Использование различных видов самостоятельной работы на уроках математики
В настоящее время работники народного образования все чаще задумываются над вопросом повышения эффективности учебного процесса, над возникающими проблемами традиционных образовательных практик, мешающих успешности каждого ученика, ищут пути их решения.
В связи с этим одной из основных задач обучения и ликвидации возникающих проблем , вызванных применением традиционных методик, на мой взгляд, является задача научить учащихся учиться, привить им умения самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться.
Эта задача является одной из главных, от ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.
На каждом уроке наряду с планированием учебного материала продумываю и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит ученик на этом уроке.
Остановлюсь сначала на самостоятельной работе учащихся при изучении нового материала.
Если ученик научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или каким- то специальным пособием, или техническими средствами обучения, то будет решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителем. Здесь же решается вопрос привития навыка самостоятельной работы вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески приметь их в решении каких- то практических задач.
Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение учеником нового материала, начинаю на уроке. Можно предложить классу самостоятельно изучить тот или иной материал с помощью учебника или компьютера. Для проведения такой работы убеждаюсь, что каждый ученик готов к ней. Ученик должен знать, что конкретно он должен усвоить после проведения этой работы.
Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений подготавливаю базу у учащихся, обеспечивающую самостоятельность в этой работе.
Специальные вопросы и задания, ведущие к конечной цели данной работы, заранее сообщаю учащимся. При наличии вопросов в учебнике (например, в учебном пособии Погорелова А.В.) можно просто указать, на какие вопросы ученик должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе учащихся можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике или в компьютере, и поэтому требуются некоторые размышления ученика. Возможно, не все ученики сумеют ответить на них. Однако каждая самостоятельная работа по изучению нового материала завершается проверкой понимания изученного.
Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным ученикам, и перегрузки учащихся домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придётся тратить ученику на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят учеником материал на уроке и как закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у учащихся и навыков самостоятельной работы, и навыков учебного труда.
Одно из важнейших умений самостоятельной работы- умение обоснованно делать выводы, проводить дедуктивные рассуждения.
Что касается отдельных задач, то желательно почти на каждом уроке проводить самостоятельные их решения. Это может быть один для всех вариант или несколько вариантов с последующей проверкой решения с помощью переносных досок, карточек , с помощью компьютера или другими способами.
Задачи, которые ставятся при проведении самостоятельной работы, различны. Это может быть отработка какого-то умения с целью довести его до навыка, проверка усвоения материала, какого- то метода, умение давать обоснования, а иногда и с целью контроля.
В зависимости от задачи самостоятельной работы допускается или не допускается помощь учителя, другого ученика, работа в парах постоянного или сменного состава, помощь учебного и других пособий, карточек-консультантов.
Однако во всех случаях, если, наблюдая за работой ученика, вижу, что ученик не выполняет работу, не знает материал, полезнее помочь ему ,чем позволить бесцельно потратить время. Можно поставить и в этом случае оценку ученику, в зависимости от объема оказываемой ему помощи.
Практически и решение учеником домашнего задания считается самостоятельной работой, но степень самостоятельности здесь, как правило, трудно установить. Однако выполнение учащимися различных заданий, связанных с построениями, измерениями при условии, что они индивидуализируемы, можно всегда считать самостоятельной работой.
Важно уметь при самостоятельной работе пользоваться дополнительной, в том числе и справочной литературой. Полезно приучать учащихся к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы в дополнение к изучаемому материалу на уроке. Сначала учащимся можно указывать литературу, а затем и предлагать подбирать самим. Умение подобрать необходимую литературу тоже элемент самостоятельной деятельности ученика. Введение в урок небольших сообщений учеников, заранее запланированных учителем, очень оживляет урок.
Одним из видов самостоятельных работ учащихся при изучении нового материала является также выполнение необязательных заданий для желающих учеников. Это задачи повышенной сложности или материал учебника, не предназначенный для обязательного изучения. Сюда же можно отнести и изготовление моделей с целью придумать эту модель к какому-нибудь понятию или к задаче.
Работа над конструированием и выполнением модели позволяет глубже усвоить материал и быстрее вырабатывать у учащихся «мысленное видение».
Практикую написание учащимися сочинений или подбор материалов по различным темам из сети интернет на отдельные небольшие темы, например, «Симметрия в природе» и другие.Часто ребята готовят проекты и презентации. Например, учащиеся пятых классов приготовили проект на тему: "Старинные меры измерения на Руси".
Все эти виды самостоятельной работы при изучении нового материала полезны не только в вопросе формирования умений и навыков самостоятельной работы, но и содействуют выработке сознательного и творческого отношения к труду вообще.
Успех любой самостоятельной работы во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовать свою деятельность. Учитывая, что самостоятельные работы на уроках математики применяются почти на каждом уроке, представляется правильным создать специальные памятки, где даются некоторые рекомендации по работе с математическим текстом и решению задач как основных видов учебной деятельности при изучении математики. Эти памятки можно вывесить в кабинете математики.
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие.
Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учебного материала с учетом этих ошибок.
Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися заданий после логически завершенных порций учебного материала и отслеживание на базе этого широты и глубины полученных учащимися знаний и умений.
Самостоятельная работа может входить почти во все методы обучения, применяться почти на всех этапах обучения. На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельная работа может занимать 5-6 минут, на этапе формирования умений и навыков до 10-15 минут. На контролирующие самостоятельные работы можно отвести 30 минут и более.
Самостоятельные работы использую для достижения различных целей:
на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем;
на этапе формирования умений самостоятельные работы направлены прежде всего на отработку правильности выполняемых действий;
на этапе формирования навыков они направлены на отработку быстроты выполняемых действий.
Если при организации самостоятельной работы ставлю задачу формирования навыков самостоятельной работы, то продумываю и определяю:
1.Цель, время, характер самостоятельной работы, формируемые навыки самостоятельного учебного труда, на которые можно обратить внимание при выполнении именно этой работы.
2.Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение самостоятельной работы.
3.Определяю вид работы (с книгой, с карточками с компьютером и др.). Здесь же определяю те моменты урока, где можно подчеркнуть роль и значение тех или иных навыков самостоятельной работы.
4.Вид работы с упражнениями: выполнение заданий репродуктивного или продуктивного характера или задания на повторение.
5.Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Анализ выполнения самостоятельной работы начинаю с общих замечаний: как в общем выполнена работа и какая помощь требуется отдельным учащимся. Затем отмечаю задачи с которыми класс справился хорошо и задачи, в которых сделаны наиболее типичные ошибки. Заканчивается анализ ответами на индивидуальные вопросы учащихся.
Одним из стимулов умственной самостоятельной деятельности является удовлетворение от проделанной работы. Сознание того, что ты что- то можешь сделать сам и даже помочь другому, вызывает чувство удовлетворения. В этом – одно из значений самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа в изучении математики не самоцель. Она является,на мой взгляд, необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся.
В последние годы большое внимание уделяю различным видам самостоятельной работы на своих уроках, так как считаю, что самостоятельная деятельность учащихся является непременным условием успешности каждого ученика.
Систематическое использование различных видов самостоятельной работы с привлечением карточек-заданий, карточек-консультантов, тестов, работа в компьютерных классах с электронными пособиями дало возможность добиться положительных результатов в обучении учащихся:
в течение последних 5 лет все учащиеся успевают по математике; качество знаний моих учащихся составило в
I полугодии 2013-2014 учебного года - 67%.
Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты характера личности ребенка, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать сложные жизненные задачи.
Составитель: Пелагея Степановна Пухова.
Москва, СОШ №1955.
Учитель математики.