Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя-логопеда


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Алёнушка» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
учителя-логопеда
первой квалификационной категории
Волковой Ларисы Арсентевны
на 2011-2016 год
г.Буинск
Личная карта учителя-логопеда
Образование: Высшее профессиональное образование. Ульяновский ордена «Знак Почёта госпедуниверситет им. И.Н.Ульянова, квалификация по диплому «преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище». Диплом МО №044100 регистрационный номер 56 от 29 апреля 1997 г.; ГАОУ ДПО «Институт развития образования», квалификация «логопедия». Диплом ПП-I №633854 регистрационный номер 781 от 11 февраля 2011 года.
Должность:  учитель-логопед
Педагогический стаж: с 15 мартаа 1991 года -26 лет
Общий стаж трудовой деятельности: с 15 марта 1991 года –26 лет
Курсы повышения квалификации:
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по теме: «Логопедический массаж в профессиональной деятельности учителя-логопеда», 2014 г.,
ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая» по теме: «Совершенствование коммуникативной компетентности русскоязычного воспитателя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее», 144 часа, 2014 год;
ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ» по проблеме: «Современные модели муниципальной системы дошкольного образования. Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программы развития регионально- муниципальных систем дошкольного образования», 72 часа, 2013 год
Тема самообразования:  «Моторная недостаточность».
Технология, по которой работает учитель-логопед: технология личностно-ориентированного подхода,
метода проектов.
Творческие замыслы: участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, вебинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Профессионального развития учителя-логопеда в межаттестационный период
3. План самообразования:
Тема самообразования 2011-2016г.
Актуальность выбранной темы
Проблема
Задачи профессионального развития
Цель профессионального развития
Предполагаемый результат работы
Результат развития профессиональной компетентности учителя-логопеда
Работа по реализации поставленных задач
4. Программа профессионального развития учителя-логопеда учреждения в межаттестационный период
Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного учебно - воспитательного процесса
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Участие в методической работе  детского сада.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
Пояснительная записка
Новые социально – экономические условия, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Важнейшим условием реализации концепции модернизации образования является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Из года в год растет количество детей с речевыми нарушениями. В этих условиях, профессиональная компетентность учителя-логопеда является важным фактором в предупреждении отставания в усвоении общеобразовательных программ и в повышении качества образования. Следовательно, учитель-логопед должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса, владеть инновационными технологиями диагностики и коррекции технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы.
Программа профессионального развития учителя-логопеда
в межаттестационный период
На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет  межаттестационный период. В индивидуальную программу профессионального развития учителя-логопеда необходимо вносить разработку учебных программ, методических рекомендаций, памяток для родителей, воспитателей, составление собственных методических материалов. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.  В конце учебного года проводится анализ педагогической деятельности в связи с полученными результатами в соотнесении с поставленными целями и задачами в начале учебного года. Исходя из этого, составляется индивидуальная программа профессионального уровня учителя – логопеда на следующий период.
Тема: «Работа по автоматизации звуков в условиях логопункта ДОУ»
Актуальность выбранной темы:
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в душе моей.
А.С.Пушкин.
Нарушения    звукопроизношения    у    детей    являются    достаточно изученным  разделом   в  логопедии, и  методика  их  преодоления  в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную  и  практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Проблема :Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:
-недостаточное развитие артикуляционной моторики;
-недоразвитие фонематического восприятия;
-нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
-грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
-отклонения в нервно-психической сфере;
-снижение уровня познавательной активности;
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих  положениях:
речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;
ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер;
Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Задачи:
Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей посещающие ДОУ.
Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений речи у детей.
Разработка и реализация индивидуальной работы с детьми имеющих речевые нарушения с учётом структуры речевого дефекта.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
Повышение своей профессиональной компетентности, овладение мною современных образовательных программам и технологий, обеспечивающих гармоничность, целостность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами дошкольного образования.
Изменение позиции семьи по отношению к деятельности детского сада, повышение педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста через систему эффективного социально-педагогического партнёрства.
Цель профессионального развития: 
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Повышение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
Построение коррекционно-логопедического процесса с использованием инновационных технологий:
игровые педагогические технологии;
создание ситуации успеха каждого воспитанника;
здоровьесберегающие технологии;
коммуникативная технология.
Теоритически обосновать и практически подтвердить развитие речевых способностей детей дошкольного возраста;
Повышение компетентности родителей.
Результат работы:
Созданы необходимые условия для сотрудничества с родителями детей логопедической группы, обеспечивающих речевое развитие дошкольника;
Повышена компетентность и заинтересованность родителей в области коррекционной работы логопеда с детьми;
Ведется углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей, что позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.
Результат развития профессиональной компетентности учителя-логопеда : разработаны и проведены открытые занятия и мероприятия по собственным, новаторским технологиям в соответствии с ФГОС ДО;
систематический самоанализ своей профессиональной деятельности, отчет о результатах работы над темой на МО и педсоветах;
разработаны дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в коррекционно-образовательном процессе;
результаты работы над темой самообразования помещены на сайте ДОУ;
обобщен опыт по исследуемой теме.
Работа по реализации поставленных задач должна включать следующие мероприятия:
организация работы с детьми;
организация работы с педагогами;
организация работы с родителями;
организация работы с социумом (общественные организации).
Программа профессионального развития учителя-логопеда учреждения в межаттестационный период
Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
Вопросы,
по которым
изучается
литература Литература,
нормативно -
правовые
документы Задачи
использования
литературных
источников Сроки Форма
отчетности Где, кем и когда
заслушивается отчет о
выполненииработы
Нормативно-правовая база
  Приказ РФ от 17.10.2013г.        № 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Знакомство сосновополагающим
документом Август, сентябрь
2011 г. Выступление Выступление на педсовете МБДОУ
«Алёнушка»
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Профессиональный стандарт педагога (проект)     Рабочая программа воспитателей, ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми , разработанная на основе практического опыта психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования.
ежегодно
Выступления, открытые мероприятия
Педсовет МБДОУ
«Аленушка»
Программа Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР”
Разработана рабочая программа
“Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР” ежегодно Выступления, открытые мероприятия
Заседание наМО в течение года
Формирование полноценного- личностного развития
ребенка
Использованные источники:
Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010;
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 2008;
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008;
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010
Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 2009;
Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 2010;
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 2009;
Т.Р.Кислова По дороге к азбуке – М. 2007;
Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007;
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008. 1.Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
2.Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3.Развитие коммуникативности, успешности в общении.
ежегодно Выступления, открытые мероприятия.
Собран дополнительный материал по работе с родителями из  Интернет – источников.
Диагностика речевых способностей дошкольников
Выступление на педсовете МБДОУ,
общих,
групповых родительских собранияхВзаимодействие с родителями Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Евдокимова Е.С. 2008
Семья и детский сад: педагогическое образование родителей Носова Е.А., Швецова Т.Ю. 2009
Степанова О.А. Организация логопед-кой работы в ДОУ. М., 2007
Зверева О.Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 1.Повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».
2. Разработка и внедрение в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия логопеда и родителей.
3. Работа в тесном контакте с родителями, для успешной коррекционной работы.
4. Популяризация деятельности ДОУ.
ежегодно Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями, совместные мероприятия с родителями
Выступление на педсовете МБДОУ, общих, групповых родительских собраниях, мероприятиях
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленногоучебно - воспитательного процесса
Задачи или содержание
деятельности Сроки Форма
представления
результатов Где и кем
заслушивается отчёт
о выполнении работы
Создание методическихразработок для эффективной коррекционной логопедической работы с детьми и родителями
2011 - 2016г.г. Методические разработки Открытые  занятия для воспитателей ДОУ и на заседании МО учителей-логопедов района
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на речевое развитие детей
2011-2016 г. г. Мастер-класс Участие в МО учителей-логопедов района, курсах повышения квалификации воспитателей города, района, республики 
Разработка сценариев мероприятий по теме  в соответствии с требованием ФГОС
2011-2016 г. г. Открытые мероприятия Самоанализ и анализ открытых мероприятий  на заседаниях МО  учителей-логопедов района в течение года
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание
деятельности
выступление Сроки Форма
представления
результатов
работы Где и кем и когда заслушивается отчет о
выполнении работы
«Просветительская работа учителя-логопеда среди родителей (родительские собрания общие и групповые, индивидуальные консультации). Приемы эффективного взаимодействия с родителями». Ноябрь
2011 Выступление Районное методическое объединении учителей-логопедов г.Буинска
«Игровые технологии в работе учителя-логопеда»,
Декабре 2012г.
Выступление Районное методическое объединении учителей-логопедов и психологов г.Буинска
«Логопедический массаж в логопедической работе с детьми имеющие речевые нарушения» Феврале2013г.
Выступление Районное методическое объединении учителей-логопедов и психологов г.Буинска
«Реализация коррекционно – развивающих задач в процессе совместной деятельности логопеда и воспитателей в ДОУ. Апреле
2014г.
Открытое  мероприятия   Районное методическое объединении учителей-логопедов и психологов г.Буинска
Работа по авторской программе «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
с использованием дидактических игр» Октябрь 2015г.
Мастер-класс
Выступление для воспитателей МБДОУ
«Алёнушка»
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе для успешной реализации ФГОС ДОАпрель
2016г. Мастер-класс Выступление для воспитателей МБДОУ
«Алёнушка»
Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы Январь
2015г. Презентация проекта Выступление на педсовете и  районном методическом объединении учителей-логопедов и психологов г.Буинска
«Лексико-грамматические игры и упражнения для развития связной речи детей»
Октябрь 2014г.
Открытое  мероприятия   Выступление на педсовете и  районном методическом объединении учителей-логопедов и психологов г.Буинска
 Участие в методической работе  детского сада.
Мероприятие Сроки Выполняемые виды работ
(решаемые задачи) Форма представления
результатов работы
  Открытые  мероприятия В течение года
2011 – 2016 г.г.  Цикл мероприятий,
разработанный в соответствии
с требованиями
 ФГОС Конспекты мероприятий
Посещение открытых мероприятий педагогов ДОУ В течение года Анализ  
мероприятий педагогов ДОУ Анализ  мероприятий педагогов ДОУ
Участие в проведении
тематических недель по лексическим темам
В течение года
2011 – 2016 г.г. Подготовка и проведение
мероприятий
по лексическим темам Проведение
тематических мероприятий
Проведение семинаров и мастер-классов В течение года
2011 – 2016 г.г. Подготовка и проведение
Подготовка и проведение
Заседание  педсовета 1 раз в  квартал
2011 – 2016 г.г. Методическая взаимопомощь,
представление опыта работы Заседание МО  воспитателей
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
Темы курсов
(семинаров, круглыхстолов и др.) Место прохождения курсов, участия всеминарах и др.мероприятиях Сроки Форма отчета о
результатах подготовки
«Логопедический массаж в профессиональной деятельности учителя-логопеда» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
 2014 г. Проектная работа «Развитие диалогической речи и творческих способностей посредством драматизации сказки «Курочка – ряба»
«Совершенствование коммуникативной компетентности русскоязычного воспитателя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на2010-2015 годы «Килэчэк» - «Будущее», ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая» по теме: 144 часа, 2014 год;
2014 г. Выступление для педагогов ДОУ
«Современные модели муниципальной системы дошкольного образования. Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программы развития регионально- муниципальных систем дошкольного образования», ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»
2013 г. Проектная работа