Возможность использования регионального материала на уроках чтения


Возможность использования регионального материала на уроках чтения.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике.
       Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассного чтения.
      Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Например, стихи Кудрявцева Игоря, Анатолия Ансимова и др. поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.        В процессе изучения истории, воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся учителями используются краеведческие материалы, материалы историко-краеведческого музея. Например, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям. Показать на карте места раскопок, которые были проведены в республике, наглядно показать, продемонстрировать найденные предметы, экспонаты: предметы быта, орудия труда, украшения и т.д. Всё это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как жилось народам. Эти предметы прекрасно дополняют учебник. Широко используется материал о Великой Отечественной войне, где рассказывается о судьбе наших земляков, героях ВОВ, героях России их подвигах и т.д. 
Очень интересны казачьи народные сказки. Спектр их применения в начальной школе очень широк: на уроках внеклассного чтения («Про царицу Лютру», «Кот и лиса», «Одноногий журавль» и т.д.), на уроках чтения (иллюстрация сказки «Две козы», прочитанной учителем). И во внеклассных мероприятиях: ко Дню матери читаем стихотворение Нинель Семерниковой «Спасибо, мама»:
Наверное не скажешь все словами
И словом каждый миг не назовешь,
К примеру, как сказать – спасибо, мама,
За то, что сердце ты хранишь мое.
Ко Дню освобождения Белой Калитвы от немецко-фашистских захватчиков, стихотворение М.Гвозденко «Высота Бессмертия»:
        Бессмертными стали герои,
        Их подвиг вовек не забыт.
        На той высоте, что сражались,
        Им памятник гордый стоит.
К Новому году, стихотворение Екатерины Кирьяновой:
        Стынут лужи, замерзая,
        Как хрусталь, звенит ледок.
        Даже елочка густая
        У зимы взяла платок.
Дети любят играть. Почему бы не поиграть в игру «Плетень заплетать»: участники игры, взявшись за руки попарно, говорят:
Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!
Молодая утушкаСобирала детушек.
При этом начинается заплетание. Крайняя пара справа поднимает руки, и под ними, как через ворота проходит весь хоровод, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так весь хоровод проходит под поднятыми руками второй, третьей пары, которые тоже поворачиваются, и так продолжается, пока все не заплетаются. Тогда начинается новый куплет:
        Расплетись, расплетись, плетень!
        Развяжись, развяжись, узел!
Молодая утушкаРастеряла детушек.
И под эти слова начинается расплетание, заключающееся в том, что хоровод все проделывает в обратном порядке.
        Очень нравятся детям игры «Коршун», «Утенок», «Горелки» и др.
Играя в игры, дети заучивают наизусть веселые песенки-потешки, небывальщины и частушки.