описание передового педагогического опыта


Проблема работы с одарёнными детьми в ОУ:
поиски их решения
Примерно пятая часть детей, в школьном возрасте может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одарённые.
Заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему (именно такими потенциями обладают талантливые дети).
Наше общество всегда нуждалось в творчески одарённых людях. «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости» (доктор психологических наук К. Роджерс).
Поэтому сейчас идёт повышенный интерес к проблемам обучения и развития одарённых детей не только в научной среде, но и в обществе в целом и ведётся работа по внедрению инновационной технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательном учреждении начинается с нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность.
Так кто же такие одарённые дети?
Одарённые дети - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Существует четыре группы детей, по направлениям одарённости:
-дети с высокими интеллектуальными показателями;
-дети с высоким уровнем творческих способностей;
-дети, достигшие успехов в каких – либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.), - талантливые дети;-дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).
Чаще всего мы говорим об одарённых детях, как об опережающих в своём развитии сверстников. Но есть и другая проблема – одарённые дети отличаются от других и по характеру и восприятию окружающего мира. Они по – другому строят отношения с окружающими. По – другому трудятся, обладают нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися. Что мешает окружающим вовремя разглядеть этот дар и своевременно начать его развивать.
Практика показывает, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе его развития, т.е. одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо учитываются индивидуальные возможности усвоения знания.
Необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности. Теоретическая концепция одарённости лежит в основе стратегии педагогического воздействия учителя на одарённого ученика. По крайней мере, так должно быть, если мы хотим добиться максимальной эффективности в развитии одарённого ребёнка.
Среди педагогов и психологов существуют две точки зрения: для обучения талантливых детей создавать спецклассы (специальные образовательные учреждения) или одарённые дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними. На практике реализуются обе точки зрения. Но по социальным и экономическим причинам специально ориентированных на работу с одарёнными детьми образовательных учреждений мало. И поэтому есть большое количество массовых общеобразовательных школ, где и одарённые, и неодарённые обучаются вместе.
Отсюда следует, что проблема обучения одарённых детей распадается на проблему их обучения в специальных учреждениях (математические, художественные, спортивные) и на проблему их обучения в условиях массовой общеобразовательной школы, что более приемлемо.
Образовательное учреждение призвано дать учащимся широкое универсальное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, реализовать идею общего интеллектуального, нравственного развития личности через гуманитаризацию содержания образования; обеспечить высокий уровень мыслительных процессов, формировать личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда.
Для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной работы в школе. В наших школах одновременно учатся дети с разным уровнем готовности к обучению, а обучение одарённых детей должно строиться по принципу дифференциации учебного процесса. Перед нами появилась проблема создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, и реализацию их потенциальных возможностей.
Только при использовании научных методов оказывается возможным раскрыть творческие возможности учеников, целенаправленно сформировать у них увлечённость творческой деятельностью и обеспечить тем самым их самореализацию в учебном процессе. Мы должны дать ребёнку возможность получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Все формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем. Начинать надо учение ребёнка с радости познания. Только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребёнок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения надо вводить в учение. Но когда учение только начинается, должно обязательно быть радостным для ребёнка.
Образовательных технологий с одарёнными детьми:
-высокоэффективная роль учащегося на всех учебных занятиях. Именно ребёнок – главное действующее лицо;
-мотивация учащегося – сказывается в том, что часть учащихся (70%) регулярно выполняет индивидуальные задания;
-оптимальное сочетание фронтальных (40%), групповых (30%), индивидуальных (30%) форм учебной работы;
-оптимальная активность форм и методов обучения: использование исследований, проектов, учебных ролевых игр, «мозговых» штурмов и т.д.
-формирование положительной «атмосферы успеха» в обучении.
Всё это важно для работы в обычном классе, но особенно необходимо для работы с одарёнными детьми. Путь к максимальному успеху должен быть открыт каждому.
Предлагаю посмотреть таблицу, и определить какие вопросы предназначаются одарённым детям, а какие для обычного ученика?
Вопросы для обычного ученика Вопросы для одарённогоученика
Назовите, расскажите, перечислите…
Расскажите своими словами, опишите…
Изложи по порядку, сравните…
Придумайте другой вариант…
Что вам больше всего нравится?
Что вам больше всего не нравится?
Выберите… Сформулируйте, установите, соотнесите…
Покажите взаимосвязь…
Объясните смысл…
Объясните причины…
Есть ли другая причина?
Что произойдёт, если…
Выскажите критические
замечания…
Практика работы с одарёнными детьми показывает, что в условиях современной школы пока ещё сложно говорить о реализации системы работы с одарёнными детьми. Большие возможности по развитию творческого потенциала одарённых тетей существуют в сфере дополнительного образования и внеучебной деятельности.
Организация в школе специальных факультативов, различных развивающих групп, творческих конкурсов призвана способствовать удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Важно и то, что педагог, владеющий принципами работы с одарёнными детьми, будет применять их и во взаимодействии с остальными учениками, что только поможет развитию их интеллекта, креативности и личности.
Система поощрительных мер для одаренных детей.
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки.
Найти свой путь - самое главное в жизни любого человека. Каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас - редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Б. Акунин "Азазель"