Разработка урока русского языка по теме Основные группы сложноподчинённых предложений
Разработка урока русского языка
в 11 классе по теме
«Основные группы
сложноподчинённых предложений»
Предмет. Русский язык
Класс. 11
Тема. Основные группы сложноподчинённых предложений
Цели. Повторение и обобщение сведений об основных группах СПП, способах связи в них; закрепление умений расстановки знаков препинания в СПП, навыков правописания; подготовка к ЕГЭ.
Развитие устной и письменной речи, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать чувства сопереживания и милосердия.
Оборудование. Компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
Оргмомент. (Число, тема, цели урока). (слайд 1)
Подготовка к восприятию.
Беседа:
- что такое сложное предложение? (слайд 2)
- какие виды сложных предложений вам известны? (слайд 3)
- сегодня мы будем работать со сложными предложениями (цели урока), поэтому давайте вспомним, какие группы придаточных предложений вам известны? (стр. 93 – сборник подготовки к ЕГЭ) (слайд 4).
- как мы различаем виды придаточных СПП? (по вопросу, значению)
Работа по теме
Запись под диктовку предложений (3 человека по очереди у доски), нахождение границ, общая характеристика:
Я увидел, что на небе появилась радуга. (союз, изъяснительное)
На небе появилась такая огромная радуга, какой я ни разу не видел. (союзное слово, определительное)
Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку. (союз, обстоятельственное)
Обратить внимание на средства связи между предикативными частями, беседа:
- как называются части СПП? (главная и придаточная)
- с помощью чего могут присоединяться части СПП? (слайд 5)
- как различить союзы и союзные слова? (слова что, как, когда могут быть и союзами, и союзными словами) (стр. 92 – сборник ЕГЭ) (слайд 5) (проанализировать, союзы или союзные слова употреблены в уже записанных предложениях)
Закрепление
Слово учителя:
- Тема «Сложноподчинённые предложения» встречается при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. В задании А-10 нужно уметь правильно дать характеристику предложению, а задания А-25 и А-26 посвящены постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении, в задании В6 нужно найти в исходном тексте СПП с определённым видом придаточного.
- выполнение тренировочных заданий из сборника ЕГЭ: расстановка знаков препинания и нахождение правильного ответа (А 25) (с помощью интерактивной доски):
Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1 Вечернее солнце (1) закатные лучи (2) которого (3) терялись в густой зелени соснового бор (4) постепенно меркло. (слайд 6)
1 2 3 1, 4
2 Проливной дождь (1) за серой пеленой (2) которого (3) были скрыты очертания домов (4) стал неприятным сюрпризом для туристов (слайд 7)
1, 3 2 1, 4 4
3 Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход. (слайд 8)
1, 2 1, 3 2 1, 2, 3
4 Это простейшее полупроводниковое устройство (1) принцип действия (2) которого (3) заключается в пропускании тока (4) только в одном направлении. (слайд 9)
1 2 3 1, 4
Работа с текстом: (слайд 10)
(1)Зима. (2)Из канализационного колодца идёт пар. (3)Вокруг отта__вшая земля. (4)Подхожу ближе и вижу, что земля шевелится. (5)Да это броше__ые людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.
(6)Я знаю людей, которые выставляют свою собаку на улицу. (7)Выставляют, потому что она не может больше приносить потомства. (8)А значит – дохода. (9)Что же получается: деньги вместо души?
(10)В наши дни д__фицит милосердия очень велик. (11)Не покинет ли нас доброта, которой недостаёт всем нам уже сегодня? (12)Горе у товарища – мы не спешим на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотр___т, как муча__тся на трёх лапках кошка. (14)Как не может приземлиться ране__ый голубь. (15)Мы снов__ проходим мимо.
(16)Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу. (17)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (18)Космос, медицина, геология – сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (19)Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
(По Е. Лайковой)
- чтение учеником
- работа над содержанием текста, формулировка проблемы, поставленной автором текста (проблема милосердия)
- определить авторскую позицию (автор с болью говорит о дефиците милосердия в наши дни как в отношении людей друг к другу, так и по отношению к «братьям нашим меньшим»)
- какой пример из художественной литературы можно было бы привести в качестве иллюстрации к данной проблеме (Экзюпери «Маленький принц»; Леонид Андреев «Кусака»; милосердие в отношениях людей – Виталий Закруткин «Матерь человеческая»; Шолохов «Судьба человека»)
- вставить и объяснить пропущенные орфограммы,
- найти в тексте СПП с одним придаточным, расставить знаки препинания, найти границы, средства связи, вид придаточного (с помощью интерактивной доски, в тетрадь выписываются только СПП, где ставят запятые, сколько успеем по времени):
- Подхожу ближе и вижу, что земля шевелится. (союз, придаточное изъяснительное)
- Я знаю людей, которые выставляют свою собаку на улицу. (союзное слово, придаточное определительное)
- Выставляют, потому что она не может больше приносить потомства. (союз, придаточное обстоятельственное, причины)
- Не покинет ли нас доброта, которой недостаёт всем нам уже сегодня? (союзное слово, придаточное определительное)
- Ребёнок с интересом смотрит, как мучается на трёх лапках кошка. (союзное слово,
придаточное изъяснительное)
- Космос, медицина, геология – сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (союзное слово, придаточное определительное)
Работа в парах (работают 5 минут, потом проверка)
Каждая пара получает задание на карточках:
Задания:
I группа: Составить и записать предложения, используя данные схемы. Определить вид придаточного в каждом случае. (карточка № 1).
II группа: Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях. Построить схемы. (карточка № 2)
III группа: Дать характеристику предложениям по данным схемам. (карточка № 3)
Карточка №1 (слайд 11)
Составить предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.
[ … глаг. ], (что…)
(Хотя… ), [… ]
(Если… ), [ то … ]
Карточка №2 (слайд 12)
Расставить знаки препинания, построить схемы.
Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
Река по которой мы плыли была весьма широкой.
Мы вышли к реке когда начался дождь.
Карточка №3 (слайд 13)
Дать характеристику предложениям по данным схемам:
[ … сущ ], (который…).
—
—
[ и ], [хотя ].
[ … гл], (что …).
Сопоставьте предложения и виды придаточных в них (ответы запишите цифрами): (слайд 14)1 – Мы любим дом, где любят нас.
1 – придаточное изъяснительное
2 – Он бежал так, как раньше не бегал
2 – придаточное обстоятельственное, условия
3 – Я рассказал эту историю, чтобы дать понятие о мещёрских болотах. 3 – придаточное определительное
4 – Она не знала, куда ей идти.
4 – придаточное обстоятельственное, цели
5 – Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный. 5 – придаточное обстоятельственное, образа действия
Ответы: (слайд 15)
1 - 3
2 - 5
3 - 4
4 - 1
5 - 2
Упражнение 251 – если останется время
Подведение итогов
Домашнее задание – упражнение 254 (слайд 16) –составить СПП с данными союзами и союзными словами; вариант 15, задания из области В.
Рефлексия. Перед вами на доске три файла:
1 – возьму с собой, пригодится в дальнейшем
2 – информацию ещё переработаю
3 – всё выброшу
- Как вы поступите с информацией, полученной на уроке? У вас есть смайлики, на которых написана тема сегодняшнего урока, положите его в тот файл, который вам подходит.