Театрализация , как способ формирования коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время.


Театрализация ,как способ формирования коммуникативных УУД на уроках и во внеурочное время.
Цель: Создать условия для формирования коммуникативных УУД методом театрализации на уроках и во вне урочной деятельности.
Задачи:
проанализировать психолого -педагогичскую литературу.
адаптировать в свою деятельность наиболее эффективные методические приёмы и методы
систематически отслеживать динамику коммуникативных УУД.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно
много ума, чтобы пользоваться им"....
Яркая особенность человека-это умение говорить. Если человека лишить общения, то он не может развиваться, а общество распадётся. Поэтому развивать в детях коммуникативные качества личности - важная задача учителя.
Так что же такое коммуникация? В современном толковом словаре объясняется так: «общение, передача информации от человека к человеку- специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)»
В современном обществе происходят перемены, увеличился поток информации, а это значит, что ученику необходимо усвоить большой объём знаний, уметь самостоятельно усваивать знания и выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины, т. е. стать конкурентоспособным на рынке труда. Одна из задач учителя начальных классов – работать над формированием коммуникативных УУД. Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество - умение слушать и понимать друг друга, в совместной деятельности уметь договариваться, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга. Именно поэтому я работают над проблемой «Формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников».
Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. В современном обществе мы часто наблюдаем дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры общения между людьми. А это значит, что актуальность формирования коммуникативных навыков у детей возрастает.
3. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
 На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег. Идея опыта заключается в создании условий для успешного формирования и развития коммуникативных навыков в учебной деятельности и обычной жизни.
В условиях значительных изменений во всей системе образования одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к общению с одноклассниками, активности, самостоятельности в процессе учебного общения, старается соблюдать правила поведения в школе и вне школы. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию коммуникативных УУД.
    Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. Дети должны верить в успех своей работы.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование и развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.
4.Теоретическая база опыта
Проблема эффективной организации процесса формирования и развития коммуникативных навыков в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время в психолого-педагогической литературе важная роль в развитии коммуникативных навыков отводится младшему школьному возрасту. Развитие коммуникативных навыков в учебно-воспитательном процессе рассматривается в трудах И.А. Зимней, Г.М. Андреева, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Е.Е. Сапогова. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, представили теоретическое обоснование основных аспектов деятельностного подхода; Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов – авторы теории развивающего обучения. Под руководством А. Г. Асмолова была разработана концепция универсальных учебных действий; Л. Г. Петерсон, раскрыл механизмы формирования УУД. Выявление степени сформированности коммуникативных учебных действий проводится на основе методик, предложенных ведущими отечественными учеными А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской . Используемые методики: «Незавершенная сказка», «Братья и сестры» (Пиаже), «Рукавички» (Г. А. Цукерман), «Левая и правая стороны» (Пиаже), проективный тест «Рисунок человека».
Успешность и интенсивность развития коммуникативных навыков зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения
Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях учёных Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В.. По их мнения для обладания коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями. Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений:
– межличностная коммуникация;
– межличностное взаимодействие;
– межличностное восприятие.
М.И. Лисина, Ю.В. Касаткина в своих работах утверждают, что одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной активности является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Е.Е. Сапогова отмечает, что особенности учебной деятельности младших школьников создают условия для формирования их коммуникативных способностей. Иначе говоря, учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают
    Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в формирование и развитие коммуникативных УУД. В них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них видно, что коммуникация играет важную роль в учебном процессе , она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом.
5.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогический опыт каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Он не может быть оторван от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Моя задача воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.
Сущность моего педагогическая опыта заключается в формировании и развитии коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника, которая обеспечивается через внедрение эффективных педагогических технологий и средств обучения.
Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки литературного чтения и внеурочная деятельность могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В процессе обучения у младших школьников я формирую и развиваю коммуникативные умения:
- риторические умения;- умение вести диалог;- умение слышать и слушать и вести спор;- умение вставать на точку зрения другого;- умение работать сообща для достижения общей цели.
В этом возрасте так же характерны такие коммуникативные умения как умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту.
Эффективным средством формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий является использование :парная и групповая работа;
беседы, дискуссии, диалога;
театральная деятельность;
игра.
А так же различные упражнения, взаимопроверка заданий, коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
Эффективные средства формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
5.1 Театральная деятельность.
Метод театрализации включает в себе разнообразные приемы. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе систематически.
Чтобы процесс адаптации к новым условиям, которые предлагают некие рамки, прошел для первоклассником более спокойно и безболезненно, я применяю приемперсонификации - включение в урок определенного героя.
На уроке помощниками учителя выступают знакомые (а иногда и не совсем знакомые) герои книг, мультфильмов. Они предлагают детям поспорить, порассуждать, найти выход из ситуации, становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное воздействие на ребенка. Сначала роли этих героев играют ребята по старше, а потом я подключаю подготовленных детей из класса - а это опережающее домашнее задание, индивидуальный подход, работа с одаренными детьми.
Этот прием работает на формирование следующих предметных компетенций, для меня особенно важным является осмысленность и выбор произведений для самостоятельного прочтения или чтения с родителями (а это актуально, родителям самим не грех перечитать ту или иную детскую книжку).
Более того, этот прием на уроке позволяет снять психологический барьер между взрослым-ребенком, сделать трудное интересным и понятным, повышает мотивацию к чтению, позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.
Следующий прием -это прием ролевого прочтения текста. Этот прием формирует следующие компетенции: предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Для того, чтобы сделать этот прием более интересным использую следующие игры:
а)игра "Выбери себе роль" -тоже традиционное чтение по ролям, но дети берут в руки атрибут или надевают на голову шапочки и игра становиться живой.
б)очень нравиться моим ребятам игра "Кто я?" -поработав над текстом каждый выбирает себе определенного героя и представляет себя, вживаясь в роль при помощи разного темпа, тембра, интонации.
в)игра "Диктофон" появилась сравнительно недавно. Принимая на себя роль диктора, ведущего, дети записывают выразительное чтение стихотворения или отрывка из произведения и пересылают мне на электронную почту. Я прослушиваю их дома, а в классе предлагаю выслушать лучших. А также тех, у кого получилось не очень хорошо, чтобы дать ребятам рекомендации.
Во-первых, успеваю всех оценить;
-во-вторых, вижу как работают над текстом (орфоэпия мышление, ударения, паузы, логопедические проблемы).
-в третьих, повышаю мотивацию.
г) кукольный театр, который помимо всего прочего, развивает мелкую моторику рук.
Сценически -игровые упражнения.
-
Предметные умения работы с текстом становятся особенно актуальными сейчас, когда наши дети уже со 2 класса пишут Всероссийские проверочные работы, сдают ОГЭ и ЕГЭ, пишут в 11 классе сочинения.
Я веду серьезную работу именно над пересказом текста, работы над изложением. И сценически игровой прием очень важен. После прочтения текста, предлагаю показать все то, о чем говорится в произведении, жестами, мимикой, позами. Дети легко с этим справляются, соответственно не испытывают трудности при пересказе или в изложении.
Для примера, я провела анализ работ и вот результат: после обычного чтения (даже несколько раз прочитали) результат изложения близко к тексту, но значительно ниже, чем после проигрывания эпизодов. Более того, этот прием позволяет эмоционально принять позицию каждого героя и научить правильному нравственному выбору.
Еще один прием -инсценировка. Часто использую на уроках литературы, а также на уроках русского языка, когда работаем над составлением рассказа по серии сюжетных картинок.
Каждой группе предлагается придумать, чем закончиться или как можно продолжить рассказ. Более того, сыграть мини-спектакль в классе. Учим таким образом сочинению.
Все эти приемы я использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, так как являюсь руководителем кружка "Маленькая страна".
Ну, и конечно, наиболее интересным и для меня, и для детей становится драматизация -постановка произведения (в том числе, которые изучаем) на сцене.
5.2. Игра. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Использование игровых технологий на уроках помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Когда дети играют, то не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В классе даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. С этой целью я наблюдаю за детьми, выявляю их любимые игры, анализирую, какие игры нравятся больше, какие меньше. Оказалось, что большее предпочтение дети отдают играм-предложениям, играм-загадкам, сюжетным играм , играм – путешествиям, играм делового( экологического) характера. На первом этапе (1-2 класс) я включаю в работу сюжетные игры, которые направлены на то, чтобы раскрепостить ученика. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Форма игры может быть массовой. Уже в 3-4 классах я использую игры делового характера, когда ученики выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих какие – либо проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Игры – путешествия, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием, их устными сообщениями, переживаниями. Игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
В своей работе я использую « Правила успешной работы»
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Игровой прием, включающий детей в новую тему ( элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое) - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах..
5.3. Работа в парах. К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности. На уроке необходимо поддержать и развить их. Я стараюсь на уроке создать условия для естественного общения, здесь и помогает работа в парах. Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10 – 15 мин, во 2-3 классе 20 – 30 мин. Парная работа на уроке - это обучение и воспитание, она учит строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На своих уроках я применяю применение следующих виды  работ в паре:  разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ и т.д.
На своих уроках использую статистическую пару и динамическую пару. Чаще применяю статистическую пару (пара постоянного состава)- «взаимообучение», «взаимоконтроль» - эффективный механизм, обеспечивающий регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающий речевую и мыслительную активность каждого обучающегося. Сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль». Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать, содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Например: отработка навыков чтения, пересказ прочитанного, взаимодиктанты.
Динамическую пару (пара сменного состава)- использую реже. В динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется в строгой последовательности при смене партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают дуг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и является основным механизмом работы в динамической паре. Работу в динамической паре использую на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира
Формирую коммуникативные умения работы в парах постепенно, определенными этапами.
Первый этап: мотивация работы в паре, где каждый индивидуально выполняет какое либо задание. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.
Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята выполняют работу, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.
Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации. Поэтому взаимодействие в парах организовано по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга.
На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.
Проектная и исследовательская деятельность.
Основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. В основе проектной и исследовательской деятельности лежит развитие познавательных умений и навыков обучающихся; ориентирование в информационном пространстве, самостоятельное конструирование своих знаний, интегрирование знаний из различных областей наук, формирование культуры публичных выступлений.
Проектная и исследовательская деятельность близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. В своей работе я применяю проектную и исследовательскую деятельность, ориентированную на индивидуальную, групповую реже парную деятельность учащихся. Для этого использую: исследовательские проекты, творческие, игровые, информационные проекты. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Включаю обучающихся в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. В 1, 2 классах – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты и исследовательские работы. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.
Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют проектной и исследовательской деятельности. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта или исследовательской работы.
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем, одноклассниками. Что может быть интереснее для меня, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

5.5. Работа в малых группах.
Объединение в группы способствует сплочению коллектива. Для организации групповой работы класс делю группы по 4 — 5 человек. Планируя состав группы, учитываю психологическую совместимость детей. Задание даю группе, а не отдельному ученику. Роли учащихся при работе в группе распределяться по-разному: в 1-2 классе роли заранее распределены учителем . 2-3 класс роли участников смешаны: для части детей они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания. 4класс -  участники группы сами выбирают себе роли. Например: группам дается задание ответить на вопросы по новому материалу. В группе 4 человека: сильный, двое средних и один слабый ученик. Работа может быть построена следующим образом: сильный ученик непосредственно отвечает на вопросы и руководит работой группы; слабый ученик находит подтверждение его ответов в тексте учебника; два других ученика работают следующим образом: один записывает ответы на лист бумаги, другой придумывает или находит в учебнике примеры. А бывает и так : разрезаю на части  листы бумаги разного цвета и предлагаю детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа. Таким образом, работая в группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что это увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.  Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально. Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»).5.6. Диалог. Диалог в обучении, т.е. учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между детьми, между детьми и учителем, между учителем и детьми. В условиях учебной ситуации это осуществляется в форме речи. Моя задача на уроке - создать ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог - подача информации через различные виды бесед, дискуссии, диспуты, создание проблемной ситуации. Главным условием возникновения диалога на уроке считается наличие проблемной ситуации, именно она является «начальным моментом мыслительного процесса».
Этапы учебного диалога:
Первый этап. Формулировка темы может заключать в себе проблему.
Второй этап. Может быть объединён с первым, когда тема задана в виде вопроса. Вопрос-тема должен побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых знаний, содержать в себе затруднение или противоречие, которые необходимо решить на уроке.
Третий этап. Заключает в себе совместный поиск решения учебной задачи
На своих уроках я использую виды диалога: побуждающий и подводящий. На уроке ученик не просто слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания.
Благодаря диалогу на уроке нет детей, которые просто сидят. Все думают, стараются выразить свои мысли. Диалог способствует интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. В учебном диалоге могут присутствовать элементы игры. Это позволяет сохранить познавательную активность ребёнка и облегчает сложный процесс учения. Дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание и активизируется речь.
6. Анализ результативности
Применение новых технологий, различных форм,  методов,  используемые в работе, позволяют выявить уровень  сформированности коммуникативных учебных действий детей. В течении последних трёх лет было проведено мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников основе методик, предложенных ведущими отечественными учеными А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской – «Типовые задачи». Используемые методики: «Левая и правая стороны»(Ж. Пиаже), задание «Рукавички»(Г.А. Цукерман), методика «Кто прав?»(Г.А. Цукерман и др.) задание «Дорога к дому» и была прослежена их динамика.