Методическая разработка Структура урока математики по технологии системно-деятельностного подхода

Коровкина Надежда Михайловна муниципальное общеобразовательное учреждение «Китовская средняя школа»
Современный урок математики в условиях реализации ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения- это прежде всего:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но метапредметных и личностных результатов);
Для учителя и для школы особенно актуальными являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов?
В настоящее время необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, особенно связанных с такими видами деятельности как учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и других. Каждый урок предполагает осознанное вхождение учеников в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование, четко определяются этапы урока и прописываются формируемые на них умения учащихся. В конце каждого урока фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексии и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Планирование урока математики при реализации деятельностного подхода представляет последовательное выполнение учителем следующих действий:
1) Формулирование целей урока.
2) Подбор вопросов, заданий для этапа актуализации знаний и действий.
3) Придумывание ситуаций, в которых у учащихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «созданию» нового знания.
4) Выбор способа организации деятельности и подбор слов выражений, с которыми учитель должен обратиться к ним.
5) Подбор необходимых дидактических средств.
6) Составление заданий, побуждающих учащихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.
7) Разработка способов организации выполнения учащимися этих заданий.
8) Составление заданий для контрольного этапа урока и подбор своих слов и действий при его организации. Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: "В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?» Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока? Какой возникает вопрос?".
Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.
Пример. Урок по теме «Умножение десятичных дробей» - математика 5 класс Н.Я Виленкин.
Цель: подвести учащихся к пониманию правила умножения десятичных дробей, учить выполнять умножение десятичных дробей.
Мотивация к учебной деятельности. На слайде презентации записаны примеры на умножение натуральных чисел (считают устно). Затем дается задача на нахождение периметра и площади квадрата со стороной 3,8 см. Учащиеся легко выполняют первую часть задания (нахождение периметра), а когда очередь доходит до площади возникает затруднение.
Побуждающий диалог: В чем возникли трудности? Чем это задание не похоже на предыдущее?» (Не умеем умножать десятичную дробь на дробь). В ходе диалога учащиеся проговаривают тему урока и называют шаги учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений. Каким образом можно попытаться решить данную проблему? (выдвигаются разные гипотезы: перевести десятичные дроби в обыкновенные и выполнить умножение, выполнить умножение не обращая внимание на запятые)
Учащиеся учатся ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).
Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся еще раз проговаривают тему урока: «Умножение десятичных дробей» и ставят перед собой цель: научиться выполнять умножение десятичных дробей. Составляется план действий: вывести алгоритм умножения десятичных дробей, научиться умножать десятичные дроби.
Реализация построенного проекта. Под руководством учителя выполняют составленный план . Проверяются обе выдвинутые гипотезы. Делаются выводы.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель организует усвоение учениками нового способа действий: умение умножать столбиком одну десятичную дробь на другую. Обращает особое внимание на то, что нужно сделать при умножении на десятичную дробь, если в произведении меньше цифр, чем надо отделить запятой. При выполнении типовых заданий учащиеся вслух проговаривают правило умножения десятичных дробей.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слайд презентации). Учащиеся выявляют и корректируют возможные допущенные ошибки.
Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке ( используют один из кружочков- красный , зеленый, желтый)
Обучение математике направлено на развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.


ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ

Закрепить знания о десятичных дробях
Закрепить навыки умножение десятичных дробей.
Формировать представление о характере изменения числа в зависимости от перемещения его цифр вправо или влево
Закрепить умение записи в тетради


УУД

Создание условий для формирования УУД
Личностные: формировать математическую компетентность. Добиваться ответа на поставленный вопрос, развивать речь. Развивать логическое мышление, память, математические способности.
Регулятивные: уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей; использование эталона для самопроверки.
Познавательные: использовать математическую терминологию
Коммуникативные: воспринимать устную речь, уметь выражать свои мысли, приводить и разбирать примеры