Стратегии смыслового чтения исследовательская работа
СЛАЙД 1
Мы очень часто встречаемся с различными фразами. В чем их смысл? Их можно прочитать по-разному.
Учиться нельзя не учиться!
Казнить нельзя помиловать!
- Прочитайте фразы.
- Почему мнения разные?
- Что же зависит от постановки знака препинания?
- У каждого свой смысл. Каждый прочитает эту фразу по-своему.
Есть читатели, есть читающие. Читатели читают и носят, как в портфеле. Пока внутри – стенки толстые, а как вытащил – портфель пуст. Читающие впитывают и впитывают, как губка. Как впиталось – вес прибавился, а как отжали – заполнить требуется. Чтение от чтения отлично. А вы говорите: что почитать? Не что, а как. Хотя и что тоже важно!
СЛАЙД 2
Тема педагогического исследования Стратегии смыслового чтения: шаг за шагом.
Сегодня наблюдается снижение интереса к чтению. Понимая роль чтения, я вижу главную миссию в том, чтобы вызвать у своих учеников интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей не только гимназистов, но и их родителей.
Меня поразили данные Федерального агентства по печати:
Увеличилась доля россиян вообще не читающих или читающих от случая к случаю. В 2005 году 79% жителей России читали хотя бы одну книгу в год, в 2012 – 63%. И самое тревожное, доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 2005 году до 28% в 2012.
Уроки семейного чтения ушли в небытие: в 1970 году регулярно читали детям 80 % семей, сегодня – только 7%.
Я вижу в этом большой социальный риск, т.к. чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него невозможно развитие личности, обладающей всем комплексом духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт.
Поэтому значимое место я уделяю работе над повышением престижности чтения как культурной ценности, интенсифицируя данный процесс.
Обучение детей грамотному смысловому чтению систематически на всех без исключения уроках и в процессе внеурочной деятельности. Сегодня это одна из целевых установок ФГОС НОО.
Ведь прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению младшими школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
Анализ нового образовательного стандарта привел меня к мысли о необходимости использования в своей педагогической практике инновационных методов и приемов, которые позволяют создать условия для развития у учащихся познавательной деятельности на основе смыслового чтения, стремления к самостоятельности, к самообразованию и самореализации, что является основным приоритетом современного образования.
Поэтому, планируя свою профессиональную деятельность, я поставила перед собой следующую цель:
СЛАЙД 3
- создание условий для развития и социализации личности, в процессе овладения обучающимися духовными, интеллектуальными и эмоциональными качествами посредством обучения стратегиям смыслового чтения.
Определила для себя решение следующих задач:
СЛАЙД 4
Провести диагностики сформированности аспектов смыслового чтения;
Внедрить в практику своей работы инновационные методы и приемы смыслового чтения;
Сформировать авторский банк методов и приемов обучения стратегиям смыслового чтения.
Создать модель поэтапного внедрения стратегий смыслового чтения «Шаг за шагом».
СЛАЙД 5
Гипотеза: если обучающиеся овладеют стратегиями смыслового чтения, то уровень их метапредметной подготовки повысится, а учебно-важные качества совершенствуются.
Анализируя процесс смыслового чтения мною использовался опыт, накопленный в исследованиях различных видов деятельности на основе концепции системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, Н.В. Нижегородцева и др.).
Особый интерес у меня вызвали идеи Зинаиды Ивановны Клычниковой. По ее мнению, Процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-то решения, ведущего к совершенствованию его личности.
Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (глава 1 п. 8) одним из основных результатов образования становится формирование УУД. Смысловое чтение является фактором формирования УУД, т.к. программы по разным предметам основываются на умении перерабатывать информацию, а одним из метапредметных результатов освоения ООП НОО становится умение работать с различными источниками информации.
В результате теоретического анализа литературы, методических материалов, нормативных документов мной были выделены учебно-важные качества, обеспечивающие готовность обучающихся начальной школы к обучению смысловому чтению.
СЛАЙД 6 ГС?
Компонентный состав смыслового чтения представлен в таблице:
№ п/п Функциональный блок обучения смысловому чтению Учебно-важное качество (УВК) Методика изучения УВК
1 В личностно-мотивационном выделены - школьная мотивация
- интерес к чтению - «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург
- «Отношение к чтению» ???
2 Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения представлен такими УВК, как … - речевое развитие
- понимание смысла текста (тема, озаглавливание, вопросы к тексту) - «Послушай и расскажи» О.Н. Усанова, О.Ф. Потемкина
-
3 В информационный входят -логическое мышление
-произвольность внимания
- произвольная память - «Четвертый лишний» Н.П. Локалова
- «Домик» Н.И. Гуткина
- «10 слов», «10 картинок» А.Р. Лурия
Первый этап работы (диагностический) был направлен на проведение диагностик учебно-важных качеств структуры смыслового чтения. Результаты диагностического исследования:
В сентябре 2009 года у учащихся 2 А класса при помощи психолога была проведены следующие групповые диагностики и индивидуальные обследования.
СЛАЙД 7, 8, 9, 10, 11
Анализируя результаты проведенных диагностик, я выявила, что положительную мотивацию к школе имели 95 % ребят. Диагностика познавательных процессов показала, что мышление достаточно хорошо развито у 71,5%, внимание у 66,5%, лучше развита слуховая память у 76,8%, зрительная у 71,5% учеников. У 57% моих детей очень низкий уровень речевого развития,. 57% детей все-таки читают ежедневно, среди родителей 68% читают прессу, а 11% - художественную литературу, только 23% читают своим детям, и еще меньше (17%) обсуждают с детьми прочитанное.
На основании анализа был сформирован банк методик, который помог в работе над выявленной проблемой.
В работе над текстом я выделила 3 основных стратегии:
СЛАЙД 12 + + +
Поиск информации и понимание прочитанного;
Преобразование и интерпретация информации;
Оценка информации.
Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и интерпретация информации Оценка информации
Дидактические игры
Интерактивные игры
Прогноз содержания
Текст с пропусками
Да-нетка
Морфологический ящик-копилка
Колесо знаний
Fishbone
Создание словесных картин, диафильмов, киносценариев Параллельные тексты
Знаю - Хочу узнать – Узнал
Мозаика
Двойной (тройной) дневник
Читательский дневник – портфель
6 шляп мышления
(роль, аудитория, форма, тема) РАФТ
Чтение с пометками
Плюс, минус, интересно
Создай портрет
Интерактивные игры
Словесные ассоциации
Дерево решений
Творческие задания
Интервью
Уроки семейного чтения
Читательские конференции
Для себя я выделила группу наиболее эффективных приемов.
Поиск информации уже на 1 этапе становится продуктивнее при активном использовании приема fishbone,
+ + + ГС(на слайде рыбий скелет) СЛАЙД 13, 14
который через ключевые понятия выражает суть проблемы, поставленной на уроке. Дети действуют по алгоритму: читаю – ищу – понимаю, при этом выражают свое понимание через создание модели. Вот такую модель дети создали на уроке окружающего мира при изучении темы «Пустыня». Этот прием рационален и при реализации всех обозначенных мною стратегий и на всех этапах обучения. ++
Используя прием «Морфологический ящик» +
учащиеся создают интерактивные информационные копилки по разным предметам. Сегодня в нашем арсенале копилки геометрических фигур, частей речи, членов предложения, зимующих птиц г. Райчихинска, деревьев Амурской области, созданных в программах Power Point, Word, Paint. Созданная детьми копилка носит сквозной характер, они дополняются, расширяются, корректируются.
На всех этапах обучения стратегиям смыслового чтения наиболее актуальными оказались интерактивные и дидактические игры. +++++ Именно они оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, отношение к учению. Окрашивая фольклорными мотивами такие игры как «Карусель», «Переводчик», «Художник», я смогла добиться проявления поддержки своей инициативы, увидела поддержку детей и вместе смогли оценить друг друга.
Обучая чтению с целью преобразования и интерпретации информации, опираемся на имеющиеся знания и опыт.
Для того, чтобы текст был усвоен и интерпретировать успешно, где требуется анализ не одно текста, а нескольких, я использую приемы работы с кейсами.Двойной (тройной) дневник + ГС, домой
позволил мне помочь детям увязать содержание текста со своим личным опытом. С одной стороны записываются фрагменты текста, которые произвели особое впечатление, вызвали у ребят какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из собственной жизни. С другой стороны они дают комментарий: какие мысли вызвала цитата? Какие мысли возникли? Я шагнула немного дальше. Мы с ребятами создали тройной дневник. Третья графа – вопросы к … автору текста, учителю, родителям, друг другу.
Следующим этапом этой работы стало создание
«Дневника читателя». + ГС СЛАЙД 16
Перед вами страницы из детского читательского дневника. Создавала его моя ученица. Ребята записывают фамилию автора и название книги, в результате получается перечень книг, им прочитанных, имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Тут же рисунки, выписки понравившихся мест, свои переживания, чувства (двойной дневник), возможность задать вопрос к … (тройной дневник)
СЛАЙД 17
Но кому-то из ребят было проще пользоваться для этой цели страницами специальных сайтов и их редакторами. В своих Дневниках мои юные читатели, заново воскрешают строки прочитанного произведения, дарят ему еще один смысл, дают ему еще один вариант новой жизни.
СЛАЙД 18
Сформировав навык работы с Дневником, переходим к следующей ступени - «Читательскому портфелю». Читательский портфель помогает работать с книгой не только в библиотеке, на занятиях по внеурочной деятельности, но и на всех уроках .
СЛАЙД 19Помимо основных разделов читательского портфеля «О себе», «Мои достижения», дети дополняют его структуру разделами, которые отличают портфель читателя от портфолио ученика: «Книги, которые я люблю читать», «Отзывы о прочитанных книгах», «Словарь читателя», «Хочу всё знать», «За страницами учебников». Мои юные читатели придумывают свои рубрики. Например, «Писатели – юбиляры», Арт-кейсы, где дети подбирают тексты на одну и ту же тему (художественные, научные, написанные самими ребятами), картины к этим текстам, и даже музыку. Некоторые ребята используют для этого компьютерные программы. Вот что получается. СЛАЙД 20.
Мы легко можем узнать, листая страницы читательских портфелей учащихся, какие книги, каких авторов, жанров, они любят читать. И прочитанные книги, и свои «Читательские портфели» ребята представляют на классных читательских конференциях. ++
Их обычно три, а темы различны: «Самая мудрая книга», Книга, научившая добру», «Книга, с которой я не расстаюсь».
Говоря о «Читательских конференциях", мы подошли к этапу оценки информации.
Очень хорошо, если ребенок читает не только в стенах школы, но и, придя домой, видит читающими своих родителей, близких. Приобщение моих учеников к чтению проходит успешнее, если в семьях существует традиция коллективного чтения вслух, обсуждения прочитанных книг. Так в нашем классном коллективе родилась мысль об уроках семейного чтения. +
Такие уроки проходят один раз в триместр. Таким образом, приобщаются к чтению и дети, и их родители.
++++
Эта работа вовлекает и меня, и моих деток в удивительный мир книг, формирует мир чтения моих подопечных, раскрепощает их, а вместе с этим обучает формулировать мысли и правильно говорить, развивает культуру речи.
СЛАЙД 21
В конце 2011 - 2012 учебного года среди родителей и детей было проведено повторное анкетирование Интерес кчтению. Оно показало:
86% (57%) детей стали читать ежедневно, среди родителей 24%(68%) читают прессу, а 48% (11%) - художественную литературу, 61% (23%) читают своим детям, и все они обсуждают с детьми прочитанное.
На этом этапе очень актуальным считаю использование творческих заданий при работе с текстом. Мною создана целая копилка таких заданий, находится в методических рекомендациях:
Отдельной строкой хочу сказать о сочинениях. Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и на любом другом уроке.
СЛАЙД 22 Сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.
Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь , помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков , активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение, любой текст.
Итак, результатом своей работы считаю позитивную динамику уровня обученности, а также то, что у гимназистов и их родителей появляется интерес к чтению вообще.
В конце 2011 – 2012 учебного года при помощи школьного психолога была проведена итоговая диагностика.
Выводы: СЛАЙД 23
1. Проведенные диагностики сформированности аспектов смыслового чтения показали, что
наблюдается положительная динамика роста уровня школьной мотивации, она увеличилась на 5 %; СЛАЙД 24
показывают положительную динамику роста результаты развития познавательных процессов: СЛАЙД 25, 26, 27, мышление – на 14%, внимание – на 11%, память – на 12%, диагностика речевого развития – на 47%.
уровень обученности за период с 2009 по 2012 год увеличился на 7%. СЛАЙД 28
Работая над созданием «Читательского портфеля» мои ученики получили первый опыт исследовательской деятельности. Это позволили им принять участие в академических чтениях. СЛАЙД 29
6 моих ребят стали победителями и призерами гимназического этапа олимпиад, а 3 человека победителями и призерами муниципального этапа. Мы стали активными участниками Всероссийских конкурсов:
- «Русский медвежонок – языкознание для всех»
- Молодежный математический чемпионат
- Молодежный филологический чемпионат
- командный турнир «Знайки» и др.
СЛАЙД 30
Мной сформирован и опробирован банк методов и приемов обучения стратегиям смыслового чтения, даны методические рекомендации для учителей начальных классов.
Создана модель поэтапного внедрения стратегий смыслового чтения «Шаг за шагом».
Все материалы были представлены коллективу на педагогическом совете и размещены на моем личном сайте. СТОП!!!
Один ученик, придя к своему наставнику сказал: «Учитель ! Я брошу читать книги». «Что так?» — спросил наставник. «Да не понимаю написанного», — отвечал инок. «Дитя, — сказал ему тогда старец, - овцы, когда найдут сочную траву, с жадностью хватают ее и проглатывают, не жуя, стараясь только как можно больше захватить, потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай книги, и темное для тебя будет светлым. Благодаря чтению непонятное поймешь.
И для моих детей неизвестные страницы книг стали светлыми.
Методические рекомендации
Упражнения для понимания смысла текста.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Определение темы текста, главной мысли.
4. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
5. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
6. Составление «толстых» и «тонких» вопросов
7. Выбор ключевых слов
8. Да-нетка
9. Fishbone
10. Прогноз содержания
11. Мозговой штурм
12. Дидактические игры
13. Интерактивные игры
14. Морфологический ящик
15. Колесо знаний
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Деление текста на части, составление плана.
Пересказ подробный и сжатый.
«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Распространение предложений.
Кластер (наглядный мозговой штурм)
Двойной (тройной) дневник
Читательский дневник - портфель
Параллельные тексты
Знаю – хочу узнать – умею
6 шляп мышления
Роль, аудитория, форма, тема (РАФТ)
Чтение с пометками
Плюс, минус, интересно
Создай портрет
Работа с текстом: оценка информации
1. Определение типа текста.
2. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
3. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
4. Составление кроссвордов по тексту.
5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
6. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя, сочинения-описания, сочинения-сказки, сочинения-рассказы, сочинения-загадки.
7. Подбор загадок к словам из текста.
8. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
9. Составление ребусов к словам из текста.
10. Синквейн
11. Интерактивные игры
12. Словесные ассоциации
13. Дерево решений
14. Уроки семейного чтения
15. Читательские конференции
Творческие задания при работе с текстом на уроках.
Работа с иллюстрацией к тексту.
Рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:
каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
школьники обмениваются рисунками;
получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
Лепка и аппликация.
Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Книжки-самоделки.
Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
Творческое пересказывание.
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.
Продолжение произведения (придумывание конца)
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
Творческое сочинение.
Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.
Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:
– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;– упражнения в самостоятельном построении сочинения.
Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.
Словотворчество.
Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.
Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.
Отзыв-рецензия.
Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.
Вариант структуры отзыва:
Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.
В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом. В классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы читаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, в на их месте вывешиваются новые отзывы.
Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса.
Аннотация .
Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.
Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку.
Памятка
Выбери книгу, которая тебе нравится.
Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
Начать аннотацию можно по-разному:В этой книге рассказывается о …Этот рассказ о …Писатель… рассказывает о …Главный герой этой книги– …Удивительные события происходят в …Любишь ли ты читать о …
Работа с кроссвордами.
Составление викторин.
Драматизация
Формы драматизаций:
– пальчиковый театр;– кукольный театр;– костюмированные представления по известным произведениям;– музыкальные инсценировки;– спектакли по собственным сценариям.
Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.
Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.
Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.
Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.
Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.
Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.
а. “Древо мудрости!”
Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
“Общее стихотворение”.
Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.
“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)
Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры.
“Небылица за 10 минут”
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
Кто это был (была)?
Как выглядел (-а)?
Куда пошел (шла)?
Кого встретил (-а)?
Что ему (ей) сказал?
Что он (она) ответил (-а)?
Что ему (ей) сделали?
Какова была его (ее) реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.
Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.
“Цифровой диктант”.
Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.
Записывают дети только две цифры:
0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.
Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.
Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.
Цифровые диктанты могут быть конкретному произведению или по произведениям, на общее развитие.
“Живые картинки”.
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.
Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.