Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». КВН.


Тема: Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». КВН.
(с применением игровых и групповых технологий)
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.
Вид урока: комбинированный (повторение и обобщение).
Цели урока:
Скорректировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики";
Создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.
Педагогические задачи урока:
обобщить знания по разделу «Чудесный мир классики»;
формировать умение определять жанровую принадлежность,
 пополнить словарный запас.
развивать навык осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление.
уточнить смысл понятий «классика», «проза»;
развивать творческие способности учащихся.
воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий.
воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде;
Требования к уровню усвоения материала на конец урока:
знать изученные литературные произведения и их авторов;знать основное содержание изученных произведений;
уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка;
уметь читать выразительно художественный текст;уметь определять тему и главную мысль произведения.
Общая характеристика урока
Форма организации – самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов.
Тип урока – контрольный и обобщающий.
Стратегия – диагностическая и коллективно-соревновательная.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.
Обеспечение урока: 
учебник;
демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);
презентация.
Ход урока
1.Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами проведем КВН, который будет посвящен «Чудесному
миру классики». Для этого разделимся на 2 команды.
2. Приветствие команд.
-Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2минуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана. (Через 2 минуты команды приветствуют друг друга.)

Приветствие:«Знайки»Зайки все на свете знают,На вопросы отвечают.И сказать мы вам хотим –В КаВээНе победим!
Приветствие :«Почемучки».
То ли в окна, то ли в двери
Почемучки прилетели.
Говорят, что мы липучки.
Мы команда «Почемучки».
3. Конкурс « Поэтический».
«…Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
………… (Злого вора подстеречь)…»
2. «…Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
……………(Давно, давно ты ждёшь меня)…»
3. «… Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь………………..(Магуль - Мегери)…»
4«… и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:…………………………»Монтигомо Ястребиный Коготь».
5 «…Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла…………………….(Поднялась и расцвела)…»
6 «…Но по степи, разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
………………….(Морю Каспию журчит)»…
… Физкультминутка
1. Показать части тела (глава - голова, чело - лоб, темя - затылок, очи - глаза, уста - губы, ланиты - щеки, выя - шея, длань - ладонь, персты - пальцы,  десница - рука).2. Дыхательная гимнастика (вдыхаем приятный запах, задуем свечки)
3. Зрительная гимнастика (глазами круговые движения, помассировать, зажмурить, расслабить)
4.Конкурс «Эрудит»- Ребята, я буду показывать портреты авторов, которых мы проходили с вами в данном разделе. А вы должны будете назвать его Фамилию, имя и отчество, а также годы жизни.-Итак, первый писатель Ершов Петр Павлович1815-1869- Ребята, фамилию следующего поэта и сказочника вы знаете с детства и очень любите его стихотворения и сказки. Это….Пушкин Александр Сергеевич1799-1837- Следующий очень талантливый писатель и поэт это …Лермонтов Михаил Юрьевич1814-1841- Следующий писатель и баснописец очень любил детей. Это …Толстой Лев Николаевич ( 1828-1910)- И последний автор Чехов Антон Павлович (1860-1904)- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и мы продолжаем наш КВН.
5.Конкурс «Угадай-ка».-Вашему вниманию будут представлены опорные слова, вам надо будет по этим опорным словам узнать произведение и назвать автора.-Итак, первые опорные слова. (Опорные слова появляются на слайдах).1) Сааз (Турецкая балалайка), Магуль-Мегери, Тифлиз.(М.Ю.Лермонтов, «Ашик-Кериб»)
2) Камень, мужик, сто рублей.- К какому произведению относятся эти опорные слова и кто его автор?(Л.Н.Толстой, басня «Как мужик камень убрал»)3) Жар-птица, царь-девица, котел.(П.П.Ершов, «Конек-Горбунок»)4) Зеркальце, Королевич Елисей, яблоко, семь богатырей.(А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)-Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане и сыне его славном Гвидоне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».)
6.Конкурс «Разгадай-ка» -Вам надо за 5 минут разгадать кроссворд и назвать ключевое слово, которое зашифровано в этом кроссворде.( кроссворд с ответами и вопросами представлен в дополнении к уроку)На разгадывание кроссворда детям дается 5 минут - Время подходит к концу, какая из команд первая справилась с заданием.-Какое ключевое слово зашифровано в кроссворде?(Прозаическая)-Ребята, а что такое проза?( Проза- это не стихотворное произведение.)- А что же такое прозаическая сказка?(Это сказка, которая написана в не стихотворной форме.)- Ребята, а какая сказка из этого раздела является прозаической?(Сказка «Ашик-Кериб», М.Ю.Лермонтова.)
7.Конкурс «Сказочный».
- В этом конкурсе вам нужно узнать сказку из прочитанного раздела по
пословице .(Пословицы – на доске).
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.
Хотя с нуждою, а добился чести.
Живи добрее, будешь всем милее.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
8. Подведение итогов
Давайте подведём итоги, какая же команда наиболее эрудированная, умная, успешная.
Итог – победила дружба, недаром наш урок – это конкурс  знающих учеников.
Предлагаю поздравить друг друга крепким рукопожатием и бурными аплодисментами. ( Вручение дипломов.)

Приложение 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1)Что предложила рыбка за свое спасение?
2)Сколько лет рыбачил старик?
3)С его помощью злая царица хотела погубить царевну?
4)»Но, смягчившись, на сей раз, дал гонцу такой…»
5)О ком эти строчки: «Та призналася во всем: Так и так».
6) Этот герой отправился на поиски невесты.
7)Кто дал яблочко царевне?
8) К кому обращены эти строчки:» Не боишься никого, кроме бога одного»
9)Так называла зеркальце царица, когда рассердилась на него?
10) В кого превратился Гвидон в первый раз?
11) От кого спас Гвидон царевну лебедь?
12)Куда послала служить мужа старуха, когда стала столбовой дворянкой?
1 в ы к у п2 т ри д ц а т ь
3 я б л о к о
4 н а к а з
5 ч е рн а в к а
6 е л и с е й
7 ч е рн и ц а
8 в е т е р9 с т е к л о
10 к о м а р11 ч а ро д е й
к о н ю ш я я