Презентация проекта «Лаборатория неживой природы».



Проект «Лаборатория неживой природы».
Паспорт проекта.
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель Шурыгина Наталья Геннадьевна, родители воспитанников.
Срок проекта: июнь – август.
Цель проекта:
- Вызвать положительные эмоции у детей к природе, как таковой, так и неживой в частности;
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления об объектах неживой природы (камни ракушки, песок, глина, вода);
- знакомить со свойствами неживой природы;
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- познакомить детей с нетрадиционными способами художественного творчества;
- расширять словарь детей;
- укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, используя предметы неживой природы;
- развивать мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть объекты неживой природы (камень, ракушка, песок, глина, вода, шишка). Иметь представления об их свойствах. Использовать предметы неживой природы в своих играх, в творчестве.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Образовательная область «Речевое развитие».
Образовательная область «Физическое развитие».
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме: «Объекты неживой природы». Знакомство с художественной литературы: Т. Дергунова «Прыг да скок бежит зайчишка…». Т. Гурова «У кого есть шишки?», Т. Маршалова «Подружился мишка с мышкой», А.Романова «Ёжик нюхал шишку носом», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», С. Грдина «Добрая ракушка», А. Алферова «Летом мышка – норушка в норку принесла ракушку». Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды».
Сотрудничество с семьей.
Конкурс для родителей «Предметы неживой природы и изделия из них».
Консультация: «Наблюдаем, играя».
Название Цель Ответственный
Вода – волшебница. Выявлять свойства воды ( имеет вес, прозрачная, льется, без запаха, в воде растворяются некоторые вещества) Воспитатель Шурыгина Наталья Геннадьевна.
Что в пакете? Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха (прозрачный, легкий, невидимый). -
Легкий – тяжелый. Сравнить шишку и камень, научить определять вес предметов Божья коровка. познакомить детей с новой техникой рисования; новыми приемами рисования на камне; развивать эстетический вкус, воображение.
-
Игры с песком. Закреплять знания детей о свойствах сухого и влажного песка. Плывет – тонет. В процессе эксперимента, сравнить какие предметы плавают, а какие тонут (шишка, камень, ракушка). П/и: «По камушкам через ручеек», «Мишка косолапый по лесу идет…» Познакомить с правилами игры. Развивать равновесие детей, ловкость. Узнаем, какая глина. Знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Чудесный мешочек. Учить определять и различать на ощупь объекты неживой природы. Панно «Морское дно» Учить детей составлять композиции из ракушек, проволоки, развивать воображение, фантазию, учить работать вместе, сообща, помогать в работе друг другу. Пропусти воду. Продолжать знакомить и сравнивать свойства песка и глины. Игры с воздушными шарами и соломинкой. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Игровые упражнения: «Спрячь камешек», «Допрыгни до шишки». Учить играть по правилам. Тема: вода – волшебница.
На прогулке дети вместе с воспитателем обнаруживают две загадочные баночки. Дети рассматривают закрытые крышками банки, одна – пустая, другая – с водой. При обследовании выясняется, что одна банка тяжелая, а другая – легкая. Педагог предлагает открыть легкую банку. Что в ней? (Пустая, ничего нет, поэтому и легкая). Слегка встряхивая вторую банку педагог спрашивает, что же может быть в ней. Если дети затрудняются, то можно дать подсказку – в этой банке что-то плещется, булькает. Открыть банку, предложить рассмотреть воду – какая она.
Опыт: перелить воду в стеклянную банку и опустить в нее любой предмет. Дети выполняют, выбирая любой предмет и опуская его в банку с водой, убеждаясь, что его хорошо видно через воду. Вода прозрачная.
Опыт: если наклонить банку с водой, что же будет? Предложить детям взять маленькие стаканчики и наполнить их водой. Вода льется, она жидкая.
Опыт: предложить детям посмотреть фокус. Какая вода у вас в стаканчиках? (прозрачная). Какая на вкус? (безвкусная). Чем пахнет? (ничем). А сейчас каждый из вас положит в стакан немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (коричневая, пахнет кофе). А какая стала на вкус? (горькая). Что надо сделать, чтобы стала сладкая? (положить сахар). Предложить каждому ребенку положить сахар и размешать ложечкой. Сахар растворяется в воде. Снова попробовать воду. Какого вкуса стала вода? (сладкая). Значит, вода может поменять и вкус, и цвет, и запах. Волшебница да и только.
Тема: что в пакете?
Дети среди игрушек на прогулке замечают полиэтиленовые пакеты. Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим. Предложить детям потрогать пакет. Обратить внимание на упругость пакета. Предложить посмотреть, что же в пакете, открыть – ничего нет и пакет перестал быть упругим. Так что же в нем было? В пакете был воздух, он прозрачный, невидимый, легкий,
Опыт: раздать детям трубочки для коктейля. Предложить подуть в трубочку, а теперь поставьте руку перед трубочкой и снова подуйте в нее. Что почувствовали? (ветерок). Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
Опыт: предложить детям стаканчики с водой, опустив коней трубочки в воду, подуть. Что происходит? (появляются пузырьки, а потом исчезают). Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
Тема: игры с воздушным шариком и соломинкой.
Опыт: на прогулку педагог выносит два шарика: один надут полностью, другой - наполовину. Дети играют и тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему. (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает»…). Один шарик упругий, потому что он сильно надут, другой – мягкий.
Опыт: что нужно сделать, чтобы шарики хорошо летали? (надуть). Что находится внутри шарика? (воздух). Как он попал в шарик? Его туда выдыхают). Педагог показывает, а затем предлагает детям продемонстрировать, как человек вдыхает и выдыхает воздух. На выдохе предложить детям поставить ладонь пол струю воздуха. Откуда берется воздух внутри человека? (его вдыхают).
Опыт: надуть шарик и опустить отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
Опыт: предложить игры с соломинкой: подуть через соломинку на воду, на листик, на травку…
Тема: легкий – тяжелый.
На прогулке обратить внимание детей на корзинку, которую принес медвежонок. Дети смотрят, что в ней лежит и замечают, что мишка набрал не только шишки, но и камни. Сравнение шишки и камня примерно одного размера. Шишка легкая, камень – тяжелый, стучит, твердый. Предложить детям положить в корзину только шишки, а камни сложить в ведерко. Определить, что тяжелее, а что легче. Мишка благодарит ребят и приглашает поиграть в игру «Мишка косолапый по лесу идет…»
Тема: плавает – тонет.
Воспитатель предлагает детям поиграть в морской бой на воде. Кораблики дети выбирают самостоятельно из разных предметов: камешек, палочка, проволока, металлический предмет, ракушка. В процессе игровых действий дети приходят к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Тема: чудесный мешочек.
№1. Дети достают предмет из мешочка, называют его и рассказывают об его свойстве. (камень - тяжелый, твердый, большой, маленький, стучит…, ракушка – маленькая, легкая, хрупкая…, шишка – легкая, не тонет, колкая…).
№2. Дети на ощупь определяют и называют объекты неживой природы.
№3. Педагог описывает свойства предмета, а дети называют предмет.
Тема: играем с песком.
Опыт: предложить поиграть в игру «песочные струйки». Насыпать песок через воронку в бутылочку с отверстием в крышке. Дети выполняют и наблюдают, песок сыплется через воронку, как вода струйкой течет. Сухой песок сыпучий.
Опыт: наполненную песком бутылочку, закрываем крышкой, переверну ее. Что происходит? (песок высыпается через отверстие в крышке). Песочек высыпается струйкой, им можно рисовать. Дети экспериментируют с сухим песком.
Опыт: предложить детям из бутылочки высыпать песок в виде куличика. Что нужно сделать, чтобы получился куличик? (налить воды в песок и перемешать лопаткой). Почему сырой песок не сыплется? Вода склеивает частички песка, у сухого песка все частички отдельно.
Тема: узнаем, какая глина.
В песочнице дети «случайно» замечают какой – то коричневый комок. Воспитатель предлагает рассмотреть его.
Опыт: может быть это камень? Бросает на землю. Что с ним стало? (разбился). Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой? Дети собирают кусочки и замачивают в воде. Куда делись комочки? (размокли). Это был не камень, а глина.
Опыт: обратить внимание детей, что глина размокла, стала мягкой, пластичной, из нее можно лепить. Предложить детям слепить шарики из глины. Готовые изделия положить на просушку.
Опыт: предложить слепить шарики из мокрого песка и положить на солнышко. Через некоторое время сравнить шарики из песка и глины. У сухого песка все частички отдельно – шарики рассыпались, а глиняные шарики остались целыми.