Оценка эффективности использования методов самоконтроля учащихся 12 – 13 лет на занятиях физической культуры.


Оценка эффективности использования методов самоконтроля учащихся 12 – 13 лет на занятиях физической культуры.
Современный всевозрастающий динамизм социокультурной ситуации, обусловливает непротиворечивое требование системе общего образования на воспроизводство социально адаптированной мобильной личности, обладающей совокупностью социально-значимых компетенций, детерминирующих жизнеспособность и жизнестойкость человека, успешность в реализации социальных функций (гражданин, семьянин, работник), непрерывное развитие.[6] Обучающиеся 12-13 лет представляет особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизнедеятельности. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма, что требует применения и использования врачебно – педагогических методов наблюдения за влиянием нагрузки на организм обучающегося. С этой задачей продуктивно справляется метод самоконтроля.[1] Самоконтроль позволяет учащимся нивелировать неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.[2] Редукция научной литературы поспособствовало определить цели, задачи и методы исследования самоконтроля учащихся. В исследовании приняли участие ученики 6-7 классов в количестве 203 человек. С учащимися был проведён теоретический урок, на котором, до них была доведена информация о необходимости участия в исследовании. Соглашаясь с И.А. Зайцевым и Ю.Л. Кислициным [5] мы определили, что самоконтролем являются – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. Цель самоконтроля – это самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за состоянием своего организма, физическим развитием, влияние на него физических упражнений и спорта. Исходя из цели самоконтроля, определились его задачи:
Расширить знания учеников о физическом развитии.
Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
Ознакомить учеников с простейшими доступными методиками самоконтроля.
Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.
Для самоконтроля учащимся рекомендуется использовать соматометрические показатели (масса тела, окружность талии, плеча, бедра, грудной клетки и т. д.), физиометрические показатели (ЧСС, ЖЕЛ, мышечная сила рук и т. д.), а так же целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, сон, аппетит, усталость. [3] Низкая оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующейся дисфункции органа или организма в целом. Наряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья, целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок.[4], [8]
Одним из самых доступных показателей для самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). На занятиях, пульсометрия измеряется следующим образом:
Указательным и большим пальцами на шее;
Ладонью на груди в области сердца;
Кончиками пальцев на виске;
Тремя большими пальцами на запястье.
Последним способом, измерения проводят в состоянии покоя. После физической нагрузки пользуются другими способами.
При легкой нагрузке частота пульса у школьников доходит до 100 – 120 удар/мин., при средней 130 – 150 уд/мин., высокой – свыше 160 уд/мин. После нагрузки пульс успокаивается через 5 – 10 минут и достигает 70 – 80 уд/мин. Пульс подсчитывается за 10 секунд каждым учеником. Самой содержательной и портативной в использовании является ортостатическая проба. Измеряется пульс в состоянии покоя в положении лежа на спине, затем учащийся встает и через 1 мин. повторяет измерение. Разница показателей не должна превышать 20 уд/мин. Тест выполняли учащиеся на уроках. Результаты тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели ЧСС
Отклонение от нормы Норма
Кол-во человек 21 182
% 10,4 89,6
Так же оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких, в норме у детей 12-13 лет она составляет 1750 – 1800 см3., если после занятий ЖЕЛ осталась без изменения или немного увеличилась, то нагрузка была легкая, если снизилась на 100 – 200 см3 – средняя, если на 300 – 500 см3 и более, то нагрузка высокая. ЖЕЛ учащихся измеряется с помощью спирометра. Сделав несколько глубоких вдохов и набрав максимальное количество воздуха, сделать плавный выдох в трубку прибора до отказа. Замеры проводят 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таблица 2
Показатели ЖЕЛ
Выше нормы Норма Ниже нормы
Кол-во человек 54 131 18
% 26,6 64,5 8,9
Следующим функциональным показателем является частота дыхания, которая в покое у школьников 12 -13 лет составляет 12 – 16 раз в минуту, после легкой нагрузки 20 – 25, средней 25 – 40, интенсивной более 40 дыханий в минуту. Частоту дыхания рекомендуется подсчитывать по колебаниям нижней части грудной клетки и верхней части живота за 30 сек. Для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем бала выбрана проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) и проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минутного отдыха в положении сидя нужно выполнить 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а после сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания. Отличным показателем считается время задержки дыхания от 60 с. и выше, высоким – 40-60 с., средним – 30-40 с. и низким – менее 30 с. Результаты тестирования представлены в таблице 3
Таблица 3
Показатели пробы Штанге
Отличный Высокий Средний Низкий
Кол-во человек 38 60 76 29
% 18,8 29,5 37,5 14,2
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется идентично пробе Штанге, с единственной разницей задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь отличным показателем считается задержка дыхания более 40 с., высоким – 30-40 с., средним – 25-30 с. и низким – менее 25 с. Результаты учащихся приведены в таблице 4
Таблица 4
Показатели пробы ГенчиОтличный Высокий Средний Низкий
Кол-во человек 32 54 93 24
% 15,7 26,6 45,8 11,8
Проверить состояние нервной системы, можно используя доступную каждому школьнику пробу – по кожно-сосудистой реакции. Реакция определяется следующим образом: по коже неострым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска кожно-сосудистая реакция в норме, белая возбудимость повышенная, багровая высокая. Результаты представлены в таблице 5
Таблица 5
Кожно-сосудистая реакция
Норма Повышенная возбудимость Высокая возбудимость
Кол-во человек 157 35 11
% 77,4 17,2 5,4
После объяснения и апробирования данных тестов с учащимися 6 – 7 классов было проведено тестирование по уровню усвоения данной информации. В тестировании приняли участие 203 ученика. Для первого уровня усвоения информации (узнавание) учащимся было предложено распознать по картинкам функциональные показатели и сопоставить их в таблице, для второго уровня (запоминание) – описать тесты для определения функциональных показателей, для третьего уровня (понимание) было предложено описать каждый тест и оценить уровень понимания учеником его предназначения в роли самоконтроля, для четвертого уровня (применение) учителем фиксировалось способность каждого ребенка применить знания на уроке.[7] Результаты проведенного тестирования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Функциональные показатели Уровни усвоения учебного материала
(В.Н. Максимова)
Узнавание Запоминание Понимание Применение
ЧСС 94% 88% 80% 77%
ЧД 90% 66% 58% 60%
ЖЕЛ 92% 81% 65% 65%
Кожно-сосудистая реакция 95% 77% 43% 78%
Подводя итоги, мы видим, что ученики могут самостоятельно регулировать степень нагрузки, используя различные методы самоконтроля. Оценивая методы самоконтроля, мы выяснили, что самым простым, понятным и доступным для использования учениками оказался метод измерения ЧСС, вторым измерение ЖЕЛ, третьим ЧД и четвертым Кожно – сосудистой реакции на нагрузку. Однако такая градация не является критичной и не может быть причиной не использовать тот или иной метод самоконтроля, так как для получения объективной картины общего функционального состояния необходимо использовать различные методы самоконтроля. Таким образом, можно говорить о том что, применяя простейшие методы самоконтроля на уроках физической культуры, учащиеся могут грамотно и самостоятельно контролировать свое функциональное состояние и физическую нагрузку, что минимизирует влияние таких отрицательных факторов как переутомляемость и претренированность.
Список литературы:
Анисимов О.С. Профессионализм в управлении образовательным учреждением//Инновации в образовании. 2002. № 5. С. 27-44.
2 Васильков А.А., Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с.: ил.- (Высшее образование).
3 Евсеев Ю.И., Физическая культура: учебное пособие/ Ю.И. Евсеев. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 378,[1] c. : ил. – (Высшее образование)
4 Железняков А.Г., Князев Н.А., Гонтаренко А.Н., Исследование комплексного подхода в развитии физических способностей подростков. / А.Г. Железняков // Физкультурное образование: научно – методический журнал №3/2011 С.15 – 17.
5 Зайцев А.И. , Кислицин Ю.Л. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2007.- 448с.: ил.
Козурман А.Н., Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха / А.Н.Козурман, Е.М. Голикова.- Воронеж: Наука информ,2014г. 600с.
Максимова В.Н. Диагностика обученности // Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 91.
Приступа Е.Н., Теоретико – методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография/Е.Н. Приступа.-М.:Изд-во РГСУ, 2007.-258с.