказывается в песне. Для большей убедительности актёрской игры учащиеся используют атрибуты, которые даются им на выбор: маски, головные уборы, предметы и др. (песня «Баба Яга» сл.и муз.А.Лукьяненко, 3класс, тема «Силуэты зла», «Песня капитана Врунгеля» муз. Г.Фиртича, сл. Ю.Чеповецкого, 3 класс, тема: «В царстве выдумки» и др.). Не нужно ждать от детей большого актерского мастерства, главное, что разыгранная в ролях песня запомнится им надолго. Для того, чтобы все дети взяли активное участие в исполнении песни, класс можно разделить на хоровую и оркестровую группы. Хоровая группа поёт, а оркестровая группа аккомпанирует одноклассникам на шумовых инструментах.
На уроках музыки в начальной школе я широко использую игровые технологии. В играх развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, способность к решению проблем, коммуникативность, интерес к самостоятельной деятельности и другие. Имею наработки игр: «Смотри не ошибись» (эта игра позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивает абстрактное мышление), «Музыкальный калейдоскоп» (игра помогает сконцентрировать внимание, развивает зрительную память), «Правильно-неправильно» (игра способствует развитию свойств памяти, мышления и т.п.), « Представь, что ты» (игра направлена на переключение и распределение внимания, активно тренирует память), «Загадки – отгадки» (игра развивает умения анализировать, находить единственное правильное решение и решать проблемные ситуации) и многие другие игры. Используя игровые художественно-педагогические технологии, я предлагаю ученикам выполнить определённые задания под разными углами зрения, предварительно распределив среди них роли: композитора, певца, дирижера, посетителей концерта (театра). В процессе обучения использую такие игры, как музыкальные загадки, ребусы, игры-драматизации, инсценизации, народные игры (заклички, имитации пения птиц, движений и поз животных). На уроках музыки использую также новые музыкально-дидактические игры: режиссерские игры, которые помогают интересно и творчески организовать исполнительскую деятельность учащихся, усвоение музыкальной грамоты; игры-имитации, игры-соревнования, игры-лабиринты, игры-исследования, игры на внимание «Правильно–неправильно», игры в парах.
Технология формирования образного мышления (ФОМ) является эффективной во время обсуждения картин, скульптур, фотографий и других произведений визуальных искусств. Для проведения обсуждений можно использовать художественные произведения разных жанров, стилей, эпох, рекомендованные программой (и, следовательно, отобранные специалистами, в частности, музейными работниками) или тематически и художественно равноценные. Например, И.Айвазовский «Буря на море», С.Шишко «Осенний пейзаж», М.Чюрлёнис «Сказка» и др. Технология ФОМ даёт возможность успешно проводить анализ-интерпретацию образов в музыкальных произведениях. С первых уроков учащиеся приобщаются к системе творческих заданий на уроках искусства, особенно в 1-м классе. С этой целью на уроках мы работаем с тетрадью-альбомом для учащихся 1-х классов «Азбука искусств». Выполнение отдельных заданий потребует от первоклассников формирования также элементарных навыков художественного общения с одноклассниками в парной, групповой или коллективной работе. Поэтому большинство заданий принадлежат к «открытому» типу и предусматривают многовариантность ответов, среди которых практически отсутствуют так называемые правильные или неправильные. Например: учитель предлагает детям самим пропеть песенки героев оперы-сказки «Колобок» голосами других персонажей этого спектакля. Что изменилось? А затем вместе с колобком предлагает разгадать кроссворд:1.Пою один–догадайся–кто я такой? 2.Запоем вместе–понравится обоим.3.Певцов много стало– звонко песня прозвучала. При индивидуальной работе с тетрадью-альбомом мы имеем возможность сделать экспресс-диагностику образовательных результатов и творческого развития каждого ученика, выявить уровень осмысления ими учебного материала, динамику творческого роста и скорректировать обучение и развитие.
Интересным методом усвоения нового материала для первоклассников является игра-имитация типа «Представь, что ты». Для закрепления новой информации на уроках искусства в 1-м классе желательно выбирать форму игры, соревнования или загадок. Например, «Загадки-отгадки» (по новой теме): учитель демонстрирует аудиозапись с образцами разных звуков. Если учащиеся считают, что услышанный звук принадлежит к группе музыкальных – они поднимают руки, если слышат шумовые– кладут их на парту. Шумовые и музыкальные звуки можно создавать и распознавать на слух и в других играх-имитациях, в частности, в парах: один ученик воспроизводит какой-нибудь звук, другой его называет и отгадывает.
Очень эффективно используется в работе также «Словарь признаков характера звучания эмоций» В.Ражникова, в котором выделены группы, каждая из которых имеет определённое количество близких к главной характеристике слов-эпитетов. Игровые технологии характерны для проведения уроков музыки с использованием театрализованных сюжетно-ролевых игр, которые предусматривают обязательное перевоплощение в реальных или вымышленных персонажей, героев сказок и мультфильмов, допускают выдумывание новых, несуществующих фантастических действующих лиц. Какие задачи решает использование такой формы обучения:
-Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний
-Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
-Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
-Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.
Опыт моей работы упоминался в периодических изданиях института последипломного образования. Например, в журнале «Горизонты образования» №1 за 2008г в статье методиста ИПО СГГУ Савченко А.И. В 2010 году мною написана научная работа по теме: «Современные методы преподавания музыки в начальной школе». Опыт работы по внедрению современных педагогических технологий обобщался на различных заседаниях творческих групп, конференциях, творческих лабораториях, педсоветах, методических советах.
Таким образом, предложенные выше педагогические технологии на уроках музыки содействуют еще и формированию навыков культуры общения между учениками, а именно: умению вести разговор, брать участие в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс, работать в коллективе, взаимодействовать с другими при выработке общих решений – то есть черт, необходимых современным молодым людям в профессиональной и личной жизни в социуме.
В конце и в начале каждого учебного года мы проводим итоговое проверочное тестирование учащихся, мониторинг приобретенных компетенций учащихся. Результаты проверки тестирования говорят о том, что уровень успешности учащихся достаточно высокий.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий, что поможет многим педагогам выйти на современный уровень обучения учащихся.
Можно сделать вывод, что преподавание предмета музыка с использованием современных педагогических технологий развивает ключевые компетенции учащихся, их мыслительную и творческую деятельность, обогащает их духовно и эмоционально, формирует креативного человека, способного жить в информационном мире, способного творить. Уроки с использованием современных технологий являются эффективной формой организации учебного процесса, которая используется для систематизации знаний в современной школе, поскольку на таких уроках происходит синтез знаний по различным дисциплинам, вследствие чего создается новое качество, неразрывное целое, которое достигнуто широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Использование инновационных технологий в уроке имеет и психологическое преимущество: пробуждается интерес к предмету, снимается напряжение, неуверенность, формируются творческие способности учащихся, что является очень важным условием для дальнейшей перспективы успешной работы в этом направлении.
Список использованных источников
Инновационные методы обучения в гражданском образовании. Изд. Ранок .К. 2001 г.- с.189.
2. Комар О. Интерактивные методы и инновационная деятельность современного учителя. // Начальная школа – 2010 р. - № 7 – с. 47. Изд. Ранок.
3.МасолЛ.М. Игровые художественно- педагогические технологии
// Начальная школа – 2007 р. - № 1 – с. 46-54. Изд. Ранок.
4.Масол Л.М. Игровые художественно-педагогические технологии в процессе преподавания интегрированного курса «Искусство» // Начальная школа – 2007 р. - № 1 – с. 46-54. Изд. Ранок.
5.Матюшенко О. Интерактивные технологи обучения на уроках музыки
// Искусство и образование – 2010 р. - № 3 – с. 22. Изд. Феникс.
6. Пометун О. Пироженко Л. Интерактивные технологии обучения:
теория, практика, опыт. – К. 2002 р. – с. 135.
7.Поплавская Ю. Использование компьютерных средств на уроках
музыкального искусства в начальной школе // Искусство и образование
–2007 р. - № 3 , с. 41-63. Изд. Феникс.
8.Рагозина В. Система творческих заданий на уроках музыки в 1-м
Классе. // Искусство и образование. – 2010 р. - №1 – с.40. Изд. Феникс.
9.СавченкоА.И.«Горизонты образования» методическое приложение№1,-
2008 г. - с. 66-70.
10.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно- ориентированного образования. //Народное образование/–
2003 г. – с. 58-64.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915
15